***
Неаполь издавна считался одним из центров музыкальной культуры Италии. В XVII веке здесь было уже четыре консерватории. Первоначально итальянские консерватории были не чем иным, как приютами для бедных детей и сирот. В системе воспитания в них музыкальным занятиям отводилось большое место. Воспитанники консерваторий должны были участвовать в различных церковных церемониях, петь в церковных хорах. С течением времени музыкальное образование стало доминирующим и эти приюты превратились в специальные музыкально-учебные заведения.
Бурное развитие светской музыки, появление оперных театров в XVII веке вызвали ещё большую активность этих учебных заведений. Преподавали в консерваториях выдающиеся мастера итальянской музыки. Система образования отличалась редкой основательностью: обучение длилось десять - двенадцать лет. Для неаполитанской оперы консерватории составляли постоянный резерв профессиональных кадров, были залогом её творческого обновления. Многие крупные итальянские оперные композиторы получили образование или служили в Неаполе. В их числе Алессандро Скарлатти, Джованни Перголези, Никколо Йоммелли, Джованни Паизиелло, Доменико Чимароза и наш сегодняшний герой - Леонардо Винчи - итальянский композитор эпохи барокко, видный представитель неаполитанской оперной школы.
Винчи родился в 1690 году, в местечке Стронголи региона Калабрия, на юге Италии.
Леонардо изучал музыку в неаполитанской консерватории Повери-ди-Джезу-Кристо (Conservatorio dei Poveri di Gesù Cristo), где учился у композитора Гаэтано Греко. Первое известное произведение Винчи - комическая опера на неаполитанском диалекте «Слепец-притворщик» («Lo Cecato fauzo», Неаполь, 1719). А наиболее известная ранняя опера - «Li zite ’n galera» (Неаполь, 1722), традиционно переводится как «Девушки на галере». Леонардо Винчи одним из первых использовал для своих опер тексты Пьетро Метастазио - выдающегося итальянского поэта и драматурга, перу которого принадлежат около 70 либретто. Всего Винчи написал около 40 опер, из которых до нас дошли 25, в том числе «Катон в Утике» (Рим, 1728; из неё доныне популярна ария «Confusa, smarrita») и «Узнанная Семирамида» («Semiramide riconosciuta»; Рим, 1729). Здесь нужно отметить, что привычное для современного слушателя слово "опера" практически не встречается ни в одной из партитур и либретто XVIII века. Самым распространённым названием вплоть до конца века оставалось dramma per musica, наряду с которым использовались такие наименования, как tragicommedia, melodramma, dramma pastorale, dramma seria, commedia in musica и другие. Леонардо Винчи писал также произведения духовной музыки (оратории, мессы, кантаты и пр.). Опера «Артаксеркс» («Artaserse») - самый большой успех композитора, плоды которого он не смог развить в дальнейшем творчестве в связи со скоропостижной смертью. Обстоятельства смерти Винчи не выяснены. Судьба Винчи напоминает судьбу Моцарта. Как и Моцарт, Винчи не дожил до 40 лет. И, как и в случае Моцарта, его ранняя смерть в 1730 году сопровождалась слухами, будто талантливого композитора, начавшего восхождение к большой славе, кто-то отравил. Возможно, завистливый коллега-конкурент. Называли даже конкретное имя. Оба композитора соперничали за благосклонность неаполитанской и римской оперной публики. Впрочем, возможно, причиной отравления был не подмешанный яд, а элементарная инфекция.
Опера «Артаксеркс», возобновлённая в наши дни, впервые была представлена публике 4 февраля 1730 года в «Teatro delle Dame» (до наших дней не сохранился) в Риме. Леонардо Винчи суждено было умереть на пике популярности, через несколько месяцев после премьеры своей самой знаменитой оперы (тоже очень похоже на судьбу Моцарта). И, конечно, в чем-то популярности "Артаксеркса" способствовала и ранняя смерть композитора, и появившиеся после его смерти слухи об отравлении, и, наконец, ну просто очень запоминающиеся имя и фамилия, почти целиком совпадающие с именем и фамилией того самого художника и ученого, чья личность вызывает ажиотажный интерес и в наши дни. И всё же огромную роль в успехе оперы сыграла, конечно же, музыка, которая представляет собой не просто коллекцию колоратурных арий, а настоящий калейдоскоп человеческих эмоций, от гнева до отчаяния, от любви до ненависти, от страха до решимости. Музыка словно бы постоянно напоминает зрителю, что персонажи находятся в экстремальных обстоятельствах и принимают решения, от которых зависит их будущая жизнь.
Самая популярная Ария "Vo solcando un mar crudele" из оперы "Артаксеркс"
Click to view
~~~~~~~
Соната для флейты и арфы
Click to view
1. Adagio 2. Allegro 3. Largo 4. Presto 5. Pastorella 6. Presto
Willy Postma, harp
Tore Vidar Odnes, flute
~~~~~~~
Sinfonia из оперы "Партенопа" (Partenope, 1725)
Click to view
I. Allegro
II. Adagio
III. Allegro
Cappella della Pietà dei Turchini/Antonio Florio (conductor)
~~~~~~~
Ария "Quell'amor che poco accende" из оперы Катон в Утике (Catone in Utica, 1728)
Click to view
Либретто Pietro Metastasio
Исполняет Франко Фаджоли (Franco Maximiliano Fagioli)
~~~~~~~
Кантата "Triste, ausente, en esta selva"
Click to view
00:00 - I. Aria (Larghetto) - Triste, ausente en esta selva
06:49 - II. Recitativo - O numen celeste!
09:24 - III. Aria (Allegro) - No siente la tormenta
Roberta Invernizzi, soprano