Религия и национальные традиции (адыгагъэ)

May 20, 2011 03:54

В мире множество разных народов, которые имеют разный цвет кожи, разный разрез глаз и говорят на разных языка. Они не появились сами по себе, а были созданы такими Аллахом.
Если бы Аллах захотел, то создал бы их всех одним народом, одной расы, одного цвета кожи, говорящих на одном языке. Но такова была воля Всевышнего, чтобы на земле было множество разных народов. Но в чём смысл был этого? На это ответил Сам Аллах в Священном Коране:

«О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас - наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий». (49:13).

Всевышний Аллах пояснил в аяте, что он Господь людей и их Творец, и что Он создал людей разными народами и племенами не для того, чтобы одни боролись с другими и брали верх над другими, выказывали своё превосходство над другими, хвастали своими качествами и т.д., а для того чтобы они друг друга узнавали.

Адыги - один из многих народов, созданных Всевышним Аллахом и нет у них превосходства над другими, равно как нет у других народов превосходства над адыгами. Всевышний Аллах поясняет в Коране, что превосходство одного над другим может быть не на основе принадлежности к той или иной расе, народу или племени. Самый лучший из людей - самый благочестивый, самый богобоязненный, приближающийся к Аллаху своим усердным поклонением.

Часто задают вопрос: как взаимосвязаны для адыгов религия и традиции (адыгагъэ). Религия и адыгагъэ (адыгский обычаи) не противостоят друг другу и не противоречат. Быть мусульманином вовсе не означает забыть о своём адыгъагъэ, о том, что ты адыг.
Если традиции народа, будь то адыгского или ещё какого не противоречат Исламу и не отвергают его постулатов, то им можно следовать. Аллах создал религию, он же создал и разные народы и они не должны противостоять друг другу.

Но когда в них подменяют одно другим, привносят то, чего не было изначально, то тогда они ( религия и традиции) вступают в противостояние. Аллах же не создавал их в противостоянии.
Адыгам свойствена излишняя горделивость своей нацией, осознание какой-то своей исключительности и особенности. Он считает, что лучше адыга в мире не сыскать никого. Считается, что такое самомнение исходит от большой любви к своему народу, но это не совсем так.
Религия не запрещает любить свой народ, нацию, способствовать его развитию и процветанию. В этом нет ничего плохого. Люби свой народ, говори на родном языке, соблюдай свои красивые обычаи и традиции. Но религия запрещает, возвеличивая себя принижать другие народы и нации, насмехаться над ними.
Люби свой народ, помогай ему, но уважительно относись к другим народам и племенам. Национализм не имеет отношения к религии, и Коран строго запрещает пренебрежительное, оскорбительное или уничижительное отношение к другим народам и нациям.

Любовь к своему народу, своей нации должна выражаться не в превознесении себя над другими, а в изучении и развитии своей национальной культуры и следовании ей.

В Коране говорится: «О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше них. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами. Скверно называться нечестивцем после того, как уверовал. А те, которые не раскаются, окажутся беззаконниками». (49:11).

Однако не все, даже из числа верующих, совершающих намазы, держащих пост, отращивающих бороды и совершающих хадж воздерживаются от указанных в аяте запретах, не говоря уже о неверующих, далёких от религии и её морали людей. Многие практикующие религию люди, считающие себя набожными верующими преступают указанные в аяте запреты, считая их незначительными и не столь важными. И в этом кроется большая опасность для них.

Существует мнение, что религия тормозит и препятствует развитию или возрождению традиций, адата. Некоторые считают, что у адыгов адыгъагэ умирает там, где развивается религия и наоборот. Но это либо мнение невежественных мусульман, не знающих свою религию, либо доводы врагов религии, против неё.

Но если кто - то придерживающийся религии совершает ошибку, то не надо переносить вину за эту ошибку с конкретного человека на религию. Она тут не при чём.
Если ошибся или совершил дурное один из мусульман, ему держать ответ за это.
Но не надо под одну гребёнку мести всех мусульман за него и тем более перекладывать вину одного человека на всю религию.

Так же, если один из народа совершил проступок, несправедливость, то нельзя обвинять за него весь его народ. Это неправильно.
Ни один из существующих на земле народов не может похвастать тем, что все его представители до единого хорошие. И ни об одном народе нельзя сказать, что все его представители до единого плохие. В каждом народе есть плохие люди и хорошие. Но есть народы, в которых порок берёт верх, а есть и такие в которых добродетель побеждает. У одних народов больше лучших представителей, у других меньше.
Если говорить конкретно об адыгах, то их можно разделить условно на четыре группы. Каждый может определить, какая из них лучшая.

1. придерживается адыгъагъэ, но далёк от религии.
2. придерживается религии, но далёк от адыгъагэ.
3. далёк и от религии и от адыгъагэ и не придерживается ни того, ни другого.
4. придерживается и религии и адыгъагъэ.

Народ выбирающий последний пункт непременно преуспеет.
Здравомыслящий человек определённо выберет пункт 4. (Вместо адыгъагэ в этих пунктах может стоять адат, традиции любого народа).

Среди адыгов, где б они ни проживали, есть такие которые придерживаются религии, но или недопонимают её или неправильно понимают в части отношения к национальному. Они считают, что занятие возрождением или развитием национального чуждо религии и отдаляет их от религии.

Итак, подводя итог, повторим наши мысли и выделим в них три момента на которые нам надо обратить внимание:

1. Восхвалять человека или восхваляться можно только одним своим качеством - своей большой богобоязненностью. Ни нацией, ни родом своим человек не может возвыситься. Если бы это было так, тот жившие во времена пророка неверующие Абу Ляхаб и Абу Джахиль были бы возвеличены только за то, что они принадлежали к знатным родам. Однако, они оказались из тех, кто войдёт в Ад.
2. Категорично нельзя плохо отзываться о других народах и нациях.
3. Религия и традиции народа (адыгъагъэ) не противостоят друг другу и можно соблюдать и то и другое вместе.

И ещё один момент. Мы, адыги, часто любим говорить о том, какими мы были в прошлом. Но когда люди встречаются, то они интересуются делами в настоящем, а не в прошлом.

Рамадан Цей,
в переводе с адыгского языка

Шариат, Адат

Previous post Next post
Up