***
Михаил Клеофас Огиньский родился 25 сентября 1765 года в Гузове, имении своего отца, расположенном неподалёку от Варшавы. Род Огиньских принадлежал к числу знатнейших родов Речи Посполитой и был связан узами родства с Чарторыскими, Радзивиллами и другими польско-литовскими магнатами. Предки композитора на рубеже XV - XVI столетий получили от Александра Ягеллончика, великого князя литовского (в 1501 - 1506 годах - польского короля), имение Огинты, от названия которого и была образована фамилия князей Огиньских.
Михаил Клеофас Огиньский
25 сентября 1765 - 15 октября 1833
Незадолго до рождения Михаила Клеофаса Огиньского королём Речи Посполитой, после длительной предвыборной борьбы, был избран стольник литовский Станислав Август Понятовский. Его кандидатура была поддержана вступившей за два года до этого на российский престол императрицей Екатериной II. Новый король стремился окружить себя лицами, оказавшимися в числе его сторонников. К этим лицам принадлежал и воевода трокский Тадеуш Огиньский, сын которого Анджей Огиньский (мечник литовский и староста ошмяньский) - отец Михаила Клеофаса. Анджей Огиньский быстро начал делать дипломатическую карьеру. В 1769 году он был назначен послом и полномочным министром Речи Посполитой в Петербурге, а в 1772 переехал в ранге чрезвычайного посла в Вену.
Годы,проведённые в Гузове, были счастливым периодом жизни Михаила Клеофаса. В возрасте 8 лет мальчик начал заниматься музыкой. Он брал уроки игры на скрипке сперва у знаменитого хорватского скрипача Ярновича, известного под итальянизированным именем Джованни Мане Джьорновикки, затем у Виотти, Кампанелли, Ляфона и Байо. Но больше всего дали Огиньскому занятия с Юзефом (Осипом) Козловским, будущим автором полонеза "Гром победы, раздавайся!", ставшего неофициальным гимном Российской империи. С ним у Огиньского постепенно установились тёплые, дружеские отношения, продолжавшиеся и во время встреч композиторов в Варшаве и Петербурге. Развитию музыкального дарования будущего композитора содействовало знакомство с самыми разнообразными произведениями, услышанными как в зарубежных городах, которые он посещал с родными, так и при дворе его родственника - великого гетмана литовского, князя Михаила Казимежа Огиньского, мецената и музыканта-любителя. В его дворце ставились оперы и балеты, звучали оркестровые и камерные произведения. Так, например, там была поставлена комическая опера "Изменившийся философ", текст которой и, вероятно, музыку, написал гетман Огиньский.
Интересен тот факт, что в детстве мальчик ничем не напоминал стройного красавца, изображенного на знаменитом портрете придворного королевского живописца Джузеппе Грасси. То был толстый, неуклюжий и застенчивый ребёнок маленького роста. Его воспитатель-француз Жан Ролей разработал целую систему гимнастических упражнений, постепенно превративших его воспитанника в худощавого, подвижного подростка, а затем - в прекрасно сложенного юношу.
Итак, Михаил Клеофас Огиньский получил блестящее, разностороннее образование. Он свободно говорил на нескольких языках, хорошо рисовал, писал стихи, играл на скрипке и клавире, прекрасно знал историю. Девятнадцатилетним юношей он был избран депутатом сейма.
Мировую славу принёс композитору его полонез "Прощание с родиной". Однако Огиньским были написаны и другие полонезы, их известно около 20, а также четыре вальса, четыре марша, три мазурки, две кадрили, галоп и менуэт, несколько романсов.
Романс "Мiлая хацiна"
Click to view
Вальсы
Click to view
Полонез "Прощание с родиной"
Click to view