Черкесы: "А тем временем мечети уже не вмещают желающих попасть на джума-намаз!"

May 21, 2014 22:12



***
​У адыгов ислам никогда не играл доминирующей роли, - Кусова-Чухо

- Одна из страшилок, связанная с рисками радикализации ситуации после приезда потомков черкесских мухаджиров, формулируется так: черкесы диаспоры в случае репатриации принесут в Россию радикальный Ислам, принесут сюда матрицы, характерные для Ближнего Востока и сценарий нестабильности. Что вы думаете о радикализация Ислама среди молодых черкесов.

- Я думаю, что это умышленно нагнетаемая угроза. У адыгов вообще ислам никогда не играл доминирующей роли. Сколько нужно религии человеку: помолиться, похорониться, жить по шариату, который прописывает мусульманину все политические, экономические, социальные и моральные нормы жизни. Аналогичную функцию имел у адыгов адыгский этикет (Адыгэ Хабзэ). Он представлял традиционный институт народной адыгской жизни и был регулятором всех форм взаимодействия адыгов с миром и между собой.

Адыги принимали в свое лоно посланцев разных религий, те же шапсуги черноморские до сих пор хранят некоторые доисламские культы. Это не хорошо и не плохо, это наша форма существования веры. Вспомним наиба Шамиля Магомед-Амина - его не приняли шапсуги, но признали абадзехи. Тем не менее ислам сыграл огромную роль в сопротивлении адыгов русской военной колонизации. Отсюда и драматизм нашей истории, на одном берегу Черного моря - единоверная Турция, на другом - христианская Россия, а адыги между двумя колоссами. Но это был век XIX, а сегодня другая ситуация. Ислам в истории адыгской, если в ближайшее время никакая другая идеология не появится, будет инструментом консолидации черкесов. Ценности Адыгэ Хабзэ, на которых мы, собственно, и держались, успешно заменит исламская идея. Она уже бродит по всему Северному Кавказу как идея мусульманской консолидации, находя чувственный отклик в горячих молодых сердцах. К тому же она содержит в себе идею социальной справедливости, так востребованную сегодня на Кавказе. Единение через Ислам! А что еще делать разрушенному общекавказскому единству, разорванному в клочки национальному телу, униженному горскому духу! Другой же склейки не предлагают.

Умышленное раздувание «исламской страшилки» объясняется то ли умыслом, то ли недомыслием столичных агитаторов-пропагандистов. А тем временем мечети уже не вмещают желающих попасть на джума-намаз!

Возвращаясь к главной теме нашей беседы - 150-летию Кавказской войны, которую почти 100 лет вела Российская империя на перешейке между Черным

и Каспийским морями, ради исторической справедливости вспомним, что колонизация края в немалой степени проходила мирным путем. Этому способствовал особый характер русского народа, специфика русской цивилизации, масштаб личностей, утверждавших имперскую идею на завоеванных территориях. Сегодня принципиально другая ситуация, и самый раз всем вместе исповедаться у кавказского мемориала - и завоевателям, и завоеванным. -
***



Сулиета Кусова-Чухо: «Пора исповедаться и завоевателям, и завоеванным»
http://kavpolit.com/articles/cherkesskij_vopros_stal_obektom_tselenapravlennyh-4801/

Ислам, Адыгея, Черкесы

Previous post Next post
Up