Комсомольск-на-Амуре. Репортаж со стороны.
На днях слетала в Комсомольск-на-Амуре. И вот то там увидела.
Ситуация там сложилась необычная. С начала августа началось наводнение. Оно охватило пять регионов Дальнего Востока - Якутию, Приморский край, Хабаровский край, Амурскую области и Еврейской АО. Оно было критическое по уровню воды - такого еще в России никогда не было!
Теперь о Комсомольске-на-Амуре. Максимальный уровень воды, бывший там когда-либо ранее - 6 метров. Такая дамба и была воздвигнута местными властями совместно с МЧС, однако воды пришло - более чем на 9 метров.
Туда были срочно переброшены силы МЧС и техника, а также - волонтеры-добровольцы. В Комсомольске-на-Амуре всего задействовано около 2 800 сотрудников МЧС и 410 единиц техники. Во всём Комсомольском районе задействовано 3 500 сотрудников МЧС и более 550 единиц техники. А также около 500 добровольцев - местных жителей и несколько сотен добровольцев из РосСоюзСпаса.
Сейчас Мылкинская дамба. - это основной форпост обороны города от наводнения. Ее протяженность - 5 км. Ширина - от 1 до 20 метров, высота - около 10 метров... Именно она спасает сейчас район Мылки от наводнения. В том районе проживает почти 100 тыс.человек... На дамбе постоянно сейчас находятся от 100 до 1000 человек. Еще около 500 - 700 человек задействовано в сборе песка.
На саму дамбу даже заходить страшно. Все работающие там люди - в специальных прорезиненых костюмах - "эльках". Но они не спасают от накатывающих волн. Часть людей - стоит прямо в холодной воде, крепят прорезиненное полотно - разрезанную водоналивную дамбу. Их захлестывает с головой, а сама вода - ледяная... А они - перекидываются шутками, улыбаются.
Вот, где - то размыло дамбу (песок такими волнами - вымывается на раз) - и туда сразу бросаются несколько человек с соседних участков - помогать. Я поговорила с одним из МЧСовцев - Михаилом, находящемся там - спросила, не страшно ли так стоять? Он ответил - "Мы тут все боимся только одного - что не удержим дамбу, что стихия будет сильнее нас. Ведь если прорвет - вода достигнет домов меньше, чем за 5 минут, волной в 9 метров, вот это страшно, а тут - нормально, зато сразу видно кто есть кто", в этот момент - рядом опять прорывается вода - палка, поддерживающая дамбу, ломается и вода течет прямо насквозь. Михаил сразу бросается туда - помогать ребятам крепить полотно...
И это еще день, а вот ночь - она была самая страшная за все это время - еще впереди...
Когда мы с журналистами выходим с дамбы - появляются добровольцы и МЧСовцы, одеваются в прорезиновые костюмы - "эльки" и идут на дамбу - сменять тех, кто там... Помимо этого на всех - яркие жилетки. У МЧСовцев - оранжевые, у добровольцев - салатовые, чтобы издалека было видно. Девушек из добровольцев - на дамбу не пустили. Если честно - до сих пор не понимаю, как люди на дамбе все это выдерживают - ледяная вода, тяжеленные мешки с песком, камни, постоянно надо держать разрезанную водоналивную дамбу... И так - от 8 до 12 часов подряд...
Мы интересовались у Игоря Дмитриева - старшего по дамбе, о возможностях иного способа спасения города. Он объяснил, что кроме такого способа - больше ничего нет, учитывая, что иначе просто невозможно защитить город. Кроме того, такого наводнения в этом крае - еще никогда не было. Положить водоналивную дамбу невозможно из-за особенностей рельефа, протяженности дамбы и скорости ветра...
Утром я поговорила с несколькими ребятами - спасателями с дамбы. Усталые, но счастливые. Петр и Алексей. Оба в один голос говорили, что главная мысль у них была все это время - выстоять, спасти город. Кто сказал, что это не война? Это война, самая настоящая. Война со стихией.
Подтопленный район города.
Но жизнь - все равно продолжается!
Люди передвигаются в резиновых сапогах, а машины в воду уходят по фары, кстати, вода иногда, расходясь волнами от проезжающих автобусов и машин, смывает номера, тогда водители начинают долгий поиск их...
Песчаный карьер. То место, где и набивают мешки песком. Если вы считаете , что это так легко - попробуйте сами набить хотя бы 300 мешков ))). И скажите мне потом, что у вас на руках нет мозолей от лопаты, а спину не ломит от усталости. Здесь я пообщалась с девушками - волонтерами из РосСоюзСпаса. Они многим меня поразили.
Вот одна из девушек - Анастасия Седельникова. Ей 19 лет, она взяла на работе неоплачиваемый отпуск ( а работает она - персональным менеджером в банке) и полетела на другой край России - спасать людей.
Я решила вместе со всеми поработать на дамбе, чтобы понять - как это - сутками работать там? Волонтеры за эти двое суток спали всего 3 часа, обстановка на самой дамбе - крайне напряженная.
Командир 7 отряда РосСоюзСпаса Александр из Зеленограда встретил и провел меня к ребятам. Я быстро вписалась в общую работу, но часа через два уже валилась с ног от усталости, хотя и не работала так интенсивно, как парни.
Бесконечный поток работы по кругу: либо ты таскаешь из подъезжающих КамАЗов мешки с песком (между прочим, один мешок весит около 25 кг, а то и более, причем когда он летит тебе в руки по цепочке - никогда не знаешь, сколько он весит), либо таскаешь с другой стороны вверх максимально большие и тяжелые камни, и защищаешь мешки с песком от размывания, либо - стоишь в воде и укрепляешь дамбу. Через пару часов начинает болеть просто все. А ребята - работают так сутками. Причем сотрудники МЧС там собраны практически со всех регионов России. Добровольцы - из Москвы и Питера. Прорезиненные костюмы - постоянно рвутся, вода попадает внутрь... Обед в этот день задержали более чем на 3 часа, т.к. обычно - его подвозили на лодках, но из-за сильного шторма - носили вручную. Время отдыха и перекура - это когда один КамАЗ с песком разгрузили, а другой еще не подъехал.
Кстати, за все время существования дамбы - 3 КамАЗа с нее упали - водители не смогли аккуратно проехать по краю. КамАЗы и сейчас лежат в воде...
В этих маленьких перекурах - разговорилась с ребятами, находящимися рядом со мной на дамбе. Вот их краткие истории...
Денис Тропин. 29 лет. "Я просто не мог не поехать. Это моя обязанность как патриота своей страны".
Молачиев Руслан,23 года.Простой добрый парень из Москвы, который не может пройти мимо,если человеку нужна помощь.На вопрос почему он полетел на другой край страны, он ответил просто: "Я не могу сидеть дома в тепле и смотреть как люди страдают,я знаю что им нужна помощь. Мы собрались здесь,совершенно бесплатно помогать незнакомым нам людям,не ожидая от них никакой благодарности, делаем доброе дело.Надеюсь своим примером показать,что есть еще добрые люди на этом свете и их станет больше."
Капитанов Слава. Зовут его все - Майоров ))). Молодой добродушный парень, весельчак - балагур. Везде, где он появляется, звучат шутки и смех, работа идет быстрее. Он способен улыбаться и смеяться в самой тяжелейшей ситуации, берется за самую тяжелую работу.
Быков Николай. 19 лет. В обычной жизни - диггер, студент. Доброволец. На дамбе - таскает все самое тяжелое, что только есть. Вывихнул ногу - присел на пол минуты - сам себе ее вправил - и дальше, работать.
Кириченко Андрей. 21 год. Тренируется на службе спасения, занимается видео наблюдением, охранной сигнализацией. На вопрос, почему поехал туда: "Просто мне это по душе (воспитали так) а так когда позвонили даже вопросов не было, отпросился с работы и поехал."
Рувимов Александр. 31 год. Фармацевт. "Просто не могу сидеть дома, когда другим - плохо." На днях - вывихнул руку, съездил в местную больницу, руку вправили, бинтом перетянул - и дальше работать на благо города.
Костенюк Вадим. "Захотелось помочь людям и попробовать себя , так же помогать как психологически так и физически своей знакомой которая решила поехать будучи не подготовленной"
Медведева Елизавета. 20 лет. Студентка. "Потому, что мне очень хотелось помочь людям, которых затопило, и быть настоящей патриоткой своей страны, не сидеть дома сложа руки."
Пенкин Иван. 24 года. Индивидуальный предприниматель. Афигенно поет, знает море приколов и историй, душа компании. "Чтобы помочь удержать воду, побороться со стихией, проверить себя." С температурой - все равно встает и делает все, что надо. При этом умудряется бывать всегда там, где самый тяжелый фронт работ.
Сергей Дмитриев. 23 года. Спасатель из г. Саратов. "Просто я люблю жизнь. Мы работаем что бы другие могли жить. Работа у нас такая", говорит он сильно стесняясь. Услышал про наводнение, взял отпуск и сразу поехал в Комсомольск-на-Амуре - спасать людей.
Привет всем ребятам, совместно с которыми мы работали тогда на дамбе ))). Пасибо за помощь, поддержку и понимание )))
Ездили в ПВР (Пункты Временного Размещения), где постоянно работают медики и психологи, у каждого из пребывающих - своя кровать, там всех кормят, многих - переселили уже в общежития, вещи кому необходимо - выдают из гуманитарного груза. Многим помогают найти работу. В ПВРах есть даже детские комнаты, весьма хорошо оборудованные.
Пообщались там с проживающими. Хоть бы кто сказал спасибо за помощь, спасение.. Нет, все только жаловались. Самая запоминающаяся из жалоб:"у меня была стиральная машинка индезит, а мне выдали какое - то старье!" "мне комнату в общежитии выдали, а она крошечная, намного меньше, чем у меня было, а я хочу такую же большую! А еще там душ и туалет на этаже, представляете? А не в каждой комнате!"
В тему затопленного пригорода Комсомольска - спасатели МЧС от дамбы "Парус" на лодках ездят 3 раза в день, отвозят еду, вещи, медикаменты тем, кто отказался оттуда уезжать, доставляют их в город и обратно, помогают доставать вещи из затопленных домов, кормят собак и кошек, которых бросили хозяева... Многие отказываются перебираться в ПВРы, т.к. у них много домашних животных. Однако уже наступают заморозки... Подробнее об этом написано у Анастасии Берсеневой -
http://www.gazeta.ru/social/2013/09/19/5659473.shtml Кстати, МЧСовцы также проводят бесплатную вакцинацию местного населения, и всех тех, кто работает по ликвидации ЧС в городе.
Специальный палаточный лагерь. На его территории живет более 60 человек спасателей МЧС, здесь же находится кухня... На самом деле, про этих ребят надо вообще отдельно целую статью писать - они в подобных условиях смогли построить целый мини-город со своей столовой, военными палатками - спальнями, баней - душем, медпунктом, туалетом... Ведь пришедших с дамбы людей надо вымыть, переодеть, накормить, согреть, проследить за их состоянием здоровья, высушить их одежду.... Нас поселили в одной из таких палаток, где внутри была печка и дрова, кровати с постельным бельем, одеяла и даже подушка )).
Отдельное СПАСИБО Андрею Горбунову и Сергею Викторову - сотрудникам МЧС, находящимся в Комсомольске с самого начала ЧС.
Андрей Горбунов рассказал историю своей поездки: пришел на работу в Москве, только что выйдя из отпуска в августе, через 2 часа - на самолет и с какими вещами был - в Благовещенск, ликвидировать ЧС. Оттуда - в Хабаровск, потом - в Комсомольск. Друзья, кто позже него вылетал - довозили ему вещи. А ведь так не один он сорвался...
Обратно до Хабаровска с нами летел сотрудник МЧС Сергей Гужевенко, из Магаданского Управления. У него была уже пневмония, но он до последнего работал на дамбе. И только когда обстановка более или менее стабилизировалась - отправился домой.
Так же хочу поблагодарить нескольких наших координаторов, которые были с нами от начала до конца
Евгений Шестаков.
Ксения Осипова.
Олег Воронов.
И, конечно, Владимир Борейко - человек-легенда: с 1992 года работает в МЧС, более сотни раз участвовал в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в разных точках земного шара.Организовал и лично участвовал в более чем 20 операциях по эвакуации российских граждан из зон ЧС и вооруженных конфликтов (Йемена,Руанды, Танзании, Заира, Ирака,Пакистана, Югославии) и др. От него мы очень много узнали о различных ЧС по миру, их ликвидации, героических мероприятиях спасателей...
Отдельное спасибо местным информационщикам - Ирине Гоголевой (35 лет)
Александру Ивельскому (Корпинский )))) (29 лет)
Руслану Низамутдинову(21 год)!
Они каждый день ездят и в затопленные районы и на саму дамбу, причем помимо освещения событий - сами активно участвуют в помощи жителям вместе со спасателями. Разговаривают с людьми совместно с психологами, таскают мешки вместе с добровольцами, помогают в погрузке - разгрузке гуманитарных грузов... Один из случаев, рассказанных Ириной Гоголевой: "Ночь с 11 на 12 сентября идем мы по дамбе. Позади самый сложный ее участок, на нем сотни бойцов, впереди еще сложнее, там тоже масса народу, а между ними практически в полной темноте наверное метров 200-300 и только мы. Руслан идет впереди, вижу только его силуэт. В определенный момент он меняет свою траекторию, видно что начинает что то поднимать. Подбегаем, там явно дамбу размывает, вода в сторону сдвигает мешки и прокладывает себе маршрут на ту сторону, где живет сотня тысяч людей. Ручьи вот вот станут потоками. вообще вся вода, что есть за дамбой, сейчас рванет через эту дыру. Мальчишки тоже покидали все, что было в руках и давай ее закидывать мешками. честно, казалось, что все зря. Четверо пиарщиков, не самых опытных борцов с протекающими дамбами, на пути у катастрофы. Хорошо, что дамбу по всей длине мониторили. тут же подбежали люди с рациями, и буквально через еще одно тут же примчался ПТС с мешками и людьми, готовыми их кидать. Прорыв не случился. Руслан первым не дал этому произойти. "
По ситуации там сейчас: кризис - миновал, дамбу удержали. Сейчас в основном идет ее укрепление. Если честно, после этой поездки хочется взять за шкирку всех тех, кто что - то плохое писал про дамбу и людей, которые там находятся и - туда на недельку, на дамбе постоять или песок покопать. А потом уже посмотреть, что они скажут.
Еще удивляет поведение некоторых блоггеров на ЧС, которые, кажется, не поняли, куда именно они приехали и на завтрак себе требуют "омлет и йогурт"...
Также возмущение вызывает и позиция многих местных жителей. В районе, который спасли - проживает около 100 000 человек! И где они?! Пьют - гуляют - жалуются?! Из местных жителей помогают всего около 500-700 человек! А где все остальные?! Но зато эти 700 - героические люди! Они приносят еду на дамбу и пески из дома, работают на песках, гуманитарке, помогают всем, чем могут...
Закончить хочу одной фразой, услышанной от Владимира Борейко: "Эти люди стоят молча. И будут стоять, пока не уйдет вода. Спасибо мальчишкам, они реально возвращают в сердце гордость за страну и народ, который не сломить!"
Ирина Гоголева: " В МЧС нет места равнодушию и равнодушным".
P.S. Пели песни вместе с группой волонтеров, кстати, что порадовало - военные песни знали почти все. Но особенно душевно все пели песню про Амур:
На границе тучи ходят хмуро,
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые родины стоят.
Там врагу заслон поставлен прочный,
Там стоит, отважен и силен,
У границ земли дальневосточной
Добровольческий ударный батальон. ))
P.P.S. Кстати, Это был сводный отряд РосСоюзСпас и Союза Добровольцев России.
Из СДР было 50 человек из 15 регионов России. )))
Остальные фотографии можно посмотреть:
В Контакте:
https://vk.com/album6799937_179864063В Фейсбуке:
https://www.facebook.com/iskra1905/media_set?set=a.577458685644676.1073741826.100001416499497&type=3В Одноклассниках:
http://www.odnoklassniki.ru/mariya.koleda/album/522045906509