Глава 7. Помогаем мальчикам с математикой и естественными науками
Хотя раньше мальчикам легче, чем девочкам, давались математика и естественные науки, сейчас преподавание этих предметов настолько скучное и оторванное от реальности, что результаты тестов ухудшаются год от года. После всех шагов, которые были сделаны, чтобы облегчить девочкам освоение
(
Read more... )
Мне кажется, что подобные книги, наоборот, работают на развенчание гендерных стереотипов своим призывом смотреть на ребенка и внимательно относиться к его потребностям. Есть моменты, которые меня в этой книге смущают и напрягают (даже очень), но не этот :)
Reply
А вот такие фразы, как
"Этот разрыв объясняется тем, что женский мозг просто-напросто лучше приспособлен для производства слов".
"В мужском мозгу больше цереброспинальной жидкости (spinal fluid) в стволе мозга, чем в женском». Это одна из причин того, почему у мальчиков учеба непосредственно связана с движением".
"Т.к. исконно мужские занятия связаны с жизнью за пределами дома, мозг мальчиков естественным образом тяготеет к исследованию окружающей среды".
что это, если не поддержка сексистских стереотипов. Не говоря уже о том, что они просто неграмотны.
.
Reply
"Этот разрыв объясняется тем, что женский мозг просто-напросто лучше приспособлен для производства слов".
"В мужском мозгу больше цереброспинальной жидкости (spinal fluid) в стволе мозга, чем в женском». Это одна из причин того, почему у мальчиков учеба непосредственно связана с движением".
"Т.к. исконно мужские занятия связаны с жизнью за пределами дома, мозг мальчиков естественным образом тяготеет к исследованию окружающей среды".
- По сравнению с лекциями какого-нибудь Нарушевича это просто эталон нейтральности.
Мне тогда непонятно, что считать стереотипом. Ученые провели исследование мозга. Выяснили, что у женщин участки, отвечающие за речь, в среднем развиты лучше, чем у мужчин. Почему это стереотип? По-моему, если за этим не следует оценочная характеристика ("поэтому бабы болтливые, а мужики молодцы") - то это просто констатация факта.
С цереброспинальной жидкостью странность в другом. В том, что она с учебой никак не связана, насколько я понимаю. Она защищает мозг от травм, и я вполне могу представить, что большим объемом этой жидкости природа позаботилась о мужчинах, которые чаще получали травмы головы. Но причем тут учеба и ее связь с движением - моя банальная логика этот факт объяснить не может. У меня вызывает сомнение причинно-следственная связь, которую автор тут нам предлагает, но почему это гендерный стереотип?
Reply
Смотрите:
1) Фраза написана настолько общо, что ничего не значит. Какие центры? Насколько велики различия? Насколько они велики по сравнению с индивидуальным разбросом? Насколько тщательно были выравнены выборки? Ссылки нет, понять что конкретно имелось в виду невозможно. Тем не менее фраза звучит столь безапелляционно, что вы тут же приняли как факт: "Ученые провели исследование мозга. Выяснили, что у женщин участки, отвечающие за речь, в среднем развиты лучше, чем у мужчин". (Это не к тому, что вы легковерны, а к тому, что автор вами манипулирует).
2) А между тем утверждение как минимум спорно.
"Если мы посмотрим на исследование, которые касается распределения зон, отвечающих за речь, проводимое с 1995 и по 2009 год с двумя тысячами участников, мы можем сделать вывод, что нет никакой разницы в распределении зон, отвечающих за общение в мозге между мужчинами и женщинами. Учитывая большое количество тестируемых, эта разница исчезает".
http://elpervushina.livejournal.com/tag/%D1%84%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%BC
3) Но даже если бы это было правдой.
Переход от идеи: "у женщин лучше развиты речевые центры" к идее "женский мозг лучше приспособлен для производства слов" достаточно произвольный, но поддерживает теорию "биологической предопределенности гендерных различий" которая сама по себе направлена на поддержку сексистских стереотипов.
Меж тем как нейрофизиологи говорят, что вероятнее всего у девочек лучше развита речь, просто потому, что с ними больше занимаются развитием речи. Если же с ними не занимаются по какой-то причине, то она развивается так же медленно и плохо, как у мальчиков с которыми не занимаются. И наоборот -- у мальчиков, с которыми занимаются она развивается так же быстро и хорошо ;))
Дальше цереброспинальная жидкость.
Во-первых "у мужчин больше, чем у женщин", а не "у мальчиков больше чем у девочек". Во-вторых: методика исследования? (Выкачивали жидкость в стакан и измеряли?) Насколько больше? Относительные или абсолютные цифры? А если взять большую выборку, результаты изменятся?
А дальше ложные выводы вы делаете сами:
"Она защищает мозг от травм, и я вполне могу представить, что большим объемом этой жидкости природа позаботилась о мужчинах, которые чаще получали травмы головы".
У вас получается, что некая природа, как разумно мыслящее существо, предусмотрела, что мужчины будут чаще получать травмы головы (почему, кстати?) и "зарядила" им большее содержание цереброспинальной жидкости.
Но и автор грешит такой вывернутой логикой.
"Т.к. исконно мужские занятия связаны с жизнью за пределами дома, мозг мальчиков естественным образом тяготеет к исследованию окружающей среды".
Т.е. природа предусмотрела что мужчины будут чаще заниматься чем-то вне дома, и позаботилась о том, чтобы внедрить им "инстинкт исследования окружающей среды".
Здравствуй, биологическая предопределенность. Это даже не ламаркизм, это какой-то Жорж Кювье :((
Reply
Reply
Тут первый вопрос, который возникает: существуют ли в принципе различия между ролью мужского и женского пола в эволюции вида?
И если его не существует, то как тогда объяснить возникновение половых организмов и их численное превосходство над организмами бесполыми?
Если мы признаем, что роль мужчин и женщин в эволюции разная, то как у них может быть одинаковый мозг? Тело - разное, а мозг вдруг одинаковый.
Reply
Потому что половое размножение за счет слияния двух монозиготных клеток с различными генетическими наборами обеспечивает большее разнообразие в потомстве.
Reply
Reply
"Достаточно большое количество организмов (среди рыб, кишечнополостных и пр) не имеют строго определённого пола, но при этом процесс размножения у них парный и они умеют обмениваться генетической информацией".
Честно говоря не поняла, что вы имеете в виду. Если организм возникает из двух разных клеток, то эти клетки называются половыми, и размножение -- половым.
Reply
И генетический набор у особи, конечно, один, но генетическое разнообразие не пострадает. Какая-нибудь рыбка группер в течение одного репродуктивного цикла является самкой, в течение следующего - самцом. Так что отпрыски получат свой генетический коктейль. :)
Reply
Почему люди не гермафродиты? Потому что у людей половые органы образуются из одних и тех же зачатков. Если идет образование одной и другой половых систем одновременно (как при истинном гермафродитизме), то обе системы получаются неполноценными, а человек бесплодным.
Reply
Reply
Усложнилось строение половых органов, стало слишком сложно перестраивать системы гормонально, и слишком трудно иметь их "в ассортименте". Кроме того с половой дифференциацией поведения у животных -- огромный разнобой. Каждый вид старается во что горазд. Но точно нет какого разделения, что занятия самцов -- "вне дома", а "самок -- в доме". У млекопитающих половая дифференцировка часто связана с внутривидовым отбором. В частности в нее входит и милая манера самцов убивать потомство от "предыдущего брака". Почему бы не предположить, что это тоже "генетически заложено" в современных мужчинах?
Reply
Я нашла любопытную статью (2010 г), где достаточно подробно расписаны различия мозга мужчин и женщин, и в том числе есть информация про зоны, отвечающие за язык: "The regions of the brain that play a key role in visual processing and in storing language and personal memories appear to differ between the sexes at the microscopic level. The frontal and the temporal areas of the cortex are more precisely organized in women, and are bigger in volume [54]. The density of synapses in the temporal neocortex was greater in men than in women. Fewer synapses to other regions may represent increasing specialization of the temporal cortex for language processing in females, and this may be related to their overall better performance on language tasks [27]. Sexes use different sides of their brains to process and store long-term memories [49] and a particular drug, propranolol, can block memory differently in men and women [55].
Areas for Speech
The two major areas related to speech, Broca, in the dorsolateral prefrontal cortex, Wernicke, in the superior temporal cortex were significantly larger in women. MRI studies showed that women had 23% in Broca's area, and 13% in Wernicke's area, more volume than men [45]. There is also a difference between men and women as to which part of the left hemisphere is responsible for speech and hand movements. In another study, the volume of the Wernicke's area was 18% larger in females compared with males, and the cortical volume of the Broca's area in females was 20% larger than in males [56]. In women, the frontal region is more important than the area at the back, so problems with speech are more likely to happen if the front part of the left hemisphere is damaged. In men, the areas contribute more equally, but if anything in the back part, especially the parietal region, is more important. The brains of women process verbal language simultaneously in the two sides (hemispheres) of the frontal brain, while men tend to process it in the left side only [57]. Studies have showed both that areas of the brain associated with language work harder in girls than in boys during language tasks, and that boys and girls rely on different parts of the brain when performing these tasks [58]. Females use the temporal lobes more bilaterally during linguistic processing of global structures in a narrative than males do [59]. fMRI on a conventional scanner for determining the anatomic substrate of language between subjects and between sexes showed activation changes in the left prefrontal cortex and right cerebellum and significantly decreased responses were seenin the posterior cingulate and over an extensive area of medial and dorsolateral parietal and superior temporal cortices. The male cohort showed a slight asymmetry of parietal deactivation, with more involvement on the right, whereas the female cohort showed a small region of activation in the right orbitofrontal cortex [60]. The male brain has its vocabulary making power seated only in the left hemisphere enabling him to develop a large vocabulary. The female brain becomes more proficient in the vocabulary she already has using her emotions and feelings for others to aid in the production of language"
Reply
and had more right-sided brain activation during the visuospatial task [66]. Men outperformed women on a mental rotation task, and women outperformed men on a verbal fluency task. Comparable brain activation occurred in association with mental rotation and verbal fluency function, but with differential performance [67]. Women perform better on some phonological tasks and men on spatial tasks. ROI-based analysis documented the expected left-lateralized changes for the verbal task in the inferior parietal and planum temporal regions in both men and women, but only men showed right-lateralized increase for the spatial task in these regions. Image-based analysis revealed a distributed network of cortical regions activated by the tasks, which consisted of the lateral frontal, medial frontal, mid-temporal, occipitoparietal, and occipital regions. The activation was more left lateralized for the verbal and more right for the spatial tasks, but men also showed some left activation for the spatial task, which was not seen in women. Increased task difficulty produced more distributed activation for the verbal and more circumscribed activation for the spatial task [68]."
Про математику, пространственное мышление, визуальность там тоже много. Источник: http://www.benthamscience.com/open/toanatj/articles/V002/37TOANATJ.pdf
Reply
Reply
Leave a comment