Давно не писала про Алису, а про кого ещё писать 14-го февраля, как не про неё?
4 года и 8 месяцев. 4 месяца до пяти лет.
Мне даже пересчитывать теперь не надо: Алиса так ждёт свой день рождения, что мне уже эти подсчёты оскомину набили. Девочка у нас рассчётливая, поэтому в дне рождения её больше всего интересуют подарки. Все родственники регулярно информируются о том, какие именно подарки Алиса ожидает получить. Чтобы не забыли, Алиса советует составлять списки.
Хотя уж чем-чем, а подарками по поводу и без девочка точно не обделена. Вчера были у стоматолога. Тут мы ходим в бесплатную государственную клинику, она без затей, все просто и сурово. А на Каймане ходили в платную (там других попросту не было для некайманцев). Кайманский доктор своим храбрым пациентам предлагал после приёма выбрать игрушку из специального сундучка. И сейчас Алиса об этом ностальгически вздыхает: «Вот если бы можно было игрушечку…» Пришлось пообещать детке, что сама ей куплю подарочек, если всё даст сделать, что доктор скажет. Здравствуй, книжка с сияющими единорогами-наклейками. Ну и какая же это тогда бесплатная медицина? Мне теперь дети сами предлагают: «А давай сходим к зубному врачу? А потом в тот книжный…»
Хотя Алиса и сама любит делать книжки. Желание научиться писать и читать у неё от этого почему-то не просыпается, хотя могло бы. Когда ей нужно что-то написать, она просит меня написать или сложить из магнитных букв, а потом переписывает. Переписывает весьма неплохо, координации ей хватает. А мотивации делать самой - нет.
У меня не всегда есть возможность почитать ей, когда ей того хочется. Я пыталась под такие просьбы подпускать намёки, мол, давай я тебя читать научу и ты сможешь сама читать любую книжку, когда захочешь. «Нееее», - говорит Алиса.
И находит своё решение проблемы: придумывает свою историю по картинкам или берёт знакомую книжку и сама себе вслух рассказывает - «читает». Мария Монтессори разработала свой метод, наблюдая за свободной игрой детей. Упражнения для развития речи можно было бы списывать с нашей Алисы. Она вам и артикуляционную гимнастику изобразит, и чистоговорки сочинит, и упражнений по картинкам придумает на пару томов «Методических рекомендаций по развитию речи с опорой на визуальность».
Она вообще очень самостоятельная девочка.
В январе мы мало куда ходили, поэтому много всего творили дома. Алиса училась шить. После того, как она почувствовала себя мастером кукольных сумочек, умудрилась изрезать почти весь фетр на мелкие кусочки «для сумочек», пока я готовила обед.
Пока ждали новый фетр, Алиса с Ваней сшили по коту из покупных заготовок. Причём Ваня возмущался, если нитка путалась или что-то не получалось, а Алиса спокойно сидела себе и приговаривала: "Вверх иголочку - вниз иголочку. Вверх иголочку - вниз иголочку..."
Я только мордочку помогла вышить, остальное всё сама.
Ваня попросил научить его чистить картошку. Я купила детскую овощечистку. В первый же вечер Алиса начистила столько моркови, сколько даже им с Ваней за раз не съесть (а они очень любят морковь и много её едят). Некоторые очистки даже попадали в миску для мусора.
Не дождавшись, когда мама освободится, чтобы помочь ей сделать кукольный домик, Алиса сделала его сама. «Этажный», - как говорит Алиса, т.е. состоящий из нескольких этажей. Две коробки поставила друг на друга, а одну ещё перегородился посередине, чтобы получилось два этажа. Всё украсила, сложила туда своих игрушек. Правда, меня для некоторых необходимых вещей всё-таки привлекла. Я ей сделала холодильник из фольги и коробки из-под чая.
И так она здорово с этим страшненьким самодельным домиком играла, что я думала, думала о покупке кукольного домика, но всё не решалась, боялась ей всё испортить.Тем не менее, недавно у Алисы появился-таки кукольный домик. Что она сделала первым делом, пока я убирала мусор, оставшийся в комнате после сборки домика? Она покрасила ему крышу клеем с блёстками и увешала самодельными гирляндами из резиночек. «Ведь так же гораздо красивее!»
Надеюсь, что со временем у нас с ней представления о красивом сблизятся. И у меня есть основания полагать, что эта надежда не беспочвенна.
Если наши дети влюбляются в какие-то книги, то они не размениваются по мелочам, они любят их сразу сериями и собраниями сочинений. Алиса любит книги Джеймса Мёйхью про Кейти.
Автор этот выдолбил себе славную нишу: дети и произведения искусства. У него есть книги о девочке Элле Белле, которая занимается танцами и в каждой книге попадает в какой-то балет. Благодаря Элле Белле Алиса познакомилась с сюжетами нескольких балетов (а потом, разумеется, и с музыкой к ним, но это уже мы сами с ней искали и слушали).
Но Элла Белла с её балетами не так дорога Алисе, как Кейти, которая ходит с бабушкой в картинную галерею и забирается в картины. Кейти потеснила даже котёнка Финдуса, который в течение почти двух лет возглавлял хит-парад любимых книжных героев.
Кейти забирается в картины, болтает с их героями, втягивает их в какую-нибудь историю, а потом помогает выбраться из истории и забраться обратно в свои картины. Может, своей шкодливостью Кейти и привлекает Алису. Эта черта у них, несомненно, общая. «На табличке рядом с картиной было написано «Не трогать!» - но Кейти, конечно же, потрогала».
Книжки про Кейти читаются, рассматриваются, носятся с собой, чтобы разглядывать по дороге в метро или в автобусе и показывать всем, кто готов смотреть, пока ждём Ваню с его занятий.
Сдать в библиотеку удалось пока только одну книгу - «Кейти в Лондоне». Очень странно. Мы её и прочитали-то раз сто всего. Но там Кейти не делает ничего особенного, просто скачет по Лондону на льве с Трафальгарской площади и осматривает достопримечательности. Это не так интересно, конечно, как залезть в картину и поболтать с испанской инфантой.
Забавно, что Алиса остаётся верна своим младенческим предпочтениям. Ещё когда Ваня только родился, мы купили набор из четырех книжек-картонок для самых маленьких с историями, составленными из картин четырёх художников - Моне, Ван Гога, Матисса и Дега. Маленький Ваня был совершенно равнодушен к Дега, уважал Моне, любил Ван Гога и обожал Матисса. «Красные рыбы» Матисса - это был настоящий фетиш. Я тогда часто вспоминала, как Лия Яковлевна Лившиц на музейном тренинге нам рассказала, что самая детская зона Эрмитажа - это третий этаж, у Матисса.
Маленькая Алиса, естественно, тоже приобщилась к этому картонному искусству. Погрызла Дега, отпихнула Матисса, не впечатлилась Моне и от всего сердца возлюбила Ван Гога. Когда ей было около года, мы ездили в Америку отдыхать и попали на выставку Ван Гога. В музейном магазине продавали такую же книжку, как у нас, и Алиса вывернулась из переноски, ухватила её, и нам стоило немалых трудов отнять книжку и успокоить потом ребёнка.
Вот и сейчас у Алисы любимые книжки из серии о Кейти - это с подсолнухами и «Звёздная ночь» Ван Гога и «Водяные лилии» Моне.
Недавно мы с ней рисовали красками. Алиса рисовала, рисовала, а потом посмотрела внимательно на свой рисунок и воскликнула: «Мама! Да это же прямо как у Моне!»
И я-таки соглашусь, что без Моне не обошлось. Тут нет никакого сюжета, а обычно у Алисы рисунок - это целая история. Что-то всё время происходит, события детализованы, обязательно есть действующие лица.
Сегодняшний поход с детьми в Национальную галерею был настоящим праздником для меня. Я несколько недель назад ездила туда одна в воскресенье, дети тогда не захотели со мной. А потом вдруг пожалели, что не пошли. «Мама, а ты залезала в картины, как Кейти?» - «Нет. В воскресенье там слишком много народу».
А сегодня был такой чудесный солнечный день, совершенно весенний. Мы приехали на Трафальгарскую площадь и дети первым дело побежала осматривать львов: не видно ли подстилочку, которую подарила льву Кейти, чтобы у льва не мёрз живот? Подстилочку не увидели, решили, что он её всю под себя подобрал. В галерее пошли сразу к импрессионистам. А чем ближе подходишь к этим залам, тем больше знакомых картин. «Вот эту картину я знаю! И вот эту! Кейти была в этой картине!»
Я теперь испытываю глубокую благодарность к Джеймсу Мэйхью. Это такое удовольствие - видеть, как ребёнок приходит в музей как в понятное ему, знакомое и радующее место.
Ваня к Моне, Алиса - к Ван Гогу.
Алисе интересно рассматривать детали, выискивать то, что «было у Кейти». У каждой картины, которая привлекала внимание, мы задавались вопросом: «А хотелось бы тебе попасть туда?»
Чтобы набраться сил на дорогу домой, решили немного посидеть. Усесться нас угораздило в аккурат перед картиной Луки Джордано, где Персей побеждает шайку Финея головой Медузы Горгоны. И там здорово так показано, что несколько чуваков уже окаменели и один в процессе. Сидим. Я про Горгону детям заворачиваю. И тут Ваня: «Мама, мне кажется, Алиса начинает каменеть. Может, пойдём отсюда?» А Алиса, действительно, как-то подозрительно притихла. Вот она, сила искусства.
Из досадностей этого месяца - Алисина англичанка перестала к нам ходить. Будет к экзаменам готовиться. Алисин английский меня напрягает. Необходимость опять кого-то искать - тоже.
Как раз недавно читала очередную книгу о билингвизме, выписала себе цитату: «К. Мюллер выявила три основных стратегии речевого поведения детей при усвоении грамматических явлений: консервативную, либеральную и крайне либеральную (extremely liberal). Те дети, которые не допускали ошибок, просто избегали использования «сомнительных конструкций» до тех пор, пока не убедились в том, как правильно говорить в таких случаях. Н. Мюллер отнесла их к консерваторам. Дети-либералы не боялись использовать «сомнительные» структуры и в течение определенного периода времени (около года) применяли к ним то одни, то другие правила (parameters). Крайние либералы использовали разные правила для одних и тех же структур одновременно» (Чиршева Г.К. Детский билингвизм: одновременное усвоение двух языков. С. 98)
Наша Алиса по этой классификации - анархистка. В одном предложении она может запросто совместить свободный порядок слов из русского, парочку английских времён, язык жестов и мимики и увенчать это всё английским словом-паразитом, подцепленным у брата.
Ваня в её возрасте много слушал, и у него грамматика довольно быстро прирастала. Алиса не каждого удостоит послушать. Она лучше сама выступит. Между тем, я замечаю, что она стала иногда отстраняться от игр своих подружек, когда там много разговоров. То ли не понимает и сбегает от трудностей, то ли расстраивается, что не может так же свободно выражать себя по-английски, как по-русски.
При этом на занятиях вроде бы нет проблем с пониманием учителей и ответами.
На музыке их сейчас знакомят с разными инструментами. На каждый урок приходит ребёнок постарше и играет на инструменте, а потом и ребятам из группы дают попробовать - подержать в руках, «поиграть». Предполагается, что в конце дети должны выразить желание (или нежелание) учиться играть на одном из предложенных инструментов и сами выберут инструмент.
Мне очень нравится, как в этой школе учат скрипачей, и я мечтала, чтобы Алиса выбрала скрипку. Но Алиса решила, что будет играть на пианино. В среду им показывали виолончель. Выходит Алиса, я её спрашиваю: «Did you like the cello? - No, - обрубила Алиса мой невысказанный намёк. - I stuck with piano». Stuck with piano - точно не моё. Видимо, с учительницей разговаривала, у неё подхватила и запомнила. Они, видимо, обратили внимание, что Алиса сделала свой выбор и намерена его отстоять, что бы ей там ни пытались ещё подсунуть (пианино было самым первым инструментом, после пианино им успели показать гитару, скрипку, альт и виолончель).
Ну а уж если Алиса с чем-то stuck - это всё. Решено и подписано. Самая сильная воля в этой семье досталась определённо ей.