Как мальчики учатся-4

Apr 17, 2013 18:53


Глава 7. Помогаем мальчикам с математикой и естественными науками

Хотя раньше мальчикам легче, чем девочкам, давались математика и естественные науки, сейчас преподавание этих предметов настолько скучное и оторванное от реальности, что результаты тестов ухудшаются год от года. После всех шагов, которые были сделаны, чтобы облегчить девочкам освоение ( Read more... )

книги, полезное, gurian&stevens, психология, мальчики, легко в учении

Leave a comment

islandena April 18 2013, 06:36:07 UTC
Мне эти книги (и эта, и Поллак) видятся в ином ключе. Не как поддерживающие сексистские стереотипы, а как утверждающие право каждого ребенка на уважение к своим потребностям. Педалирование гендерной "специализации" (подобных книг про девочек достаточно) - это, по-моему, такой рыночный ход. Вот родитель смотрит на полку с книгами о воспитании, скользит глазами. А, вроде все и так понятно, чего там в этом воспитании особенного. И вдруг видит: как воспитывать мальчиков, как воспитывать девочек. Начинает думать, что в воспитании девочки или мальчика есть какие-то нюансы, тайны, недоступные простым смертным. И покупает книжку. А "мальчики" и "девочки" - это такой трюк для привлечения внимания. Потому что у Гуриана о различиях "мужского" и "женского" мозга на всю книжку - две страницы. А потом весь текст о том, что надо сделать обучение практически ориентированным, интересным, все время помнить, что есть разные типы восприятия, что детям надо бегать и т.д. И он неоднократно говорит, что вот эти потребности - они не мальчиковые или девочковые, они не объясняются полом и не вызываются им, они просто детские. Если кому-то из учителей нужны какие-то "биологические" обоснования, чтобы признать, что все дети разные и нельзя грести всех под одну гребенку, эта книжка может помочь.
Мне кажется, что подобные книги, наоборот, работают на развенчание гендерных стереотипов своим призывом смотреть на ребенка и внимательно относиться к его потребностям. Есть моменты, которые меня в этой книге смущают и напрягают (даже очень), но не этот :)

Reply

elpervushina April 18 2013, 07:01:29 UTC
Достаточно книг про "право каждого ребенка на уважение к своим потребностям", которые не педалируют гендерную тему. Эда наша ле Шан ;)) Мел Левин (там очень глубоко подробно и популярно про нейрописхологию), Лорен Брэдвей и т.д. Справляются как то люди ;) Больше того, читала книгу о воспитании именно мальчиков в которой не только нет поддержки сексистских стереотипов, но они конкретно и подробно обсуждаются и осуждаются. (Найджелл Латта "Сынология")

А вот такие фразы, как

"Этот разрыв объясняется тем, что женский мозг просто-напросто лучше приспособлен для производства слов".
"В мужском мозгу больше цереброспинальной жидкости (spinal fluid) в стволе мозга, чем в женском». Это одна из причин того, почему у мальчиков учеба непосредственно связана с движением".
"Т.к. исконно мужские занятия связаны с жизнью за пределами дома, мозг мальчиков естественным образом тяготеет к исследованию окружающей среды".

что это, если не поддержка сексистских стереотипов. Не говоря уже о том, что они просто неграмотны.

.

Reply

islandena April 18 2013, 07:37:20 UTC
"Больше того, читала книгу о воспитании именно мальчиков в которой не только нет поддержки сексистских стереотипов, но они конкретно и подробно обсуждаются и осуждаются". - Книга Поллака туда же, она вся посвящена развенчиванию мифов о мальчиках.

"Этот разрыв объясняется тем, что женский мозг просто-напросто лучше приспособлен для производства слов".
"В мужском мозгу больше цереброспинальной жидкости (spinal fluid) в стволе мозга, чем в женском». Это одна из причин того, почему у мальчиков учеба непосредственно связана с движением".
"Т.к. исконно мужские занятия связаны с жизнью за пределами дома, мозг мальчиков естественным образом тяготеет к исследованию окружающей среды".
- По сравнению с лекциями какого-нибудь Нарушевича это просто эталон нейтральности.
Мне тогда непонятно, что считать стереотипом. Ученые провели исследование мозга. Выяснили, что у женщин участки, отвечающие за речь, в среднем развиты лучше, чем у мужчин. Почему это стереотип? По-моему, если за этим не следует оценочная характеристика ("поэтому бабы болтливые, а мужики молодцы") - то это просто констатация факта.
С цереброспинальной жидкостью странность в другом. В том, что она с учебой никак не связана, насколько я понимаю. Она защищает мозг от травм, и я вполне могу представить, что большим объемом этой жидкости природа позаботилась о мужчинах, которые чаще получали травмы головы. Но причем тут учеба и ее связь с движением - моя банальная логика этот факт объяснить не может. У меня вызывает сомнение причинно-следственная связь, которую автор тут нам предлагает, но почему это гендерный стереотип?

Reply

elpervushina April 18 2013, 08:25:09 UTC
"Мне тогда непонятно, что считать стереотипом. Ученые провели исследование мозга. Выяснили, что у женщин участки, отвечающие за речь, в среднем развиты лучше, чем у мужчин. Почему это стереотип?"

Смотрите:
1) Фраза написана настолько общо, что ничего не значит. Какие центры? Насколько велики различия? Насколько они велики по сравнению с индивидуальным разбросом? Насколько тщательно были выравнены выборки? Ссылки нет, понять что конкретно имелось в виду невозможно. Тем не менее фраза звучит столь безапелляционно, что вы тут же приняли как факт: "Ученые провели исследование мозга. Выяснили, что у женщин участки, отвечающие за речь, в среднем развиты лучше, чем у мужчин". (Это не к тому, что вы легковерны, а к тому, что автор вами манипулирует).
2) А между тем утверждение как минимум спорно.

"Если мы посмотрим на исследование, которые касается распределения зон, отвечающих за речь, проводимое с 1995 и по 2009 год с двумя тысячами участников, мы можем сделать вывод, что нет никакой разницы в распределении зон, отвечающих за общение в мозге между мужчинами и женщинами. Учитывая большое количество тестируемых, эта разница исчезает".

http://elpervushina.livejournal.com/tag/%D1%84%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC

3) Но даже если бы это было правдой.
Переход от идеи: "у женщин лучше развиты речевые центры" к идее "женский мозг лучше приспособлен для производства слов" достаточно произвольный, но поддерживает теорию "биологической предопределенности гендерных различий" которая сама по себе направлена на поддержку сексистских стереотипов.
Меж тем как нейрофизиологи говорят, что вероятнее всего у девочек лучше развита речь, просто потому, что с ними больше занимаются развитием речи. Если же с ними не занимаются по какой-то причине, то она развивается так же медленно и плохо, как у мальчиков с которыми не занимаются. И наоборот -- у мальчиков, с которыми занимаются она развивается так же быстро и хорошо ;))

Дальше цереброспинальная жидкость.
Во-первых "у мужчин больше, чем у женщин", а не "у мальчиков больше чем у девочек". Во-вторых: методика исследования? (Выкачивали жидкость в стакан и измеряли?) Насколько больше? Относительные или абсолютные цифры? А если взять большую выборку, результаты изменятся?

А дальше ложные выводы вы делаете сами:
"Она защищает мозг от травм, и я вполне могу представить, что большим объемом этой жидкости природа позаботилась о мужчинах, которые чаще получали травмы головы".

У вас получается, что некая природа, как разумно мыслящее существо, предусмотрела, что мужчины будут чаще получать травмы головы (почему, кстати?) и "зарядила" им большее содержание цереброспинальной жидкости.

Но и автор грешит такой вывернутой логикой.
"Т.к. исконно мужские занятия связаны с жизнью за пределами дома, мозг мальчиков естественным образом тяготеет к исследованию окружающей среды".

Т.е. природа предусмотрела что мужчины будут чаще заниматься чем-то вне дома, и позаботилась о том, чтобы внедрить им "инстинкт исследования окружающей среды".

Здравствуй, биологическая предопределенность. Это даже не ламаркизм, это какой-то Жорж Кювье :((

Reply

islandena April 18 2013, 15:58:58 UTC
Ссылок на исследования там достаточно, практически каждое утверждение автора подтверждено научными исследованиями. Это - не перевод (об этом я сразу предупредила), я просто пересказываю отдельные фрагменты, по которым можно составить представление о книге. На каждое высказывание переписывать из примечаний список научной литературы мне жалко времени, потому что это не научный проект и никаких других целей, кроме фиксации для себя каких-то моментов книги, я перед собой не ставлю. Для меня многие практические советы, которые дает автор, очень полезны.

Reply

islandena April 18 2013, 16:57:56 UTC
А что касается эволюционно-обусловленных различий и кто чем больше занимается.
Тут первый вопрос, который возникает: существуют ли в принципе различия между ролью мужского и женского пола в эволюции вида?
И если его не существует, то как тогда объяснить возникновение половых организмов и их численное превосходство над организмами бесполыми?
Если мы признаем, что роль мужчин и женщин в эволюции разная, то как у них может быть одинаковый мозг? Тело - разное, а мозг вдруг одинаковый.

Reply

elpervushina April 18 2013, 18:29:02 UTC
то как тогда объяснить возникновение половых организмов и их численное превосходство над организмами бесполыми?

Потому что половое размножение за счет слияния двух монозиготных клеток с различными генетическими наборами обеспечивает большее разнообразие в потомстве.

Reply

islandena April 18 2013, 21:24:56 UTC
Для слияния двух монозиготных клеток с различными генетическими наборами половое размножение не нужно. Пример тому - природный гермафродитизм. Достаточно большое количество организмов (среди рыб, кишечнополостных и пр) не имеют строго определённого пола, но при этом процесс размножения у них парный и они умеют обмениваться генетической информацией. То есть имеют то же самое конкурентное преимущество, но без фактического разделения на мужской и женский пол. Так что должно быть какое-то ещё объяснение, конкурентное преимущество, которое появляется у вида при разделении его на мужской и женский пол. Люди могли быть бесполыми существами. Есть даже преимущества подобного подхода: можно навсегда забыть о сложностях, связанных с половым составом популяции, ведь тогда все члены популяции всегда будут иметь для себя пару. Но это не так для большинства высокоразвитых организмов, значит есть что-то ещё важное в роли мужского и женского пола в эволюции и конкурентной борьбе, чем просто перемешивание генетических наборов?

Reply

elpervushina April 19 2013, 03:30:34 UTC
Каким ты ни будь гермафродитом, а генетический набор у тебя один. ;)

"Достаточно большое количество организмов (среди рыб, кишечнополостных и пр) не имеют строго определённого пола, но при этом процесс размножения у них парный и они умеют обмениваться генетической информацией".

Честно говоря не поняла, что вы имеете в виду. Если организм возникает из двух разных клеток, то эти клетки называются половыми, и размножение -- половым.

Reply

islandena April 19 2013, 05:24:17 UTC
Гермафродитизм является видом полового размножения (как и партеногенез).
И генетический набор у особи, конечно, один, но генетическое разнообразие не пострадает. Какая-нибудь рыбка группер в течение одного репродуктивного цикла является самкой, в течение следующего - самцом. Так что отпрыски получат свой генетический коктейль. :)

Reply

elpervushina April 19 2013, 05:40:42 UTC
А, поняла! Мы путаем гермафродитизм и самооплодотворение. :)
Почему люди не гермафродиты? Потому что у людей половые органы образуются из одних и тех же зачатков. Если идет образование одной и другой половых систем одновременно (как при истинном гермафродитизме), то обе системы получаются неполноценными, а человек бесплодным.

Reply

islandena April 19 2013, 05:49:04 UTC
Да, но у нас изначально речь шла о том, что раз половое размножение возможно и без четкого деления на два пола, то, видимо, у этого деления должна быть еще какая-то миссия, кроме генетического разнообразия потомства.

Reply

elpervushina April 19 2013, 06:22:53 UTC
Мне вообще не нравится слово "миссия", применительно к биологии. ;))
Усложнилось строение половых органов, стало слишком сложно перестраивать системы гормонально, и слишком трудно иметь их "в ассортименте". Кроме того с половой дифференциацией поведения у животных -- огромный разнобой. Каждый вид старается во что горазд. Но точно нет какого разделения, что занятия самцов -- "вне дома", а "самок -- в доме". У млекопитающих половая дифференцировка часто связана с внутривидовым отбором. В частности в нее входит и милая манера самцов убивать потомство от "предыдущего брака". Почему бы не предположить, что это тоже "генетически заложено" в современных мужчинах?

Reply

islandena April 18 2013, 21:36:44 UTC
"Если мы посмотрим на исследование, которые касается распределения зон, отвечающих за речь, проводимое с 1995 и по 2009 год с двумя тысячами участников, мы можем сделать вывод, что нет никакой разницы в распределении зон, отвечающих за общение в мозге между мужчинами и женщинами. Учитывая большое количество тестируемых, эта разница исчезает".
Я нашла любопытную статью (2010 г), где достаточно подробно расписаны различия мозга мужчин и женщин, и в том числе есть информация про зоны, отвечающие за язык: "The regions of the brain that play a key role in visual processing and in storing language and personal memories appear to differ between the sexes at the microscopic level. The frontal and the temporal areas of the cortex are more precisely organized in women, and are bigger in volume [54]. The density of synapses in the temporal neocortex was greater in men than in women. Fewer synapses to other regions may represent increasing specialization of the temporal cortex for language processing in females, and this may be related to their overall better performance on language tasks [27]. Sexes use different sides of their brains to process and store long-term memories [49] and a particular drug, propranolol, can block memory differently in men and women [55].
Areas for Speech
The two major areas related to speech, Broca, in the dorsolateral prefrontal cortex, Wernicke, in the superior temporal cortex were significantly larger in women. MRI studies showed that women had 23% in Broca's area, and 13% in Wernicke's area, more volume than men [45]. There is also a difference between men and women as to which part of the left hemisphere is responsible for speech and hand movements. In another study, the volume of the Wernicke's area was 18% larger in females compared with males, and the cortical volume of the Broca's area in females was 20% larger than in males [56]. In women, the frontal region is more important than the area at the back, so problems with speech are more likely to happen if the front part of the left hemisphere is damaged. In men, the areas contribute more equally, but if anything in the back part, especially the parietal region, is more important. The brains of women process verbal language simultaneously in the two sides (hemispheres) of the frontal brain, while men tend to process it in the left side only [57]. Studies have showed both that areas of the brain associated with language work harder in girls than in boys during language tasks, and that boys and girls rely on different parts of the brain when performing these tasks [58]. Females use the temporal lobes more bilaterally during linguistic processing of global structures in a narrative than males do [59]. fMRI on a conventional scanner for determining the anatomic substrate of language between subjects and between sexes showed activation changes in the left prefrontal cortex and right cerebellum and significantly decreased responses were seenin the posterior cingulate and over an extensive area of medial and dorsolateral parietal and superior temporal cortices. The male cohort showed a slight asymmetry of parietal deactivation, with more involvement on the right, whereas the female cohort showed a small region of activation in the right orbitofrontal cortex [60]. The male brain has its vocabulary making power seated only in the left hemisphere enabling him to develop a large vocabulary. The female brain becomes more proficient in the vocabulary she already has using her emotions and feelings for others to aid in the production of language"

Reply

islandena April 18 2013, 21:37:21 UTC
Дальше: "Memory performance did not differ between the sexes, nor did the degree of emotion induced by retrieval. However, brain regions associated with retrieval in the two sexes differed significantly. In another study, the neural correlates of naming images were examined. Men and women performed the task equally well, but the patterns of brain activity associated with their performance differed significantly [64]. The cerebral network involved in semantic processing is significantly affected by sex and sex steroid hormones [65]. In performing a visuospatial abilities task and a phonological task, women and men showed no performance differences in accuracy but showed different brain activation patterns. Males exhibited more left-sided brain activation during the phonological task and greater bilateral activity during the visuospatial task. Females showed greater bilateral activity during the phonological task
and had more right-sided brain activation during the visuospatial task [66]. Men outperformed women on a mental rotation task, and women outperformed men on a verbal fluency task. Comparable brain activation occurred in association with mental rotation and verbal fluency function, but with differential performance [67]. Women perform better on some phonological tasks and men on spatial tasks. ROI-based analysis documented the expected left-lateralized changes for the verbal task in the inferior parietal and planum temporal regions in both men and women, but only men showed right-lateralized increase for the spatial task in these regions. Image-based analysis revealed a distributed network of cortical regions activated by the tasks, which consisted of the lateral frontal, medial frontal, mid-temporal, occipitoparietal, and occipital regions. The activation was more left lateralized for the verbal and more right for the spatial tasks, but men also showed some left activation for the spatial task, which was not seen in women. Increased task difficulty produced more distributed activation for the verbal and more circumscribed activation for the spatial task [68]."
Про математику, пространственное мышление, визуальность там тоже много. Источник: http://www.benthamscience.com/open/toanatj/articles/V002/37TOANATJ.pdf

Reply

elpervushina April 19 2013, 03:36:41 UTC
Я же говорю вопрос как минимум спорный, а автор подает его как "давно известную истину". И главное: наличие различий в головном мозге никак не свидетельствует об их врожденности (об этом в лекции Катрин Видаль рассказано очень подробно). Мозг пластичен и чутко реагирует на условия жизни, в частности, на упражнения.

Reply


Leave a comment

Up