Мне сейчас порекомендовали книгу Дэниэла Сигела, и я вспомнила, что как раз хотела рассказать о другой книге этого автора - The Whole Brain Child. Я бы перевела название как "Интегрированный ребенок", потому что речь в ней идет о том, как помочь ребенку с интеграцией.
Тем, кто знаком с теорией и приемами активного слушания, имеет некоторое представление о том, как развивается мозг ребенка, в курсе идей теории привязанности, автор Америки не откроет. Но почитать об этом же другими словами и с картинками лично мне было небесполезно.
Тем более что автору, на мой вкус, хорошо удается найти подходящие аналогии.
Так, к примеру, наш мозг он уподобляет лестнице. Нижние ступени - это базовые реакции, самая примитивная часть мозга. Поднимаясь вверх, мы добираемся до коры. Чем гармоничнее взаимодействуют "нижний" и "верхний" мозг - тем проще жить и ребенку, и родителю. Это вертикальная интеграция. Перпендикулярно ей располагается горизонтальная интеграция - взаимодействие правого и левого полушария. Тут тоже чем яснее отношения - тем лучше.
Мне понравилось, как Сигел объясняет механизм настройки на ребенка через горизонтальную интеграцию. Когда ребенок выдает слишком бурную (на наш взгляд "слишком", ему-то как раз нормальная интенсивность, соответствующая задействованной области мозга) реакцию, он находится во власти правого полушария. И если мы хотим помочь ребенку интегрироваться, нам нужно для начала активировать свое правое полушарие и говорить с ребенком на языке правого полушария. То самое - эмпатия, проговаривание эмоций, принятие его чувств, невербальное и вербальное обозначение своей близости, своей готовности быть с ним здесь и сейчас. Звезда с звездою говорит, правое полушарие - с правым. И только после этого подключаем к беседе свое левое полушарие и начинаем подводить под ситуацию логическую базу. То есть, собственно, даем ребенку модель выхода из штопора без отрицания и подавления чувств, а за счет использования всех имеющихся мозговых ресурсов - нижних и верхних, правых и левых. А т.к. вы с ребенком в этот момент находитесь в режиме сонастроенности, то и у него подключается левое полушарие, и все сходится: правое с правым, левое с левым (техника connect and redirect)
Или забавная история о том, как амигдала поставила заграждение на нижних ступенях лестницы и из-за этого ребенок боится ездить на велосипеде. Наша задача - помочь ребенку это заграждение убрать. Ну и прибраться там немного в прихожей, а то амигдала там порядком намусорила. Расчистить путь от нижнего мозга к верхнему.
Детям он предлагает рассказывать о нижнем и верхнем мозге с помощью очень простой и наглядной визуализации.Соберите пальцы в кулак так, чтобы большой палец оказался внутри, спрятанным под согнутыми пальцами. Большой палец - это нижний мозг. Остальные пальцы - верхний. Впрочем, лучше картинку вставлю:
Ну и практическое применение этой идеи. Посоветовать ребенку, чтобы в следующий раз, когда его захлестнут эмоции, он посмотрел на свою руку с расправленными пальцами и увидел, что сейчас его нижний мозг сбросил все покровы. А потом медленно согнул пальцы, чтобы они закрыли большой палец. Верхний мозг помогает нижнему, помогает успокоить бурю. И как руке нужны все пальцы, так и нам нужны и сильные эмоции, и взвешенные решения.
Не буду пересказывать все, тем более, что я вообще-то хотела просто
ссылкой поделиться, где эту книгу можно прочесть целиком и бесплатно (на английском). На мой взгляд, книга стоит прочтения.