Ценности в ГТ.

Dec 07, 2015 16:11

Ценности в ГТ
                Эта тема в гештальт-терапии существует довольно давно. Если мне не изменяет память, авторство введения понятия ценностей в систему описания гештальт-терапии принадлежит Клаудио Наранхо. Я сам много лет сталкивался с применением этого понятия гештальт-терапевтами и даже пытался применять его сам.
                В последнее время у меня накопилось много вопросов и возникло желание пересмотреть вопрос об использовании этого понятия.
                Начну с того, что для меня вообще понятие ценностей терапии довольно сложно воспринимается. Ценности, на мой взгляд, это прежде всего субъективная категория. Т.е. ценность - то, что считается ценным мной в данной ситуации или категории ситуаций. Наиболее важными для меня в ситуации терапии являются клиент, терапевт (я), терапия (то, чем мы с ним занимаемся) и гештальт-теория, тот набор понятий с помощью которого, я описываю и осмышляю процесс терапии. Никаких других ценностей у меня при этом нет.
                Если ситуация меняется и я рассматриваю терапию в контексте сообщества терапевтов, которому я принадлежу, то тогда к перечисленным ценностям прибавляются "ценности сообщества". Т.е. те явные и не явные индивидуальные ценности терапевтов этого сообщества, которые принято считать разделяемыми всеми терапевтами сообщества. Тут список расширяется и к перечисленным четырем добавляются различные граничные требования, определяющие принадлежность терапевтов к сообществу. Характерный пример - этический кодекс сообщества, где обычно обозначают такие параметры, как отказ от использования клиентско-терапевтических отношений в личных целях, профессиональное совершенствование, ценность доброжелательных, уважительных и бережных отношений с коллегами по сообществу.
                И так я рассмотрел ценности в ситуации терапии и в ситуации принадлежности к сообществу. Никаких ценностей гештальт-терапии пока не найдено. Остается обратиться к гештальт-теории. Лично для меня гештальт-теория является ценностью сама по себе, как инструмент для работы, или система описания. Однако существует точка зрения, что любая система описания базируется на каких-то пресуппозиция, предполагаемых ценностях или основах. На мой взгляд такие основы были весьма удачно выделены Даниилом Хломовым и описаны как реализм и релятивизм. В моем понимании, реализм - опора на признание существования реальности и признание необходимости проверки любых представлений о реальности опытным путем, а релятивизм - признание разнообразия возможных вариантов восприятия реальности и их контекстуального характера. По-моему, они вполне отчетливо просматриваются во всех теоретических конструкциях гештальт-подхода.
                Тогда куда же отнести многочисленные конструкты типа "осознанности", "ответственности", "актуальности", "искренности", "подлинности", "спонтанности", "контакта", "диалога", "присутствия", "включенности", "я-посланий", "целостности" и т.д. и т.п. В моем представлении, это инструменты терапии, которые имеют ценность как набор потенциальных возможностей для работы в определенном контексте и утрачивают ее, будучи вырванными из него, или перенесенными в какой-то другой.
                По-моим наблюдениям, эти инструменты могут становится ценностями в результате нескольких процессов.
                Во-первых, личная терапия. Большинство гештальт-терапевтов в ходе обучения проходят личную терапию, в процессе которой переживают благодаря тем или иным ситуациям терапии новый опыт, в т.ч. "диалога", "контакта", "присутствия", "осознанности", "ответственности", "бытия здесь-и-сейчас" и т.д. Присваивая и интегрируя этот опыт в свою жизнь, они часто присваивают ему характер ценности, в т.ч. идеализируя его и генерализируя. Переходя к терапии, гештальт-терапевты, вместо того, чтобы согласно феноменологическому подходу, по возможности выносить этот личный опыт за скобки, наоборот стремятся сформировать на его основе свою профессиональную идентичность, как терапевтов, неся свой личный опыт в массы. Из серии, если это было чем-то хорошо для меня, то должно быть хорошо и для всех остальных.
                 Во-вторых, недостаточная интеграция теории гештальт-подхода. Теория гештальт-терапии далека от идеала. Она плохо структурирована, представлена разрозненными, часто не связанными друг с другом кусками и требует большой личной работы терапевта, по ее осмыслению, встраиванию в свою практику и т.д. Это занимает несколько лет, а работать как то надо. Часть начинающих терапевтов вообще отказываются от активного использования теории, действуя на основании интуитивного понимания. Другим же на помощь приходят "ценности", вынесенные из личной терапии.
Previous post Next post
Up