Альбом -
http://vk.com/album-1535349_196193842---
Оппозиция же, поняв, что методы институционального политического диалога не работают, решила обратиться к традиционным. Традиционный метод - это народный сход. Сходы - органическая часть абхазской традиционной политической культуры, на них принимались важные решения.
В основном они организовывались в сложные для народа времена. Суть простая - о важности события свидетельствует число пришедших, информация о них передается из рук в руки, по «сарафанному радио». Отсюда склонность завышать число пришедших на сход у здания президентской администрации в Сухуме примерно вдвое (в СМИ фигурировала цифра в 10 тыс., взятая из абхазских источников, хотя по факту было не более пяти). Сход - это не митинг. В некотором смысле, это абсолютно легитимное политическое событие, чьи решения являются безусловными. Абхазия характерна тем, что здесь очень большие и очень значимые для «народа» как для «низового общества» традиции народовластия и самоуправления. Сходы организовывались в традиционных для этого местах.
Нынешний сход необычен тем, что он был городским, поэтому полноценным сходом, конечно, являлся не вполне. Однако количество пришедших позволило организаторам, т.е. «объединенной оппозиции» заявить о том, что они «берут власть в свои руки», некоторые горячие головы устроили небольшой погром в администрации президента (пришедшие ожидали, что президент выйдет и поговорит с пришедшими напрямую, но этого так и не произошло). Есть данные, что Анкваб хотел это сделать, но его отговорили люди из ближайшего окружения, опасавшиеся покушения на жизнь президента.
Все это позволило внутренним СМИ трактовать события как «попытку переворота», а российским - трубить чуть ли не о Майдане и «оранжевой революции». Реальная же ситуация такова, что внешнего участия в событиях нет, к результатам Майдана в Абхазии относятся с брезгливостью. Такой же чушью является и противоположная версия - о том, что митингующие якобы в первую очередь недовольны недостаточной интеграцией с Россией.
Антон Очиров, поэт, переехавший несколько лет назад из Москвы в абхазское село Атара и занимающийся там сельским хозяйством
---
Традиция народной демократии.
В Сухум 27 мая состоялся «Народный сход», организованный Координационным советом оппозиционных политических партий и общественных организаций Абхазии. Само понятие «народный сход» имеет особое значение для абхазцев, напоминая перекочевавшую из стародавних времен традицию племенной демократии, когда собираются в основном мужчины всего рода или племени и решают свои вопросы. За последние десятилетия известны несколько таких «сходов». Самый известный из них состоялся в селе Лыхны Гудаутского района в 1989 году, на котором абхазцы потребовали выхода тогда еще Абхазской АССР из состава Грузинской СССР.
По оценкам наблюдателей, на митинге 27 мая собралось до 10 тысяч человек. Хотя это очень внушительная цифра для республики, где абхазов насчитывается примерно 100 тысяч человек, но уступает по численности тому же «сходу» в селе Лыхны и другим подобным собраниям. Полная мобилизация.
---
Цитата: Д. Халидов: "Абхазская оппозиция консолидировала целый ряд требований к президенту. В советский период абхазский народ поднимал проблему суверенитета. Они в этом плане демонстрировали высокие образцы подлинного народовластия".
***
Абхазская оппозиция консолидировала целый ряд требований к президенту. Одно требование по стилю правления о том, что за 20 с лишним лет и до фактически независимости Абхазии, в советский период абхазский народ на своих сходах поднимал проблему суверенитета. Они в этом плане демонстрировали высокие образцы подлинного народовластия, демократии. Они привыкли решать свои проблемы на народных сходах, на вече, то, что мы называем соборным единением. Ни одна республика на Северном Кавказе не сравниться, разве что Дагестан, по уровню независимой прессы, обилию различных движений, инициативных групп, которые постоянно ставят под сомнение ту или иную сторону государственной политики в Абхазии. Гражданская активность в Абхазии зашкаливает при том, что там населения, извините за выражение, с гулькин нос, 150-200 тысяч. Собственно, абхазцы 100 с лишним тысяч. Это один стадион на Лужниках. Политическая активность, гражданская ответственность на очень высоком уровне. Александр Анкваб воспитан в старой советской правоохранительной милицейской школе. Он привык к вертикали власти, к иерархии и выстроил аппарат именно по образцу иерархической строго дисциплинированной машины, которая должна работать на благо республики. Легко управлять, но очень легко оказаться в ловушке, когда обратная связь нарушается, когда аппарат доносит не ту информацию. Она доносит информацию искажённую, препарированную. В силу такого стиля управления благие намерения с одной стороны и деформация системы управления с другой. Это отразилось на работе парламента. При том, что сильная оппозиция, сильное движение накапливались проблемы. Эти проблемы они стали озвучивать. Вышли на площадь.
***
М. АНДРЕЕВА: Элана, с Вашей точки зрения, в чём там глубинная причина? Почему вышли? Если, по словам экспертов, готовы договариваться, почему не договорились вчера? Кто не идёт на встречу?
Э. ЭШБА: Я всё-таки склонна больше согласиться с Деньгой Шахрутдиновичем, потому что, действительно, если и был внешний фактор, то его значение не настолько велико, чтобы говорить о каком-то таком серьёзном и главном направлении. Всё-таки я думаю, чтобы понять те события, которые происходят сегодня в Абхазии, необходимо немного глубже изучить специфику абхазского общества. Что касается народных сходов, вот уже Деньгой Шахрутдинович отчасти сказано, что это часть культуры абхазского народа. Может быть, это вышло за пределы, но это не столько переворот и попытка революции, сколько желание выразить свою позицию обществом. Люди пришли. Они говорят то, чем они не довольны. Такие сходы были и раньше, это не что-то феноменально новое. В 1978 году, когда принималась новая конституция в Абхазии, был многотысячный сход. В 1989-ом трёхсоттысячный сход перед развалом Советского Союза. Народ выходил и свою позицию чётко озвучивал. Абхазы привыкли активно участвовать в судьбе своей страны и выражать свою позицию, согласны они или не согласны. Позиция прийти раз в 5 лет за кого-то проголосовать, и следующие 5 лет жить спокойно - это не абхазская история.
***
Д. ХАЛИДОВ: У Вас абсолютно неверное представление. Абхазское государство древнее, даже чем русское государство. Оппозиция не ставит ему в вину то, что он изменил.
***
Э. ЭШБА: Если говорить о тех пунктах, которые выставляет оппозиция помимо паспортизации, это высокий уровень коррупции и нецелевое расходование финансовых средств, которые поступают из России. Как считает оппозиция, они тратятся не на те нужды. Высокий уровень безработицы. Для абхазских студентов предоставляются льготы, лимиты, они приезжают в Россию, получают образование, возвращаясь, они не находят работы в Абхазии. Было несколько покушений на президента. В пространстве СМИ нигде не освещено, что преступников поймали, осудили, то есть покушения не раскрыты. Помимо этого были ещё политические убийства. В Абхазии очень высокая поляризация. Оппозиция изначально находила поддержку в очень широких слоях населения с 2004 года и сегодня. Я не ставлю под сомнение легитимность президента Анкваба, он был выбран на выборах, за него отдали большинство голосов населения Абхазии, но вместе с тем огромное количество населения Абхазии изначально поддерживали оппозицию, причём очень негативно были изначально настроены к президенту. \2\
http://rusnovosti.ru/guests/interviews/80695/320666/ ---
- События в столице Абхазии в Сухуме Александр Анкваб назвал переворотом. Считаете ли вы, что это был переворот?
- Нет, не считаю. В Абхазии всегда была прямая форма народовластия - сход. Естественно, эта форма не закреплена в Конституции - к большему сожалению, - но, тем не менее, в различных исторических ситуациях наш народ использовал эту форму. И для меня непонятно поведение руководителя государства, который отказывается от общения с народом.
Аслан Басария считает, что есть несколько путей развития сложившейся ситуации. «Первый путь - самый негативный, не дай бог, мы дойдем до каких-то реальных столкновений. Второй вариант, условно, - победа одной из сторон -- тоже приведет к негативным последствиям в силу раскола: у кого-то к пораженческим, а у кого-то к победным настроениям. Третий, более позитивный расклад сложится, если президент прислушается к мнению народа и примет его. У президента есть возможность не допустить этого раскола, уйдя в отставку. Есть и четвертый путь - это некое консенсусное решение, хотя я не вижу реальных результатов от каких-то консенсусов», - приводит слова Аслана Басария «Нужная газета».
Алексей Мартынов, директор Института новейших государств
То, что сегодня происходит в Абхазии, в определённом смысле можно назвать здоровым политическим процессом или синдромом болезни роста молодого государства. То, что совершена попытка государственного переворота таким нетрадиционным путём, конечно, заслуживает всяческого осуждения.
Другой вопрос, что традиции прямой демократии, такой площадной демократии, когда весь народ собирается на сход по тем или иным важнейшим для народа вопросам, в том числе, чтобы задать вопросы своим руководителям - это многовековая традиция абхазского народа, и ничего такого исключительного в этом нет. Но очевидно, что подобные вещи должны бы происходить в рамках конституционного поля - демократические выборы, в том числе и досрочные, возможное отстранение руководителей от власти через демократические процедуры.
Я не думаю, что это мероприятие направлено непосредственно против президента Анкваба. Другой вопрос, что некоторые политические силы попытались оседлать этот процесс, что им, как мы видим, не удалось...
Это такая форма неудовлетворённости теми темпами развития молодого, новейшего государства, которые оно демонстрирует.
Общество почувствовало, что диалог между властью и обществом недостаточен, и вышло на площадь, на сход, чтобы поговорить с действующим президентом. Он отказался - это привело к таким последствиям. Но я практически уверен, что в ближайшие дни все вопросы будут сняты, и Абхазия вернётся в спокойное, конституционное поле развития.
Россия, являясь гарантом безопасности и своего рода драйвером экономического развития этого государства, может выступить посредником во внутриабхазском диалоге.
---
О. БЫЧКОВА - И о том, что происходит в Абхазии, мы говорим сейчас с Георгием Гулиа, исполнительным директором «Интерфакса», он находится у нас в прямом эфире в нашей студии программы «Сканер».
Ну, для многих события в Абхазии оказались неожиданными совершенно. Как-то, во-первых, не была эта информационная точка, как сказал Владимир Герасимов, в центре внимания. Тем более в последние месяцы все смотрели исключительно на Украину, мы понимаем, что там происходит. И вдруг там вот такой взрыв. Для тех, кто следит за ситуацией в Абхазии, как вы, это закономерная история или тоже внезапная?
Г. ГУЛИА - Скажем так, давайте не называть (мне так кажется) то, что происходит в Абхазии революцией. Если посмотреть на историю Абхазии, есть такой механизм, так скажем, народовластия. Если возникают какие-то проблемы, собирается народный сход, обычно он собирается в селе Лыхны, там поляна большая, там тысячелетний дуб, под ним собирается тысяча людей и выносит свой вердикт власти. Самое интересное, что даже при советской власти, когда все там держала Коммунистическая партия, было несколько таких сходов, когда вызывали секретарей обкома партии и народ им говорил: «Уходите».
О. БЫЧКОВА - И они что, уходили?
Г. ГУЛИА - Они уходили.
О. БЫЧКОВА - Прямо так и уходили? Писали заявление?
Г. ГУЛИА - Да, они шли и писали заявление.
О. БЫЧКОВА - Ничего себе.
Г. ГУЛИА - И что самое интересное, ни ЦК Грузии, ни Политбюро в Москве как бы говорили: «Ну, сход, так народ решил».
В. ГЕРАСИМОВ - А сход какие-то аргументы предъявлял или просто?
Г. ГУЛИА - Естественно.
О. БЫЧКОВА - Они говорили: «Ты не сделал то-то, то-то».
Г. ГУЛИА - Конечно, конечно.
О. БЫЧКОВА - Или: «Сделал не то».
Г. ГУЛИА - Конечно. То есть это все аргументировано. Так ушел и секретарь обкома партии Борис Викторович Адлейба, так ушел предпоследний секретарь обкома Хишба.
И то, что произошло в Абхазии… В принципе, последний год, можно так сказать, оппозиция ставит вопрос об отставке Правительства и ставит вопрос о других каких-то кадровых решениях. В принципе, на мой взгляд, все те вопросы решаемые, абсолютно понятные. И когда люди собрались, они позвали к себе президента. То есть они собрались у Драматического театра, и все ждали, что президент придет, ему скажут. И вопрос об отставке Анкваба не стоял на этом сходе.
О. БЫЧКОВА - Они просто хотели выразить недовольство.
Г. ГУЛИА - Люди хотели отставки Правительства, отставки генпрокурора и двух, так скажем, руководителей районов Восточной Абхазии (это Очамчирский и Гальский районы), уже давно недовольны их работой. Но почему-то Анкваб никого не убирал. И что самое непонятное - он даже не вышел к людям. Это такое оскорбление для людей. Тогда люди переместились к президентскому дворцу. Ну, знаете, когда люди оскорблены, тогда уже и другие требования, да?
О. БЫЧКОВА - Слово за слово, что называется.
Г. ГУЛИА - Да. И уже пошло требование отставки Анкваба, а особенно после того, как он покинул здание администрации и уехал из Сухума, что вообще для меня, честно говоря, непонятно. От кого бежал, чего бежал? То есть в истории Абхазии я, честно говоря, даже не могу вспомнить, чтобы руководитель бежал от своего народа.
В. ГЕРАСИМОВ - Вот вопрос. Лицо «люди» - оно же какое-то имеет имя и фамилию. Вот в частности часто упоминается тот же Рауль Хаджимба в качестве одного из лидеров оппозиции, который на самом деле бунтарь со стажем. Насколько я помню, он же неоднократно попадал в аналогичные истории, ты лучше меня наверняка помнишь все эти перипетии. Напомню, что был 2004 год, и вот эта борьба: кто же победил и кого поддерживает Москва? Потом снова он участвовал в выборах. И все время эта фамилия мелькала в таком контексте, что это главный бунтарь.
Вот это все-таки люди? Или какие-то конкретные люди, которым нужна власть, потому что они ее хотят?
Г. ГУЛИА - Нет, все - и Рауль Хаджимба, и Сергей Шамба, и Беслан Бутба, которому сейчас поручили возглавлять коалиционное правительство - все они участвовали во всех президентских гонках. Говорить, что они больше хотят власти, чем хочет ее Анкваб - я бы так не сказал. Я думаю, что в Абхазии никто так не хочет власти (и не хотел), как Александр Золотинскович, который долго-долго шел к этому. Но как показывает жизнь, наверное, «хотеть» и «быть» - это немного две разные вещи.
А что же касается и Хаджимба, и Шамба - они все тоже из власти. Потому что, если вы помните, Хаджимба был премьер-министром при Владиславе Ардзинба, потом Ардзинба его выдвинул и поддержал на президентских выборах, когда он проиграл Багапшу и когда была конфликтная ситуация. Шамба был и премьер-министром, и долгое время возглавлял МИД. То есть, в принципе, все эти люди побывали у власти, были у власти. Извините, Рауль Хаджимба был и вице-президентом при Багапше. То есть они были все на первых ролях. Почему не нашел с ними Анкваб общего языка? Наверное, надо уметь разговаривать с людьми тоже.
В. ГЕРАСИМОВ - А вот с точки зрения рамок возможного, у него действительно (у нынешнего президента) были возможности что-то изменить, провести какие-то реформы? Или просто на самом деле у любого руководителя страны, которая находится в таком сложном положении с точки зрения возможностей, работы промышленности и всех остальных факторов, не знаю, экспорта… Понятно, что очень мало вообще-то экономических возможностей что-то такое сделать радикальное. Вообще есть что-то, что реально он мог бы сделать? Или это у любого президента были бы такие же просчеты и ошибки?
Г. ГУЛИА - Я бы так сказал. И когда был Багапш (первый срок), и когда был Ардзинба, не было помощи России. Но, знаете, как? Развивался бизнес, развивалось предпринимательство, люди могли пойти в банк и взять ссуды. Да, кто-то возвращал, кто-то не возвращал - это естественно, как и везде. Сейчас же, как сказал один мой товарищ, он говорит: «Я никогда не мог представить, что Россия даст Абхазии 15 миллиардов, а мы станем жить намного хуже. Если бы мне хоть кто-нибудь когда-нибудь сказал, я бы в это не поверил».
Ведь что произошло? Анкваб абсолютно честно четко строит то, подо что дает Россия деньги. Зачем-то новый стадион в центре Сухума. Ну, это такая идея… Никто, правда, не понимает, зачем в центре стадион, такая чаша рядом с кафедральным собором, но туда сотни миллионов рублей. «У нас открываются прекрасные дома культуры», - когда вокруг улицы, вот центральный проспект Мира… Людям дать возможность самим зарабатывать… Ведь одно из требований оппозиции, они говорили: «Слушайте, ну нельзя быть иждивенцами. Россия нам дала удочку - дайте нам возможность ловить рыбу».
Что сделал Анкваб? Ведь никто не может сейчас в Абхазии без него пойти даже в частный банк и взять ссуду. Там запретил центробанк давать фактически кредиты. То есть люди сидят, не зарабатывают, не могут открыть свое дело.
О. БЫЧКОВА - А почему?
Людям дать возможность самим зарабатывать… Ведь одно из требований оппозиции, они говорили: «Слушайте, ну нельзя быть иждивенцами. Россия нам дала удочку - дайте нам возможность ловить рыбу».
Что сделал Анкваб? Ведь никто не может сейчас в Абхазии без него пойти даже в частный банк и взять ссуду. Там запретил центробанк давать фактически кредиты. То есть люди сидят, не зарабатывают, не могут открыть свое дело.
О. БЫЧКОВА - А почему?
Г. ГУЛИА - А на вопрос: «А почему нельзя брать кредиты?» - он отвечает: «Своруют». Понимаете, весь народ воры, что ли, а один он в белом фраке? Такое не бывает.
http://echo.msk.ru/programs/skaner/1330162-echo/ ---
- Последние события в Абхазии многие СМИ сразу же сравнили с украинским майданом. Насколько уместны подобные сопоставления?
- У абхазов есть своя собственная политтехнологическая культура, и сравнивать происходящее с «майданом» даже не политкорректно. В особо важные и судьбоносные дни абхазы всегда собирают Всенародный Сход, эта форма народовластия - результат нашего длительного исторического опыта, соответствующего духу Апсуара - неписанному Кодексу чести абхазов. Для абхаза, уважающего себя, свой род и свой народ, недопустима мысль не посетить такое собрание. Исторически Всенародный Сход себя оправдал, так как именно на нем абхазы всегда вырабатывали коллективные решения, облекая их в национальную идею. Решения Всенародного Схода обязательны к исполнению и не обсуждаются далее. В эти дни мир имел возможность наблюдать народную демократию по-абхазски, и, повторюсь, нет никаких оснований для проведения параллелей с пресловутым и ставшим почти нарицательным киевским Майданом.
http://kavpolit.com/articles/sravnivat_proishodjaschee_s_majdanom_nepolitkorrek-5391/ ---
Был момент, когда количество участников схода достигло 20 тыс. чел. (...) Сход- это величайший институт народовластия!
К общенациональному сходу мы шли давно. Работали штабы. Перепроверялась их работа. И когда, чл. КС и ее активисты начинали настойчиво интересоваться сроком проведения акции, Рауль Хаджимба отвечал категорично: "Когда все штабы представят списки тех,кто готов участвовать в нашей акции!". Шла кропотливая работа, отрабатывалась тактика. И в этом процессе, сопряженном с массой трудностей и препятствиями, еще раз проявились организаторские качества Беслана Бутба, лидеров всех партий и организаций, входящих в КС, депутатов Парламента. И накануне схода, прогнозировалось количество людей от 5- до 10 тыс. Не скрою, подчас в душу закрадывалось сомнение в реальности наших преположений. Но мы преодолевали эти психологические сложности, работали слаженно. Нас подбадривала молодежь, мощно вливавшаяся в ряды движения за справедливость. И вот случилось то, что закономерно должно было свершиться. Народ задыхался от застоя, он ждал перемен, добивался прорыва. И добился! Я еще раз убедился воочию, что наш народ, выстрадавший свое право на независимость, не потерпит косности, чванства, алчности, от кого бы они не исходили. И Абхазия доказала всему миру, что она не растеряла своих духовных ресурсов для восстановления высокого потенциала, которым обладала во все времена. Наш народ доказал, что он не потерпит издевательства над собой и никому не позволит распоряжаться его судьбой. Все произошло мирно, цивилизованно, без драматических последствий, если не иметь в виду паническое бегство новоявленного диктатора и лжемонарха, внушившего себе, что с народом можно поступать как угодно. В этой долгой и упорной борьбе за оздоровление ситуации, слились воедино титанические усилия ветеранов национально-освободительного движения, Отечественной войны народа Абхазии, старшего и младшего поколения, наших милых, очаровательных, преданных высшим ценностям женщин, всех истинных патриотов, журналистов, тысяч жителей городов и сел Абхазии, представителей всех национальностей.Был момент, когда количество участников схода достигло 20 тыс. чел. Я горжусь своим народом,умеющим в периоды нелегких испытаний, ярко проявлять свою политическую культуру! У нас своя древняя абхазская демократия, не уступающая ни в чем ни западной, ни восточной! Дай Бог счастья всем, кто стоял рядом с нами все эти дни, защищая государство от внутреннего разрушения и морального разложения! В единстве -наша сила! Мы выстояли и, уверен, осилим бремя дальнейших проблем! Сход- это величайший институт народовластия! И пусть все знают, что никакой авторитарный режим не в силах противостоять перед таким мощным инструментом воздействия на общественные процессы! Да, здравствует абхазская демократия!
\Владимир Зантариа\
---
«Дурипшский сход» 1931 года. Вопрос о преобразовании Абхазии в автономию рассматривался на VI съезде советов Абхазии 11 февраля 1931 г., хотя он даже не значился в повестке дня, а затем VI всегрузинским съездом советов 19 февраля 1931 г. было принято постановление о преобразовании «договорной» ССР Абхазии в автономную республику в составе Грузинской ССР (этот статус сохранялся до 21 декабря 1991 г.).
С трибуны съезда Лакоба заявлял, что вопрос этот решён, но одновременно призвал абхазское крестьянство выступить против такого решения, надеясь этой крайней мерой напугать Кремль и приостановить его реализацию. В Дурипше, Лыхны, Ачандаре, других сёлах 18-26 февраля 1931 г. состоялся многодневный общенациональный сход («Дурипшский сход») абхазского народа, который высказался против вхождения в Грузию и против колхозов. Активное участие в этом проекте принимала мать Н. Лакоба. Берия, возглавлявший закавказских чекистов, прибыл в Гудаутский район с карательным отрядом и артиллерией. Всё было готово для кровопролития, но в последний момент ситуация была урегулирована.
Попрание суверенных прав Абхазии, низведение её статуса до уровня автономии привело к общенародному возмущению на «Дурипшском сходе», который выразил недоверие советской власти и правительству. Вместе с тем, надо отметить тот факт, что благодаря такому непростому и неоднозначному решению в Абхазии, по сути, не была проведена коллективизация в её жёстких формах.
Фото: АПСУАА. ВСЕНАРОДНЫЙ СХОД. ЛЫХНЫ.1989г
18 марта 1989 года по инициативе НФА состоялся 30-тысячный народный сход в историческом сердце Абхазии - селе Лыхны Гудаутского района, на знаменитой поляне Лыхнашта, где когда-то началось восстание 1866 года. Участники схода приняли Обращение к высшим властям СССР с требованием восстановления существовавшего до 1931 года статуса Абхазии как союзной республики. Причем это обращение на сходе подписали и многие официальные руководители республики абхазской национальности, в том числе первый секретарь Абхазского обкома КП Грузии (ныне покойный) Борис Адлейба.
---
A 21 августа в Сухуме прошел грандиозный Народный Сход жителей Абхазии (исторически сложившаяся форма высшего волеизъявления народа).
В центре столицы республики на площади Свободы перед сожженным грузинскими военными в 1993 г. зданием Правительства собралось, по разным оценкам, от 47 до 55 тыс. человек со всех районов Абхазии.
Над собравшимися развевались флаги Абхазии, Российской Федерации, Южной Осетии, республик Северного Кавказа.
***
На Сходе выступали и простые граждане Абхазии, которые заявляли, что не намерены жить в составе Грузии.
Итогом Народного Схода Абхазии стало принятие обращения к президенту, Совету Федерации и Госдуме России с просьбой о признании независимости Республики Абхазия. Тем самым Народный сход в Абхазии проголосовал за независимость от Грузии
А после завершения Схода люди не спешили расходиться. Они устроили импровизированный концерт на площади Свободы.
---
По-моему, наоборот, как раз абхазы в ходе этого политического кризиса утерли нос всем каркающим и не очень компетентным экспертам, которые говорили об абхазском майдане, об оранжевой революции, мандариновой даже ее окрестили. То, что случилось в Абхазии, по-моему, может подать пример политической культуры многим народам.
\Политолог Анна Бройдо\
---
... о событиях в Абхазии
Я, например, не могу себе представить нечто подобное в Дагестане или в Кабардино-Балкарии, или еще где-то. А тут люди вышли на площадь, и первый выход был - 10 тысяч человек. Тут в Москве-то 5 тысяч не соберешь, а в Сухуми - 10 тысяч. Так что даже шутить на эту тему я не хочу, но как-то получатся - был сухумский Майдан, и он оказался победоносным.
\Алексей Малашенко\
---
Все абхазы знают друг друга: в какой бы точке Абхазии не жил человек, у него есть родственник в любой другой точке республики или за границей. Абхазское общество уникально: оно имеет структуру народной демократии, и при небольшой численности населения - считая даже русских, армян и других, - владеет исключительно демократическими методами воздействия на власть. Народный сход, который собирает абхазский народ, является высшей формой проявления демократического чувства абхазов. Фактически президенту Анквабу было выражено недоверие.
\Максим Шевченко\
---
Получается, что Абхазия независимое государство. Там что хотят, то и делают.<...> Мы уже говорили, что рубль, пенсии и так далее российские. А вот пожалуйста, почти независимое государство. Чего хотим, то и делаем. Назначили выборы. И будет действительно борьба какая-то. Это я считаю самая пикантная ситуация, когда оказывается, что да, есть национальные лидеры на этой территории.
\Алексей Малашенко\ -
http://echo.msk.ru/programs/sorokina/1332752-echo/ А. МАЛАШЕНКО - Когда говорят, мы маленький и гордый народ, я это говорю абсолютно без всякого юмора. Вот есть такое.
---
- Каким вы видите будущее Абхазии? Что касается Южной Осетии, то создается впечатление, что эта республика все-таки стремится воссоединиться с Северной Осетией и войти в состав России.
- Прежде я скажу, что завидовать руководителям Абхазии нельзя. В управлении абхазским обществом заложено масса трудностей. Абхазы сами по себе очень демократический народ. Небольшая территория, немногочисленный народ, переплетение родственных связей привели к тому, что механизмы управления, имеющие авторитарный характер в Абхазии не жизнеспособны. Своих руководителей абхазы знают с детства, они называют их, присоединяя к их именам суффикс, которые в русской грамматике определяются как уменьшительно-ласкательные. При этом в подобное обращение не вкладывается никакого уничижительного смысла. А как еще можно назвать человека, которого все знают с детства. Это давняя историческая традиция. Но у демократических традиций есть и обратная сторона.
Абхазы любят принимать участие в массовых демократических форумах. Они часто собираются на свои сходы - общенародные, фамильные, семейные… Решение, принятое на таком сходе, имеет обязательную силу независимо от того, закреплено ли оно в правовом порядке. Например, есть закон о местном самоуправлении, но абхазы будут подчиняться решениям схода, а не статьям закона. Интересная особенность народа. С другой стороны, не всегда эти решения схода имеют обязательную силу для абхазов, поскольку каждый из них может сказать, что он не согласен с этим решением. Это важный момент, поскольку с него начинается процесс внутреннего признания государства. Думаю, что должен восторжествовать принцип - нравится или нет, но гражданин обязан исполнять решения, облаченные в легитимную форму.
Причем абхазская демократия особенная. Это - демократия небольшой страны, когда любой правитель, будь то дореволюционный князь, представитель советской партноменклатуры или демократически избранный президент растут, получают образование, совершают ошибки и достижения на глазах у всего народа. Поэтому доверие или недоверие к властям основывается не на силе и принуждении, а скорее на авторитете и уважении. Это обстоятельство накладывает особые требования к власти и ее обладателям. Но демократия малых пространств налагает особые требования и на людей, властью не наделенных. А это уже совсем другая история. Одно дело демонстрировать высшую степень демократизма, собираясь на общенациональные и фамильные сходы, совсем другое - выполнять решения государства, следовать законам. Признать свое государство - значит признать себя обязанным выполнять его решения, добросовестно и много работать. И Абхазии еще только предстоит утвердить в массовом сознании и в сознании каждого гражданина уважение к своему государству, к принимаемым его президентом, парламентом, судами решениям.
Абхазцы прекрасно понимают, что тесная связь с Россией - это данность, если угодно, географическая и геополитическая. Находясь в едином пространстве с Россией, Абхазия имеет хорошие шансы для развития. На минуту представим Абхазию в составе Грузии. Абхазия превратится в тупик, в грузинскую провинцию до которой Тбилиси нет никакого дела. Абхазия вновь превратится в грузинский «золотой зуб», приносящий доходы Тбилиси, но не получающий ничего взамен. Не потому что в Тбилиси плохие или хорошие власти. Это реалии Грузии. Поэтому для Абхазии перспектива развития заключается только в развитии связей с Россией.
Нельзя забывать, что близкие абхазам по языку и культуре народы проживают на территории России: кабардинцы, черкесы, адыгейцы, абазинцы. Существуют тесные взаимоотношения между абхазами и другими северокавказскими народами. Очень важно, что абхазы воспринимаются в мире через русский язык и культуру. Конечно, необходимо развивать свой язык, свою литературу, но услышать нас в мире могут только через русский язык и культуру. Неслучайно, наш великий писатель Фазиль Искандер говорил о себе: «Я русский писатель, но певец Абхазии». Эта культурная привязка имеет большое значение.
http://www.vestikavkaza.ru/interview/1950.html ---