С ученицей продолжаем двигаться в сторону беглости и автоматизма чтения.
На последнем уроке играли сначала в "одинаковое или разное". Показываю пару карточек на секунду-две, потом убираю и надо сказать, одинаковые там изображения или разные.
Задача "прочитать" при этом не ставится. Упражнение на внимательность и на тренировку восприятия набора знаков целиком, "картинкой", поэтому там и слова есть, и цифры, и буквенные сочетания, и картинки. Пытаюсь найти подход к явлению, которое возникает слишком часто для того, чтобы мне не хотелось от него поскорее избавиться. А именно: слово может встретиться в крошечном текстике 5 раз почти подряд и каждый раз ребенок принимает читать его заново. Не узнает, и ей не приходит в голову сравнить с тем, что она уже прочитала выше. Как будто прочитанное моментально вылетает из ее оперативки в неведомую мне пустоту. А я хочу, чтобы не вылетало и заставляю ее держать хотя бы пару слов одновременно в поле зрения.
Хорошо пошла игра в бинго. Я тут вспомнила факт, вычитанный в англоязычной книжке об обучении чтению. Не помню точные цифры, но там приводились данные подсчетов, согласно которым довольно обозримое количество слов (не то 200, не то 300) составляет едва ли не 80% лексики детских книг. Идея, которую продвигала автор, заключалась в том, чтобы вот эти самые частотные слова с детьми учить всеми возможными способами, чтобы однажды ребенок взял книжку и понял, что он тут почти все уже умеет читать. Оставшиеся проценты незнакомых слов не так сильно расстроят его и не скажутся на мотивации, если он увидит, как много он уже знает. В той книжке приводился и список самых нужных слов.
Я поняла, что мне такое тоже нужно. Только вот списка слов, который был бы составлен на основе аналогичного исследования русскоязычной детской литературы, у меня нет. Поэтому я нашла в интернете список частотных слов, составленный на основе Корпуса русского языка и сделала с ним бинго. Поровну существительных, прилагательных и глаголов.
Играли, как обычно: ведущий (Алиса была горда своей ролью) вытаскивает из мешочка карточку-слово, кто первый нашел у себя это слово - забирает карточку себе. Кто набрал 4 в ряд - выиграл. Я даже не ожидала, что будет такой азарт. К следующему уроку еще сделаю.
Когда доиграли, собрали все карточки и разложили на три кучки: предмет, действие, признак. Опять все эти слова прочитали и про каждое подумали, куда его отнести. После этого по очереди брали наугад из каждой кучки по слову и надо было, используя эти слова, сочинить предложение или коротенькую историю, так что еще и словоизменение подключилось.
Хороший получился урок, я довольна. Буду и дальше эксплуатировать бинго.