8. Первосвященническая молитва.
В Первосвященнической молитве Господа (Ин., гл. 17), которая является заключительной частью Прощальной беседы, находим следующие слова, обращенные Иисусом к Отцу: Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мiра … Я о них молю: не о всем мiре молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои … Я уже не в мiре, но они в мiре … соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы … мiр возненавидел их, потому что они не от мiра, как и Я не от мiра. Не молю, чтобы Ты взял их из мiра, но чтобы сохранил их от зла (e'k tou_ ponhrou_) (Ин. 17:6-15). В этой величественной молитве, в которой подводится итог всей предшествующей беседы с учениками и, как бы, суммируется все сказанное Спасителем о Его славе, которую Он имеет у Отца. Ведь Он исполнил все, что Отец дал Ему совершить, явил имя Его людям (Ин. 17:1-8). Он молится за тех, кого Отец дал Ему, которым Господь передал слово Отца, которых Иисус посылает в мiр, за которых, наконец, посвящает Себя, чтобы они были освящены истиной (Ин. 17:9-19). При этом, Спаситель отказывается молиться за мiр (Ин. 17:9), который не имеет в себе Божественного начала, ставший в оппозицию по отношению к Сыну, ставший «царством зла из-за того, что отверг Иисуса».
[1] Но Он молит Отца, чтобы Он сохранил их от Лукавого (e'k tou_ ponhrou_), т.е. - от князя мiра сего (Ин. 17:15). Потому что они не от мiра, т.к. последовали на Ним, и Он посылает их в мiр, чтобы они свидетельствовали об истине (Ин. 17:17-19). Наконец, в заключительной части (Ин. 17:20-26), Господь молится не только за апостолов, но и за тех, кто поверил в Него по слову их (Ин. 17:20). «Эта молитва о том, чтобы они были едины, как едины Отец и Иисус»,
[2] с характерным желанием, чтобы мiр уверовал и познал, что Сын послан Отцом (Ин. 17:21-23).
Заключение.
На всем протяжении чтения Ин. мы могли наблюдать непримиримое противостояние между мiром, враждебным Спасителю и Его благой вестью, которая, подобно свету, пронизывает тьму века сего. Ключевым моментом здесь является то, что Бог послал Сына Своего, чтобы спасти мiр, лежащий во зле, находящийся под тиранической властью дьявола, поработившем людей греху (Ин. 3:17; 12:47; 1Тим. 1:15). Но мiр, не познавший Бога и Его домостроительство, в неразумии своем дистанцируется от пришедшего от Бога Сына (Ин. 1:10; 8:55). Но Бог определил всех не на гнев, но по безмерной любви Своей к мiру, к творению Своему, определил всех к получению спасения через Господа … Иисуса Христа, Который пришел, чтобы взять на Себя грех мiра (1Фес. 5:9; Ин. 1:29). Тем, кто принял Сына Божия, верующим во имя Его, дал Бог власть быть чадами Божиими, очищенными Кровью Сына и приобретшим вечное искупление (Ин. 1:12; Евр. 9:12; Еф. 1:7). Верующие, оправданные верою во Христа Иисуса, таким образом, будут ненавидимы мiром, который возненавидел прежде и Сына. И как Сын не от мiра сего (Ин. 8:23), так и последователи Его не от мiра сего, а мiр любит свое, поэтому последователей Христа мiр возненавидит, их будут гнать, их будут убивать (Ин. 15:18-20; 16:2). Ученики Христа имеют мир от Бога, данный им через Христа. И этот мир Божий - Дух Святой, Утешитель, успокаивающий и укрепляющий сердца верных на свидетельство об Иисусе (Ин. 14:16-17, 26-27; 15:26-27; 16:13). Всякий, следующий за Иисусом будет иметь скорбь в мiре, однако, они имеют мир во Христе, победившем мiр (ин. 16:33). И с какой бы злостью ни восстал против них мiр, они будут спокойны, ибо они знают, что их Подвигоположник «победил тот мiр, который не имеет в себе Божественного начала жизни (см. Ин. 1:10) и поэтому злобно, но бессильно восстает против всего святого … Победа Его над мiром - не только побуждение к нашей с мiром борьбе, но и сила наша. Победитель мiра облечет Своих последователей силой, которую они будут принимать верой в Него».
[3] Сия есть победа наша, победившая мiр, - вера наша. Кто побеждает мiр, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий (1Ин. 5:4-5).
Святитель Кирилл Александрийский, комментируя Ин. 16:33, задается вопросом: Что значит мир во Христе? И отвечает, отталкиваясь от противного, что преданные телесным страстям ради этого бывают дружественны с подобными себе, «единонравными» людьми. Так и каждое животное любит подобное себе. Но во всем этом «почтенное имя мира является подделкою (to\ semno\n th=j ei)rh/nhj oÃnoma kaphleu/etai)». Не так у святых, ибо «не грехом оказывается союз мира, но верой, надеждой, любовью и силой благочестия к Богу (ou) ga\r a(marti£a th=j ei)rh/nhj o( su/ndesmoj, a)lla\ pi/stij, e)lpi=j, a)ga/ph kai£ th=j ei)j Qeo\n eu)sebei/aj h( du/namij)».
[4] Вот истинный мир во Христе! Он утвержден на вере в Сына, надеждой на спасение, любовью к Богу и ближнему и силой благочестия, каковую следует стяжать в жизни разумной, чистой и добродетельной, уподобляющей человека Богу.
[1] Браун, 2007. Т.1. С.390.
[2] Браун, 2007. Т.1. С.390.
[3] Филарет (Гумилевский), 2009. С.193.
[4] Кирилл Александрийский. Толкование на Ин., 16:33.