Храбрый Асланбей в битвах за независимость Абхазии

Jul 09, 2015 22:24



После неудачной попытки русско-мингрельских войск завоевать Сухум в 1808 году, 17 февраля 1810 года, отцеубийца, трусливый Сефербей Чачба едет в Россию, с прошением императору Александру принять Абхазию в в русское подданство.
Примечательно, что «прошения» написаны были на грузинском языке, а Сефербей никакого права на престол и авторитет среди народа не имел. Несмотря на это, Александр признает Сефербея наследственным князем Абхазского владения под верховным покровительством Российской империи. Однако, Сефербей отказался немедленно отправиться в Абхазию, ссылаясь на страх перед старшим братом Асланбеем, которого поддерживает абхазский народ. Также, Сефербей уточнил, что верховным князем сможет стать лишь тогда, когда под Сухум подойдут русские войска, и тогда, при покорении Сухума, он сможет принять титул владетеля.

Так, 8 июля 1810 года, русская эскадра подошла к Сухуму и начала усиленную бомбардировку с моря. Разрушив город двухдневными бомбардировками, 10 июля на берег высадился батальон под командованием капитан-лейтенанта Додта. В тот же день, со стороны Ингура, в Сухум вошла рота Белявского полка при поддержке мингрельского князя Левана Дадиани. На трон воцарился Сефербей (в крещении-Георгий), а Асланбей вынужден временно укрыться в Малой Абхазии. Сразу после воцарения на трон Сефербея, началась первая волна махаджирства, и в 1810 году до пяти тысяч абхазов выселилось в Турцию.

Несмотря на все вышеописанные события, окрестности Сухума продолжал контролировать Асланбей. Начальник сухумской крепости, капитан Агарков, писал, что «абхазы до такой степени смелы, что подъезжают к крепости, садятся по кустам и стреляют по солдатам, так что опасно от оной отойти шагов на сто». В 1813 году, собравший вокруг себя небольшое войско, Асланбей предпринимает попытки нападения на Сухумскую крепость, которые жестоко подавляются русскими войсками и мингрельским ополчением.

Оправившись от поражений, Асланбей, после смерти Сефербея вновь поднимает восстание. В 1821 году, при поддержке псхувцев, садзов и убыхов, Асланбей Чачба подчиняет себе всю Абхазию и обкладывает Сухум, но царские войска во главе с Горчаковым, подавляют восстание и вновь оттесняют Асланбея в горы. Спустя три года, в 1824 году, вспыхивает еще более масштабное восстание. Число восставших исчислялось 12 тысячами. Восставшие абхазы блокируют Сухумскую крепость и Лыхненское укрепление. В результате коварного ночного нападения отряда подполковника Михина, атаки с моря военной эскадры и прибытия по суше мингрельского ополчения и русских войск, храбрый Асланбей терпит поражение, и уезжает в Турцию.

Неугомонный Асланбей Чачба вновь появляется на родине в 1830 г., где вновь организует упорное сопротивление при поддержке садзов и убыхов во главе с бесстрашным Хаджи Берзеком Дагомуко. Однако военное присутствие царизма в Абхазии в то время усиливается и отряд генерала Гессе в 2 тыс. штыков и сабель подавляет волнение.
Усиление имперской власти и ее ставленника-владетеля, многочисленные карательные экспедиции в горной части спровоцировали вторую волну хиджры абхазов в Турцию в 1837-1839 гг. В 1840 году убыхи, шапсуги и джигеты вновь поднимают восстание, перекинувшееся не только на горные общества Цебельда и Дал, но и на кодорских абхазов, возглавляемых жителем села Члоу Исмаилом Джапуа. В октябре 1840 года, начальник Черноморской береговой линии генерал Н. Н. Раевский сообщал: «В Абхазии часть народа готова восстать против владетеля и присоединиться к убыхам». Но карательная экспедиция полковника Н. Н. Муравьева жестоко подавила восставших горцев, все жители Дала были насильно выселены в Цебельду, а их жилища и зимний запас продовольствия уничтожены. Интересно, что именно дальские и цебельдинские абхазы характеризовались высокой религиозностью, здесь были не только влиятельные муллы-имамы, но и кадии (шариатские судьи). Население Цебельды «...исповедовало поголовно ислам» (К.Кудрявцев, 1922); филолог и миссионер, русский барон П.Услар характеризовал цебельдинцев как «...горячих приверженцев ислама».
После очередного, жестоко подавленного восстания, Асланбей вновь был вынужден покинуть родную Абхазию и эмигрировать в Стамбул, где он и встретил свои последние дни в почтенном возрасте.

Имя Асланбея Чачба не предано забвению и будет жить в наших сердцах.

Абхазы-мусульмане, Ислам в Абхазии, Махаджирство, Кавказская война, Абхазы, История

Previous post Next post
Up