В рекомендациях игр Кеншафт скупа и не оригинальна. Советует домино (развивает ощущение числа, нужное для поляны 4), настольные игры типа «Змеи и лестница», где надо бросать кубик и передвигаться на определенное количество клеточек, и карточные игры по типу «Пьяницы», где надо забирать то самые старшие, то самые младшие карты.
Когда читала про внедрение математики в обычную жизнь с ребенком, удивлялась на каждой строчке: а что, бывает иначе? Т.е. опять кэп, кэп, кэп. Ребенок тянется к родительским ушам, а мы ему: «У мамочки два уха. Раз, два». и т.д. На прогулке считать, сколько домов осталось до нашего дома, в магазине под счет складывать апельсины в пакетик. Идем по лестнице - считаем ступеньки. Все это - практика, которая нужна ребенку, чтобы перескочить на следующую поляну.
Каждому ребенку абсолютно необходимы кубики, пластилин, игры в песочнице, pattern blocks (=кубики Никитина), конструкторы. Замечаем повсюду геометрические фигуры - вот вам и геометрия.
Мне понравилась игра, которую затеяла одна мама со своими детьми-дошкольниками. Собирая их в детский сад, она спрашивала, какой формы сэндвичи они сегодня хотят. «Три треугольника и квадрат», - говорили дети, и тогда она разрезала сэндвич на кусочки требуемой формы. Дети очень веселились и каждый раз старались задать маме задачку посложнее.
Где еще геометрия: в рукодельных затеях, в приготовлении печенья, в мелких домашних ремонтах, в обустройстве кукольного дома или игрушечной парковки. В каждой из этих ситуаций - море поводов поговорить о формах и паттернах.
Пре-арифметика и числа
Когда же начинается настоящая математика? А начинается она с понятия «два». Когда ваш ребенок требует «два крэкера» и явно ждет, что вы дадите ему больше, чем один, - все, вы присутствуете при рождении математика. Когда он уловил связь между «два крэкера» и «две морковки» - это значит, что он начал использовать закономерности для решения своих задач.
Еще чуть-чуть - и он поймет, что «три крэкера» - это еще круче! Вот тут начинается главное веселье.
Не забываем о важном принципе: понимание предшествует практике! Только такой порядок способствует математическому развитию.
Сложение
Когда ваш ребенок может правильно пересчитать предметы в небольшом наборе, можно начинать сложение.
«Сложение на пальцах»: сжимаем руки в кулаки, оставляя поднятыми по два пальца на каждой руке. «Сколько пальцев?» - «4» - «Правильно, два на одной руке и два на другой. Два плюс два равно четыре». Так что пособие для обучения сложению у нас всегда в буквальном смысле «под рукой». Можно играть где угодно, пока не надоест.
Когда ребенок сам скажет «три плюс два равно пять» - поздравляю, вы на пятой поляне. Теперь можно уже играть, например, в машине, задавая друг другу каверзные вопросы типа «а сколько будет шесть плюс три?»
Логика
Логика помогает нам закономерность, понятую в одному контексте, применить в другой ситуации. Ищите в жизни ситуации, которые развивают логику, умение принимать решение и переносить знания из одной сферы в другую.
Пример. Мама предлагает ребенку выбрать одно пирожное из двух и предупреждает, что второе она съест сама. Ребенок колеблется, берет то одно, то другое. Это продолжается до тех пор, пока ребенок не сделает окончательный выбор.
Музыка
Исследования показывают, что занятия музыкой улучшают математические способности. Никто не знает, почему так происходит, но это факт. Что бы за этим ни стояло, если вы сами любите музыку и разделите эту любовь со своим ребенком - вы получите только пользу и ничего, кроме пользы.
Язык
Часто у детей возникают проблемы с математикой, потому что они неясно представляют себе смысл отдельных слов и понятий. Поэтому родителям надо позаботиться о том, чтобы определенные понятия дети усвоили четко. В число таких понятий входят:
сейчас и потом
над
под
внутри
снаружи
между (between), в русском языке ему будет соответствовать понятие «средний» (поправьте, пожалуйста, если я ошибаюсь)
Упражнение на освоение понятия «средний». Берем три предмета, например, тонкий черный фломастер, толстый белый маркер и серую шариковую ручку. И начинаем задавать вопросы: какой предмет средний по толщине? какой предмет средний по цвету? по длине? по местоположению? Каждый раз объясняем: фломастер средний по толщине, потому что он толще, чем шариковая ручка, но тоньше, чем маркер...
Сюда же - любые игры на сортировку, раскладывание по убыванию/возрастанию какого-либо параметра.
Очень важно все проговаривать, чтобы ребенок хорошо усвоил словесную оболочку понятия.
каждый Акцентируем внимание на этом слове в повседневной жизни, играем в угадайки («Представь, что у меня в каждой руки по конфетке. Сколько у меня конфеток?»). Сравниваем «каждый» и «один» («дай кому-то одному печенье», «дай каждому по печенинке»). Игры, в которых нужно распределить что-либо (дать каждому зайцу по морковке).
много (в английском тут еще примешивается разница между much и many).
меньше
больше
такой же (общее)
другой (отличное) Обращаем внимание на похожие и различные предметы: «дверь в твою комнату такой же формы, как страница этой книги?»
Если ваш ребенок уже может понять, что общего между двумя глазами, двумя ушами и двумя конфетами, это не повод почивать на лаврах. «Чувство числа» надо культивировать.
Например, для отработки понятий общее и различное можно предложить сравнить два предмета. Скажем, два прямоугольника разной площади. Что у них общее: форма, количество углов. Разное: размер, местоположение, периметр. и т.д.
Похитрее: кладем два одинаковых прямоугольника. У них одинаковая форма, площадь и периметр. Разное: местоположение.
Список важных математических слов, которые желательно освоить ребенку как можно раньше: два, плюс, равно, ноль, каждый, между (средний), такой же, другой, много, больше, меньше, доля (=порция, часть), десятичный (decimal), квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, гексагон (шестиугольник), прямой угол, параллель, диагональ, дюйм, фут, ярд, унция, чашка (cup - мера веса, равная 8 унциям), пинта, галлон, сантиметр, митр, площадь, объем.
Объем понятий, который ребенок осваивает в начальных классах: десяток, сотня, цифра, округление, сумма, произведение, частное, остаток, множитель, общий знаменатель, эквивалентные дроби, неправильные дроби, смешанное число, координатная сетка, угол, плоскость, острый угол, тупой угол, перпендикуляр, многоугольник, четырехугольник, число пи, радиус, диаметр, окружность, подобный, равный, периметр, тонна, миля, километр, миллиметр, литр, акр.