Сегодня у меня были ощутимые проблемы с дисциплиной, в результате сделали для двух часов совсем не много.
Начали с игры в "Алиас". Надо почаще в неё играть, а то меня удивили низкая скорость и невыразительность объяснений.
Играли на время, с идущими в комплекте песочными часами. От них и пошли к теме сегодняшней встречи - измерению времени.
Ведь что такое новый год как не отмашка во времени, как не точка отсчёта? Рассказала, что празднование нового года 1 января в России ввёл Петр Первый, а до него новый год наступал 1 сентября. Почему?
В этом месте выплыла из голов каша на тему сезонов. Стали разгребать эту мешанину всего со всем. Выписали месяцы по порядку, поделили год на сезоны. И тут я спрашиваю: "А чем в разные месяцы занимался русский крестьянин?" - и сама со всей очевидностью понимаю, что абстрактный русский крестьянин для них ещё менее реален, чем сферический конь в вакууме. Боюсь, что усилия мои пропали втуне и новогодняя радость крестьянина от того, что рабочее лето позади, не была прочувствована в полной мере.
Задаемся вопросом, кто, когда и зачем придумал измерять время. Вспомнили шумеров, египтян, Стоунхендж.
Из книги Н. Сапунковой "Воплощение времени" я сделала копии страниц с рассказами о водяных и огневых часах. Задание следующее: прочитать свой рассказ, выделить маркером главное, составить план / опорный конспект и передать содержание текста в виде пересказа / презентации.
Сначала я сама проделала это все на их глазах с фрагментом о солнечных часах. Вместе прочитали, я выделила ключевые слова и объяснила, почему я выбрала именно эти моменты. Составила свой план пересказа. Это - крючки для моей памяти. Глядя на них, я буду вспоминать, о чем я хотела обязательно рассказать. Акцент - на моём удобстве. Нет жестких правил и требования единообразия: я могу где-то выписать целое предложение, а где-то ограничусь одним словом или рисунком. Пересказала своими словами, изредка заглядывая в свой план.
Дальше мальчики пошли работать каждый со своим текстом. У Вани ощутимый прогресс в этом деле по сравнению с первыми нашими попытками выделять ключевую информацию. Р. справился хуже - раскрасил почти весь текст, так что проку от его выделений было мало.
Над красивым пересказом ещё работать и работать. Р. загородил своё лицо листком с планом и читал, не отрываясь. В итоге пересказ куцый и неартистичный от слова совсем. Ваня чего-то вдруг взволновался, мял в руке свой листочек и ни разу туда не заглянул. Зато догадался использовать доску - нарисовал там огневые часы, о которых рассказывал.
Практическая часть - клепсидра из пластиковой бутылки. Больших бутылок в доме не нашлось, поэтому клепсидра у нас маленькая. Отрезали донышко, в крышке проделали дырки, привязали к ручке ящика на кухне, под бутылку подставили ёмкость для вытекающей воды. В роли будущей шкалы - полоска белой бумаги. Засекали время на кухонных часах и делали отметки. Сначала вода у нас вытекала слишком быстро, поэтому одно отверстие залепили пластилином. В результате добились того, чтобы вся вода из бутылки вытекала ровно за минуту.
Итак, мы узнали, как время измеряли и определяли при помощи солнца, воды, огня.
Т.к. мальчики недавно прочитала "Приключения капитана Врунгеля", о которых мы еще будем подробнее разговаривать, я достала Врунгеля, чтобы перечитать один фрагмент, имеющий отношение к определению времени. Это седьмая глава, где Врунгель наловчился "плавать по петушкам".
Непонятное слово - хронометр.
Вспомнили греческий миф о Хроносе, пожирающем своих детей. Если хронос - "время", то хронометр - то, что меряет время.
Посмотрели изображение морского хронометра в википедии, рассказала, что такое "бить склянки" на корабле.
В учебнике Протасовой "У костра" поразглядывали разные часы, заодно обратили внимание на словообразовательную модель, по которой строятся названия видов часов - на руку - наручные, на стену - настенные, на пол - напольные, на стол - настольные.
Не могла удержаться от соблазна показать эрмитажные часы "Павлин" на видео.
Click to view
Ваня изъявил желание увидеть эти часы, когда к бабушке поедем.
Башенные часы иначе называются курантами, и это возвращает нас к новому году и к российской традиции в новогоднюю ночь слушать бой московских курантов.
Мы с помощью ютьюба приобщились.
Click to view
Потренировались в назывании времени. С определением времени по часам у мальчиков проблем нет, задача заключалась в том, чтобы назвать изображенное время всеми возможными способами. Они легко говорят, к примеру, "двенадцать пятнадцать", а вот "пятнадцать минут первого" - это уже не такая отработанная конструкция, как и "без четверти четыре" или разговорное "полтретьего".
Для дополнительной тренировки сыграли в Perfect timing. В своё время с помощью этой игры Ваня научился бегло определять время.
Игра кооперативная. Есть часы, на которых в начале игры выставлен 1 час. Перед ним выкладываются по порядку 12 карт с обозначенным временем. Каждый игрок получает по две карточки, позволяющие сдвинуть стрелки на часах на указанный промежуток времени. Наша общая задача - сделать так, чтобы часы показали нужное время с каждой из тех 12 карточек, что мы выложили под часами. Сделали - переворачиваем карточку, не получилось - кладём карточку горизонтально. Если меньше 3 карточек пропущено - выиграли, если больше - проиграли. Т.к. игра кооперативная, игроки смотрят карточки друг друга и совещаются, как лучше поступить, чтобы добиться цели. Например, от текущего времени на часах до желаемого - 45 минут, и я вижу, что у меня есть карточка "15 минут", а у партнера - "30 минут". Естественно, я предложу ему план, что я хожу 15-ью минутами, а он потом ходит тридцатью.
Домашнее задание - рассказ Голявкина "Как я встречал Новый год". Будем говорить о русских традициях встречи нового года и о метафорах.