Оригинал взят у
veleslav13 в
Философский дневник XLIII
Мышление
<1.02.2012>
[XLIII.1(127)] Человек - заложник своего собственного понятийного языка и образа мышления, если мыслит неосознанно, автоматически. Наше мышление - это то, что обуславливает нас, но также оно может стать инструментом для Пробуждения, нашим «будильником» в Мире наведённого нами же на самих себя мóрочного «сна». Изучая своё мышление, рассматривая не только и не столько содержимое своего ума, сколько способы мыслить, свои ментальные стереотипы, бессознательно совершаемые подмены: непосредственных переживаний (например, «тепло» или «холодно») - их оценками (например, «хорошо» или «плохо»), знания - верою, понимания - осведомлённостью, фактов - убеждениями и т.п., - мы учимся разотождествляться со своими личинами, с ложными образами «себя», ставшими для нас столь привычными, что такое разотождествление поначалу многих из нас шокирует, выбивая, что называется, почву из-под ног и приводя к крушению привычного Образа Мира.
[XLIII.2(128)] Умение наблюдать за своими мыслями, не вовлекаясь в движение потока ума, но оставаясь как бы «на берегу» - невовлечённым свидетелем происходящего, - это, возможно, ещё не Пробуждение, но уже и не «сон». Это состояние можно уподобить состоянию человека, пробудившегося по звонку будильника, когда он уже не спит, но ещё и не проснулся в полной мере. Это состояние ещё не Мастера, не Учителя, но уже Ученика.
[XLIII.3(129)] Изучение психологии, НЛП, методов гипноза и т.п. - само по себе, в большинстве случаев, не ведёт человека к Пробуждению (а для некоторых личностей, склонных к чрезмерно ego-ическому восприятию, может оказаться лишь ещё одним средством укрепиться на позициях своей ложной самости и тем самым стать серьёзным препятствием на Пути Духовного Самопознания); но, тем не менее, все эти системы могут привести искателя к более ясному пониманию природы ума, описываемой посредством терминологии, свободной от диктата господствующей Религии, со всеми плюсами и минусами данного подхода. Для осознания собственной механистичности, изучения своего машинального поведения человеку порой целесообразнее изучать системы, опирающиеся на механику (психология - это своего рода «механика» души), нежели на веру. При этом человек с Духовными устремлениями, даже изучая механику, будет постигать Духовное; человек же организменных интересов, даже изучая величайшие Духовные Учения человечества, будет низводить их до уровня собственного понимания. Поистине, каждому - своё!..
XLIV
Опыт
<2.02.2012>
[XLIV.1(130)] Наши личности сформированы нашим опытом. Но любой опыт может быть трансформирован, изменён в соответствии с нашей Волей. Точнее, изменены могут быть не сами произошедшие события, а наше отношение к ним. Прежний опыт никуда не ушёл, не остался в прошлом. Мы до сих пор несём его с собой, именно он во многом формирует наше отношение к Действительности. Мы подсознательно выбираем известные, уже пережитые нами когда-то реакции на какие-то события и повторяем их вновь и вновь, будучи не в силах вырваться из заколдованного круга собственных обусловленностей. Мы подсознательно ищем повторения и стремимся к нему.
[XLIV.2(131)] Психологические границы, которыми нас окружает общество, являются границами известного обществу. Именно на этом зиждется феномен тотальной диктатуры посредственности. Хотя общество состоит из сознательных, в общем-то, людей, само оно является не осознающим себя организмом - наглядной иллюстрацией случая, когда целое оказывается примитивнее большинства своих составляющих, взятых по отдельности. Общество, в отличие от отдельного человека, не может выйти за пределы господствующего в нём Образа Мира, и потому противостояние достигшего определённого уровня личной свободы человека и окружающего его общества, яркой индивидуальности и толпы посредственностей, будет существовать «всегда».
[XLIV.3(132)] При этом следует различать противостояние личности и общества, при котором личность выходит за рамки общественной допустимости по чисто количественным параметрам, и противостояние индивидуальности и общества, основанное на качественной разнице гения и толпы. Личность человека сама сформирована обществом, она - его неотъемлемая часть, и общество отражается в личности, формируя её по собственному образу и подобию. Индивидуальность - это прорыв на другой уровень Самоосознания, выход за пределы «человеческого, слишком человеческого», то есть за пределы личностного и общественного, за пределы всякой посредственности. Личность не может быть свободной по определению: её возможная «свобода» - это не более чем количественное превышение допустимых в обществе норм (Религиозных, моральных, юридических и т.п.), и общество (целое) приложит все усилия для того, чтобы вернуть личность (свою зарвавшуюся часть) на определённое для неё место. Истинная Свобода обретается человеком лишь с раскрытием его индивидуальности за пределами личности, с качественным переходом на более глубокий уровень Самоосознания. И хотя Истинная Свобода сама по себе не подразумевает обязательного противостояния общественным нормам и установленным правилам, реализовавший Её уже не будет слепоглухой марионеткой господствующего режима, и власть общества над ним будет лишь внешней
[1], не затрагивающей его внутреннего существа.
XLV
Исцеление
<2.02.2012>
[XLV.1(133)] Существуют три основных взгляда на исцеление:
· исцеление происходит вследствие применения эффективных медицинских технологий работы с телом, - как относящихся к традиционной народной медицине, так и современных;
· исцеление - это результат высвобождения подавленных эмоций, достигаемый работой под руководством профессионального психолога или опирающегося на традиционные методы лечения психотерапевта;
· исцеление достигается посредством изменения мышления, отказа от прежнего Образа Мира и последующего принятия нового Образа Мира, перехода от негативных ментальных программ к позитивным и т.п.
[XLV.2(134)] Хотя для разных типов людей ключевыми будут являться разные методы исцеления, полного успеха удастся достичь, лишь применив системный подход, соединив все три метода воедино - в той пропорции, которая будет оптимальна для представителя данного психотипа. Иными словами, нет абсолютно «неправильных» методов, как нет и абсолютно «правильных» - универсальных, приемлемых безусловно и для всех и для каждого, без учёта его индивидуальных особенностей, методов исцеления.
[XLV.3(135)] Для человека, относящегося к плотскому типу и, как правило, разделяющего первый из вышеприведённых взглядов, работа на уровне эмоций и на уровне мышления может показаться одной и той же работой. Это объясняется тем, что мышление плотского человека настолько связано с эмоциональной деятельностью, что он практически не в состоянии разделить разумное и эмоциональное в себе, и проецирует своё состояние на других. Между тем, работа с эмоциями столь же сильно отличается от работы с мыслями, сколь работа с телом отличается от работы с эмоциями. Человек душевного склада, в зависимости от того, какой из центров у него доминирует, чувственно-эмоциональный или ментальный, отдаст предпочтение второму или третьему из вышеперечисленных взглядов на исцеление. Человек Духовного склада будет стремиться восстановить Лад в душе и теле, используя интегральный подход, обратившись к Великому Совершенству своей Истинной Природы и рассматривая своё тело и душу как воплощённые аспекты своего Духа - НЕРОЖДЁННОГО.
XLVI
Асана
<3.02.2012>
[XLVI.1(136)] В «Учении Великого Совершенства», говоря о позе для медитации, я описал статичное положение тела, наиболее удобное для практики безмолвного Самосозецания. И хотя на более продвинутых стадиях поза (санскр. асана) может быть любой, и практика может совершаться даже при движении, без отрыва от текущих дел, - наиболее просто достичь успокоения ума при полной неподвижности тела. Перед началом практики особенно следует обратить внимание на то, что твои глазные яблоки не двигаются, и взгляд не блуждает по сторонам. Обычно мыслительный процесс человека сопровождается неосознанным движением глаз, почти незаметным, но, тем не менее, порой достигающим достаточной интенсивности для того, чтобы удерживать человека в его привычном (или близком к обыденному) состоянии. Также беспокойство ума находит своё выражение в чуть заметном подрагивании пальцев, небольших мышечных напряжениях, возникающих в разных частях тела, и т.п.
[XLVI.2(137)] Наше тело - это воплощённое Сознание. Потому, работая с телом, мы можем влиять на Сознание. Когда тело полностью расслаблено и неподвижно, ум умолкает сам собой, - это происходит естественно и без усилий. Но неподвижность должна быть действительно полной, словно наше тело превратилось в труп. Расслабление плюс неподвижность плюс осознанное присутствие - вот три основные составляющие успешной практики.
[XLVI.3(138)] Истинная Духовная практика - это осознанная Смерть ещё при Жизни, выход за пределы Природных обусловленностей. Природа не имеет цели привести нас к Освобождению, наоборот - она связывает нас своими узами, обращая от Внутреннего ко внешнему, от Духа к плоти. Потому, достигнув определённого уровня развития, человек начинает идти против Природы и против Бога (Демиурга), - именно об этом говорил Гурджиев и некоторые другие Учителя, описывавшие Путь Возврата и оставшиеся непонятыми слепыми рабами смердящей плоти. Бóльшая часть человечества, не говоря уже о других живых существах, населяющих Землю, живёт исключительно Природными устремлениями и не имеет своих собственных целей, не ведает своей Истинной Воли. Зачастую, не зная или не понимая Законов Природы, человек прямо или косвенно вредит окружающей среде, создавая причины для экологических катастроф и т.п. (особенно это заметно в наше время, в пору бурного развития потребительской цивилизации, оторванной от Природных начал), но я сейчас говорю о другом. Даже пытаясь «подчинить» себе Природу, обычный человек действует согласно устремлениям, вложенным в него самой Природой, но понятых им чересчур эгоистично, без осознания того, что он сам является неотъемлемой частью Природы. Неразумное и неэкологичное отношение к Природе, в конечном счёте, может привести человека не к Духовному Освобождению, а к гибели человечества как вида. Путь Возврата - это не путь уничтожения Природы как таковой, это Путь, ведущий человека к осознанию своей Духовной Сути, за пределы Природных обусловленностей. Истинная Природа человека изначально пребывает по ту сторону этого Мира, и только постигая Истинного СЕБЯ как Дух, человек достигает подлинной САМО-реализации.
XLVII
Наша Победа
<4.02.2012>
[XLVII.1(139)] В этом Мире мы - лишь прохожие, и наше видимое поражение - это залог нашей Победы. Не нужно обманывать себя, ожидая сущностного «улучшения» этого Мира. Он - лишь «тренировочная площадка» для раскрытия Духа, нашей Истинной Природы. Этот Мир создан в качестве «полосы препятствий», которую мы должны пройти, чтобы выкристаллизовать свою индивидуальность, раскрыть свою Истинную Волю. Мир вовсе не «помогает», а препятствует нашему Самопознанию, - именно в этом его предназначение. Этот Мир принадлежит плотским, ибо сам есть плоть, и Боги этого Мира суть Боги смердящей плоти, поработители и тюремщики Духа.
[XLVII.2(140)] Наша Победа - это победа нашего Духа над слепой плотью, наше Прозрение в Духе. Это Прозрение - удел единиц, чуждых толпе. Господствующие Религии не заинтересованы в нашем Прозрении, - они призваны обслуживать других и существуют ради другого. Правящие политические партии охраняют режим подавления Духа, поддерживая на своём уровне Демиургический Порядок, чуждый Сердечному Ладу. Они существуют не для нашего благополучия, - они имеют одну-единственную цель: душить все проявления Духа, душить всеми средствами и используя все имеющиеся у них ресурсы. Но именно это и будет использовано нами: благословенны препятствия, ибо ими растём!
[XLVII.3(141)] Наша Победа в том, чтобы до конца оставаться верными СЕБЕ, следовать своей Истинной Воле, не сломаться и довести до конца своё Великое Делание, свой Magnum Opus. Мы превзойдём «себя», свои земные горизонты, свои человеческие границы. Мы убьём в себе «себя», чтобы возродиться в Истинном АЗ ЕСМЬ. Мы умрём непобеждёнными, ибо нам - Мёртвым среди Живых и Живым среди Мёртвых - уготовано БЕССМЕРТИЕ.
[1] Иными словами, в обществе над Духовно Свободным человеком возможен лишь внешний полицейский контроль, но невозможен внутренний идеологический контроль, ведущий человеческое стадо к «добровольному рабству» по убеждению.