Кружок

Jan 30, 2019 00:59

Возвращаемся к нашей теме путешествий. В ближайшее время темой для обсуждения будет книга А. С. Некрасова "Приключения капитана Врунгеля".


В качестве разминки я иногда даю ребятам загадки.  Две недели назад мы бодро разгадали пол-книжки Е. Серовой "Подскажи словечко". На этот  раз я достала книгу  А. Шибаева "Язык родной, дружи со мной". Думала, что мы эти заблудившиеся буквы прощёлкаем за 5 минут, а не тут-то было.
Сначала до мальчиков вообще не доходило, чего от них хотят. Я при этом оценила то, как здорово проиллюстрирована  книжка: картинки не дают подсказок! А то часто бывает, что картинка-подсказка сводит на нет задание. И дети думали, что тут такой случай, упорно предлагая мне вариант "медведи гонятся за мной".

Подсказывать я не хотела, а сами они начали уже овтлекаться из-за неподъёмности задачи. Поэтому я достала Б. Заходера "Кит и кот" и прочитала вслух. Оказывается, Р. эту историю не знал, а мои дети её очень любят (впрочем, как и я).


И вот после этого дело пошло на лад. Уловили, что нужно заменить всего одну букву. Потом догадались, что менять надо букву, выделенную красным цветом. Когда застряли где-то, сами решили написать на доске алфавит, чтобы найти слово, перебирая все возможные варианты (и даже с алфавитом почти справились, завязли уже после Т).


Но зато вошли во вкус, рассматривали картинки, смеялись, читали вслух по очереди, продолжали придумывать ещё варианты там, где это возможно. Ваня успевал нарисовать  на доске картинку, пока Р. решал свою загадку.
Вот тут у Вани маляры красят крысу и цапли, которые нужно принимать перед сном. Ещё были кошки в болоте, но их пришлось стереть.


Так и прорешали всю книжку в итоге.

И переходим к Врунгелю. Мама Р. сказала, что читать Врунгеля мальчику было трудно. Понятно, почему: там много незнакомой лексики и специфический стиль. Поэтому главные мои усилия при работе с этим текстом  будут направлены на расширение словарного запаса.

Цели:
- увеличить словарный запас;
- узнать о существовании профессионализмов;
- натренировать ухо выделять морские термины и относить их в отдельную лексическую группу (заучивать не будем, кроме того, что само заскочит, я только хочу, чтобы у них потом срабатывал механизм узнавания слова, относящегося к этой группе, например, услышал слово "зюйдвестка" и подумал: "Это что-то про моряков");
- сделать подступ к теме функциональных стилей;
- подключить географию на русском.

Лексическую работу начинаем с игры в самодельный "Ерундопель". У меня есть покупной "Ерундопель", и мы в смешанно детско-взрослой компании с большим удовольствием в него играли. Там на карточках редкие и малоупотребительные, но реально существующие русские слова и три варианта лексического значения. Задача игроков - отгадать, какой вариант правильный. На обороте карточки - ответ.

Я сделала такие карточки по книге А. Некрасова. Для первого раза берём 24 слова. Мне попадалось мнение, что за один урок ребёнок 7+  лет  может усвоить 10-12 единиц новой лексики. Здесь некоторые слова им точно знакомы, поэтому повышаем ставки.
Механика игры - как в оригинальном "Ерундопеле". Читаем слово, варианты значения и выбираем подходящий.


Мне их рассуждения слушать было очень интересно и забавно. Например, зюйдвесткой у них оказалась "девушка с юго-запада", а в качестве буревестника их устроил "барометр", когда им рассказали, что такое барометр и для чего он используется.

Параллельно всё непонятное или частично понятное разбираем и отвлекаемся попутно на то, что под руку попало (попались сложные слова "кругосветка" и "буревестник" - разобрали по составу, вспомнили части слова, попались "склянки" - вспомнили наш урок об измерении времени).
В книге Сахарнова "История корабля" и в английской книжке о кораблях рассмотрели разные корабли. Нашли яхту, поговорили о том, чем она отличается от других изображенных кораблей. Оценили смелость Врунгеля и обсудили риски кругосветного путешествия на яхте.


В журнале "Чиж и ёж" есть разворот из книги "От мачты до киля" с разрезом корабля. Здесь у нас киль, корма, бортовой колокол. Заодно обсудили, почему морякам желают попутного ветра и  "семь футов под килем".


А в  книжке о пиратском корабле можно корабль "разбирать", перелистывая страницы.
Палец в трюм засунуть и ощутить, что там, действительно, можно что-то хранить.




С "прототипом" хорошо вышло. Я рассказала, что у героев книги были прототипы (http://russian7.ru/post/kem-byl-nastoyashhiy-prototip-kapitana-v/). А Р. сообщил, что читает сейчас Робинзона Крузо и ему очень нравится. "О, - говорю, - как кстати! У Робинзона Крузо тоже был прототип - Александр Селькирк".
Долго не могли догадаться, что тёзка Врунгеля - сам Колумб. Зато когда показала обложку книги о Колумбе, округлили глаза, внезапно осознав неслучайность этого тезоименитства.

Ване я  стихотворение-шутку  о корабле "Победа" показывала так давно, что он уже забыл. Пишем на доске слово "Победа" и предупреждаем детей, что они должны будут читать то, что написано, когда я делаю паузу. А дальше с началом каждой новой строки стираем по одной букве слева направо.
Получится следующее:
Плыл корабль ... "Победа",
Было время .... обеда.
Но вот случилась .... беда:
Из трюма пропала.... еда!
Ты виноват? ... Да!

Следующее задание - угадать, о ком я читаю. Я зачитала им описания внешности героев книги. С лёгкостью угадали всех. Вводим новый термин - портрет. Смотрим подробнее: на каких чертах внешности заостряет внимание писатель? почему? какие у нас возникают ассоциации? какие логические цепочки мы можем построить, отталкиваясь от данных нам фактов?

Письменная работа - задания из книги Марии Шкуриной "Я писатель. Книга моих историй".
Для вдохновения выглянули в окно, увидели парня на остановке и придумали ему бандитскую биографию.
Ванина работа: "Человек надвинул карюшон. Он в чёрном и сливается с пейзажем. Он скорее похож на школьника-бандита. Скорее всего, ограбил кого-то".


Дальше обувь и предметы в руках.
"Человек в жёлтых ботинках выглядит странно. Он поменялся пакетами с другим человеком. Они выглядят очень подозрительно. Скорее всего, они шпионы".
"Старушка с чёрным зонтом и странным видом. Может быть, она ведьма. Которая может стрелять молнией из своего зонта".


"Хороший кондитер. Он очень полный, и он отдаёт конфеты просто так".


Волосы, походка и эмоции - на дом.


Т.к. Ваня делает всё намного быстрее, чем Р., мне нужно было его чем-то занять, чтобы он не мешал приятелю работать. Скопировала ему страницу из книги Ахременковой "К пятёрке шаг за шагом".


И последнее дело - начало работы над проектом, который продлится всё время, пока читаем Врунгеля. Будем на контурной карте отмечать места, где побывал экипаж "Беды", а на отдельном листочке писать легенду карты.
Сначала я попросила ребят вспомнить, в каких странах побывал Врунгель. Вспомнили Англию, Японию. Догадались про Россию. Открываем книжку и листаем до того места, где корабль застрял во фьорде. Нашли Норвегию, отметили. Помимо фьордов, Норвегия славится вафлями, поэтому занятие завершили поеданием вафель.


Только вот карта у нас очень маленькая - А4. Друзья, не попадались ли вам где-то контурные карты мира, которые можно было бы распечатать на нескольких листах и склеить? Поделитесь ссылкой, если найдёте. С легендой, конечно, тоже можно, но хотелось бы прямо на карте писать, чтобы лучше запоминалось.

8-9, хоумскулинг, детское чтение, кружок, домашний кружок, русский язык

Previous post Next post
Up