Про кружок совсем не успеваю писать.
Попробую по фотографиям некоторые моменты восстановить.
Если в общем - продолжаем медленно читать "Врунгеля", отвлекаясь попутно на всё, что покажется достойным отвлечения.
К 7 главе мы уже обращались, когда говорили об измерениях времени, а сейчас мы от неё пошли изучать многозначные слова и разные типы омонимии.
Пытались понять принцип взаимоотношений значений многозначного слова, объяснить, почему возникает новое значение. Попутно выяснилось, что ни у кого из ребят никогда не было под глазом фонаря :)
Читали стихи:
С упражнением из книги С. Лавровой "Замок графа Орфографа" вспомнили о правилах написания имён собственных.
Слушали шутки из КВН, где обыгрывались значения многозначных слов.
«В мире существует огромное количество премий…» 33.42
https://www.youtube.com/watch?v=EEiNZn7-FPM «может ли спорт.поражение оказаться победой? - Может. На соревнованиях пловчиха увидела на дне бассейна золотую серёжку. Пришла последняя, но с золотом»
https://www.youtube.com/watch?v=HJeKP4yfB90 2:33
«Я нарисовал игральные карты…» Буквальная прорисовка - 6 червей, король червей, туз пик - 1:05
https://www.youtube.com/watch?v=YaUfQJ3Fi-0 КВН понравился, просили ещё. Потом сами сочиняли каламбуры. Задача была в том, чтобы повернуть историю в неожиданную сторону, используя другое значение слова.
Например, придумываем историю, в которой герой оказывается в старинном страшном замке. "И тут меня поманила изящная ручка. Я осторожно подошёл поближе, не зная, можно ли ей довериться. Обстановка не сулила ничего хорошего. И всё же я рискнул, протянул руку и коснулся ручки. О чудо! Ручка легко повернулась! Дверь не заперта! Неужели я спасён?" и т.д. Дополнительная задача была - сочинять текст так, чтобы он катился будто бы по американским горкам: за каждым "позитивным" моментом следовал бы непременно "негативный". Герой выбрался из одной комнаты, НО оказался в ещё более страшном помещении. Он нашёл ключ, НО ключ утёк от него. В общем, сочинять было весело. И суть каламбура мальчики уловили и явно получали удовольствие от языковой игры.
Я же параллельно читала книгу Г.Н. Чиршевой, и так возрадовалась прочитанному, что даже цитату себе выписала: "Даже самая примитивная игра свидетельствует об усвоении определённых правил и успешном прохождении ребёнком очередного этапа в языковом и интеллектуальном развитии. Языковая игра является индикатором лингвистической компетенции ребёнка, степени его познавательной активности".
Судя по азарту, с каким ребята придумывали каламбуры, с лингвистической компетенцией у них всё в порядке.
Отдельное занятие посвятили Суэцкому каналу, уж больно у него история интересная.
Сначала загадка. Что объединяет египетских фараонов, Наполеона Бонапарта, статую Свободы и оперу Верди "Аида". Не догадались (я и не рассчитывала). Откладываем в сторону, чтобы вернуться к этому вопросу позже.
Ваня попросил, чтобы я им оставила что-нибудь в саду искать. Т.к. просьба была высказана минут за 15 до начала занятия, ничего лучше не придумалось, кроме как заготовленный текст разрезать на кусочки и оставить в саду. После того, как все фрагменты были найдены, ребята читали вслух каждый свои куски и мы коллективно восстановили исходный текст. Тут опять работа с ключевыми словами, логикой построения текста, навыками "сканирующего чтения" после того, как текст уже был однократно прочитан.
Теперь всё понятно и про фараонов, и про Наполеона, и про статую Свободы, и про "Аиду".
Пока наши герои плывут по Суэцкому каналу, они делают "два дела зараз: во-первых, идём своим направлением, а во-вторых, в непосредственной близости изучаем местную фауну".
Из тканей соорудили Африку, Средиземное море и Красное море. Соединили моря каналом из бумаги. У меня были приготовлены игрушечные животные, которых я доставала по одному, и ребята говорили, может ли экипаж "Беды" увидеть это животное, проплывая по Суэцкому каналу, или нет.
На следующем уроке команда "Беды" пересекала экватор. А мы занимались в основном географическим материалом: путешествовали по карте, учились определять долготу и широту, находить места по географическим координатам и наоборот.
Резали картофелину, чтобы увидеть, откуда там отсчитываются углы. На картошке же хорошо видно, почему то, что вдоль на глобусе нарисовано, называется параллелями.
Посмеявшись над неприятностью, в которую угодил капитан Врунгель, из-за невежественности команды, посмотрели видео о дне Нептуна, снятое на настоящем корабле:
https://www.youtube.com/watch?v=OmY7yhwfLio (с 20 по 35 секунды)
И познавательный ролик о том, как эта традиция возникла и какой смысл вкладывается в действия участников (с 50 секунды до конца):
https://www.youtube.com/watch?v=ckomwR5N5OE Читали текст (мой) о традициях, обычаях и обрядах. В нём выделяли ключевые слова и сами вспоминали разные традиции и обряды. Напоследок ребята сами придумывали традиции, которые им хотелось бы ввести, и писали об этом. Ваня придумал день драконов. Это день, когда целый день нужно смотреть фильмы и мультфильмы о драконах, играть в драконов и дарить детям игрушечных дракончиков.
В тот же раз опробовали новую игру. Выбирается одно слово (случайное). Дальше игроки по очереди каждым ходом должны добавлять одну букву, так, чтобы получилось новое слово. Сколько букв в этом слове - столько очков. Нельзя не добавлять и нельзя добавлять больше одной буквы.
Вот у нас было слово Д Р А К О Н. Я первым ходом дописала букву А и получила слово "драка". За это мне 5 очков.
Потом мы с Ваней усовершенствовали эту игру. В новой версии нельзя менять направление стрелок. Т.е. по новым правилам я бы не смогла, например, вставить букву Д и получить слово "кадр", т.к. стрелки идут в противоположном направлении.