Раз уж напилась кофе, почищу немного фотографии на телефоне.
Музыка (для детей 4-5 лет)
Птицы
На занятии про птиц хорошо пошло такое задание. Тут и поделка, и игра, и пользы много. Я заготовила бумажных птичек, дети выбрали себе по птичке и раскрасили. Потом приклеили с другой стороны магнитную ленту (кстати, очень удобная штука, надо почаще пользоваться, детям очень понравилось, что птичку можно будет дома на холодильник повесить). Пока раскрашивали, музыка шла фоном. У нас получается так, что дослушать фрагмент до конца более-менее неподвижно они могут только в том случае, если заняты рукотворчеством. Так что если мне обязательно нужно, чтобы услышали, - даю поделку. Тут мне было обязательно нужно. Поэтому смогли услышать инструменты - флейту, скрипку и рояль. Выдала наклейки с этими инструментами, и дети раздали инструменты птичкам. Вот тут у меня Ванина птица, судя по всему, довольно рассеянная, поскольку оставила где-то рояль в кустах, да и флейту посеяла, но идея в принципе понятна:
На магнитную доску я приклеила дерево и червяка из цветной бумаги. А дальше история такая. Когда птица голодна, она слетает вниз, к земле, и ищет пропитание. Ну и, соответственно, не поет, а чавкает и издает НИЗКИЕ звуки. А когда птица сыта, она вспархивает на дерево и поет там ВЫСОКИМ голосом. Задание было следующим: определить, птица уже поела или еще в поиске. Птичку крепим либо на дерево, либо к червяку. Одна доска для двоих детей, так что без толкучки получилось.
Такое можно сделать, конечно, и без магнитов, а просто с бумагой, но для меня принципиально, чтобы доска стояла вертикально и дети совершали движение рукой вверх-вниз для связки понятий "высокий" и "низкий" с определенными кинестетическими ощущениями, перемещением в пространстве.
Следующее задание уже для работы в паре. Один ребенок - птичка номер один, второй - птичка номер два. Задание на определение относительной высоты звука: кто выше и кто ниже. Есть две ноты, одна выше, одна ниже. Надо расположить птичек на доске так, чтобы было видно, кто выше, а кто ниже поет. Тут еще и элемент командной работы без конкуренции.
Рыбы
На занятии по рыбам я хотела закрепить понятия доли и ритма, которыми мы уже занимались, и добавить еще один термин - мелодия.
Шли от образа моря. У моря есть вода и дно. То, что присутствует постоянно, стабильно, неизменно. Это доля (beat). На дне моря есть растительность, кораллы (для наших морских детей это близкие и понятные образы). Они разные: где-то выше, где-то ниже, где-то часто, где-то пусто. Это ритм. Кораллы нам дают разнообразие по горизонтали. А еще в море есть рыбы. Эти снуют туда-сюда, красивые, запоминающиеся, их хочется поймать, а они этак вверх-вниз, вверх-вниз. Дают разнообразие по вертикали, высоту (pitch). Рыбы - это мелодия.
Но главное - замечательно пошла у нас игра. Я даже не ожидала, что так хорошо получится. Сначала я предложила детям угадать песню. И начала стучать ровненько: сильный удар - слабый удар - сильный удар - слабый удар. Не угадали. Оказалось, что по beat песню не угадаешь. Вторая попытка. Стучу ритм. Не угадали. Значит, и по ритму не угадаешь. Сыграла мелодию Twinkle, twinkle, little star. Сразу узнали. Ага. Стало понятно, что то, что мы поем - это и есть мелодия. А дальше мы разделились на три команды - доля, ритм и мелодия. В честь рыбного дня заменили звездочку рыбой (и поржали: twinkle, twinkle, little fish, laying nicely on a dish). "Мелодии" стали петь, потом к ним подключили "ритмов",они стучали, последними вступили "доли" и поставили ударения. Получилось очень, очень классно! И так сразу очевидно, насколько ВСЕ важно и как одно без другого становится беднее.
Русский (с подростком)
Много сейчас работаем с текстами.
Одно направление - вопросы нетестового типа. Например, есть у нас предложение: "Когда Тирлипупенко вышел из дома, на дворе запели первые петухи". И вопрос: "А когда, собственно, Тирлипупенко вышел из дома?"
Или такое: "Кракозябрин занял первое место на всемирном конкурсе поедателей мармелада". Вопрос: "Что сейчас чувствует Кракозябрин?" Такие задания хорошо тормошат извилины. И чем короче исходное предложение, тем лучше, т.к. больше пространства для додумывания. При этом я слежу за тем, чтобы додумывание было логичным, чтобы от каждой додумки можно было дойти до предложения-источника. "Кракозябрин чувствует себя героем. Он чувствует зубную боль. Ему ужасно хочется пить. Он волнуется, хватит ли призового фонда на новые коронки. и т.д." - годится. "Он голоден" - нет.
Второе направление - учимся задавать вопросы. Тут у меня самодельный кубик Блума хорошо пошел в дело:
Пишем на уроке мало, писать домой задаю.
Пишем чаще всего синквейны. Я их ввела в обиход сразу после каникул для экспресс-повтора частей речи, но когда увидела, что писать синквейны моему ученику трудно, решила почаще практиковаться. Разновидностей синквейнов много, у нас в ходу такая схема:
1 строка - тема (одно слово)
2 - 2 прилагательных/причастия
3 - 3 глагола
4 - 4 слова о своих переживаниях по поводу
5 - финал (1 слово)
Если вы никогда синквейнов не видели, вот вам для примера о текущем:
Ночь
Короткая, мимолетящая
Волнует, хочет случиться
Пишу пост и думаю: может,
Спать?
Бытовое (с тоддлерицей)
Заманить в ванную зайца и кота бывает легче, чем девочку и мальчика. А новые уши ненадолго отвлекают от выражения протеста по поводу нарушения детского права ходить с нечищенными зубами. (Кот уже сбежал из кадра)