/Национальный Совет Южной Осетии еще 24 мая 1918 года потребовал от меньшевистского правительства Грузии положительного разрешения вопроса о строительстве колесной дороги через Рокский перевал. Грузинское правительство и не думало идти навстречу вековым чаяниям населения Южной Осетии.
Прежде всего, оно пыталось подчинить горный край своей диктатуре. В прессе появлялись шовинистские публикации. <...> Руководители обеих Осетий в 1929 году добились решения Совета труда и обороны построить дорогу через Рокский перевал, выделив на 1930 год 800000 рублей. В том же году начались первые реальные шаги на пути к осуществлению вековой мечты населения Осетии. Рутен Гаглоев, которого в 1920 году арестовали грузинские меньшевики, возвращается на родину в 1928 году, а в 1930 году в торжественной обстановке производит первый взрыв, возвещающий о начале разработки тоннеля. <...> Осетины на юге и на севере отстаивали Рокский перевал, а грузины были согласны на все варианты, кроме этого, так как дорога через Рокский перевал выходит прямо в Цхинвал, а другие перевалы выходят за пределы Осетии. Это был ужасный период для Осетии, - рассказывает Леван Исмаилович, - когда всех активных инициаторов дороги и объединения на Севере и на Юге Осетии репрессировали. Тот, кто заговаривал о дороге, о национальной проблеме, объединении - исчезал моментально. Дело дошло до того, что когда я пришел на работу в Джаву после института, там все еще боялись заговаривать вслух о дороге. А это было в 1970 году./ -
http://kavpolit.com/articles/sekrety_rokskogo_tonnelja-10809/ /Кроме того, развитая транспортная связь с внешним мировым пространством влияет на экономику любой страны. И здесь для Осетии, как для транзитного пункта между Россией (Европой) и Закавказьем (Азией) предоставляются заманчивые перспективы. Не секрет, что в тяжелейшие для нас 90-е годы именно благодаря тому, что через Осетию проходил транспортный коридор между Грузией, Арменией и Россией страна смогла пережить экономический коллапс. Если бы в свое время не был построен ТрансКАМ, мы на сегодня не имели бы не только политической независимости, но и возможности для построения своей экономики. Однако для больших объемов грузопотока и возможностей на этом заработать, страна-транзитер должна иметь сквозное железнодорожное сообщение. <...> Новую перспективу проект прокладки железнодорожной ветки получил в 2008 году после августовской войны. Фактически через полтора века после первых изысканий по нему. В.Путин в бытность свою премьер-министром дал поручение министерству транспорта Российской Федерации рассмотреть возможность строительства железнодорожного сообщения из России в Южную Осетию. Однако с тех пор конкретных подвижек в решении этого вопроса не было. Южная Осетия, для которой данная дорога была намного важнее, чем для России, также не форсировала данную тему, хотя после подобного заявления высшего руководства России мы должны были бы по хорошему «доставать», «наседать» и «выбивать» конкретику и начало строительства. В итоге меняющиеся реалии геополитики с ее многочисленными санкциями против России кажется вновь надолго отложили перспективу строительства железной дороги через Осетию, поскольку президенты пяти государств уже договорились строить полотно около Каспия. <...> На сегодня существует два железнодорожных направления, ведущих из Европы через Россию в Закавказье и Переднюю Азию. Это железная дорога Сочи - Сухум и Дербент - Баку, «обходящие» Главный Кавказский хребет с запада и востока. Доставка грузов по ним занимает больше времени, чем, если бы дорога шла через Кавказские горы. Из шоссейных дорог круглогодично также работает только ТрансКАМ. Военно-Грузинская дорога зимой несколько месяцев бывает закрыта из-за снежных завалов. Впрочем, заторы теперь здесь бывают и в другие периоды по причине участившихся селей и обвалов. А дороги Военно-Осетинская, Военно-Сухумская и трасса Тбилиси-Грозный практически не функционируют.<...>
В России строительство железных дорог становится приоритетом. И этому даже кризис не помеха. Центр Стратегических разработок предложил сегодня отдать миллиарды рублей Российским железным дорогам (РЖД). Как утверждают специалисты, и государству, и частным инвесторам будет выгодно вкладывать огромные деньги в строительство железных дорог, которые, по мнению разработчиков, должны прийти в каждый, даже самый маленький город. Отметим, что Центр стратегических разработок (ЦСР) - некоммерческая организация, один из основных аналитических центров при Правительстве РФ.<...>И еще. Среди мероприятий по реинтеграции Крыма в Российскую Федерацию в первом ряду стоит строительство автомобильного и железнодорожного путей. Ведь понятно, что без устойчивого грузопассажирского сообщения, говорить об общности политического и экономического пространства не приходится. При этом автомобильная и железнодорожная сеть должны развиваться взаимосвязано. В свое время момент мы проморгали, сейчас в первоочередные проекты вышло строительство Каспийского железнодорожного полотна. Так что нам остается снова ждать… Надолго ли?..
/ -
http://respublikarso.org/analytics/841-proekt-stroitelstva-kaspiyskoy-zheleznoy-dorogi-kak-povod-k-razmyshleniyu-ili-neuzheli-pro-zheleznodorozhnyy-tranzit-cherez-osetiyu-pridetsya-zabyt.html