Как я стал сумасшедшим

Mar 21, 2019 18:00


Обожаю горы! Особенно те, на которые я ещё не забирался. По этой причине у меня однажды появился виш-лист велосипедных вершин и перевалов, куда я собираюсь когда-нибудь заехать. Все они в Европе и про них полно информации в интернетах. И все они широко известны благодаря велосипедным гранд-турам - Джире, Туру и Вуэльте. И когда в начале прошлого года в моих далеко не велосипедных планах появилась Франция, я задумался о том, что виш-лист пора претворять в жизнь. Активные действия начались после того, как мне дали визу. Выбрал Гиганта Прованса - одиноко стоящую гору с высотой под 2 тысячи метров, грозную Mont Ventoux. Набор высоты 1600, протяженность 21км, на вершине сильный ветер и лунный пейзаж.



Ванту - не самая высокая и не самая велосипедная гора во Франции, но, тем не менее, из-за своей протяженности и уклона считается в велосипедном мире горой высшей категории. На вершине метеорологическая обсерватория, сувенирный магазин, ресторан и толпы туристов. Гора притягивает любителей оказаться повыше - с вершины открывается круговая панорама на несколько километров в любую сторону.




Известной гора стала в основном благодаря Тур де Франс. С 1951 года 16 раз заезжал сюда Тур. Удивительно, как Анри Дегранж и компания, любители поиздеваться над гонщиками, не догадались включить гору в Тур пораньше. Последний раз Ванту была на Туре 3 года назад, т.е. в 2016м. Сотни тысяч болельщиков приходят посмотреть гонку и поболеть за своих кумиров. Вся дорога исписана именами великих (и не очень) велосипедистов.




Покорить гору можно тремя дорогами - с севера, с юга и с востока. У кого шило в одном месте - ездят на гору по всем трём дорогам подряд. Начинают с северной или южной - они одинаковые по 8% на 21 км, заканчивают восточной - там всего 5% на 26 км. Когда я задумал великое покорение, узнал про гору все-все-все и передумал ехать просто вверх. Мне надо было сделать это три раза, чтобы попасть в т.н. "Клуб сумасшедших" в смысле, увлечённых. Предстояло проехать 140км с набором 4500м.




Взять велосипед в аренду во Франции очень просто. Особенно для таких целей - многие популярные горы имеют у подножия подходящий веломагазин с прокатом. Другое дело - цены. Сутки аренды самого дешевого шоссера могут обойтись в кругленькую сумму. В Малосене я мог выбрать топовый шоссер на ультегре за 69 евро или ультратоповый на дюрэйсе за 105, но зато на 700 грамм полегче. Плюс 6 евро, если надо взять накануне вечером, что просто необходимо, учитывая мои планы. Зато шлем и педали на выбор - бесплатно. И скидка 2 евро на бачки, если вдруг забыли свои. Мне вот понадобились, поэтому купил два суммарно на 1,2 литра. Взял элитный Pinarello GAN на Shimano 105, это был самый дешёвый вариант.




Готовился много. Читал отзывы, искал прокаты, продумывал логистику. Конечно, накатывал объёмы и копил деньги. Вот сейчас пишу и думаю, что лет 10 назад я бы просто подошёл к горе в лоб и всё было бы точно так же безо всяких там подготовок и гуглений. А так похоже на какое-то занудство. Но ладно, что там дальше…
Приехал в Малосен на машине накануне - надо было взять вел в прокате. Из дома привёз еду - поел вечером и ещё раз перед сном. Сходил в магазин за едой на завтрак, в пиццерию. Долго искал место, где переночевать, чтобы бесплатно и никому не мешать. В итоге поставил палатку в 3км от Малосена по направлению к Ванту. Собрал вещи на утро, чтобы не заниматься сборами на сонную голову. Лёг спать в 11, как раз стемнело и на небе появилась почти полная луна.




Поставил будильник на 5:00, но проснулся в 4:20 и не смог больше уснуть. Было ещё темно и торопиться смысла не было. Повалялся, послушал абсолютную тишину и стал неспешно собираться. Чего тянуть, надо садиться и ехать. Палатку собирать не стал - просто снял дуги и со всем содержимым запихнул в багажник. В начале 6 я уже был на парковке в Малосене, переодевался. Надо было позавтракать, но еда не елась, даже молоко и кофе не помогали. Мимо с треском пронесся велосипедист - явно с горы. Посмотрел на часы - 5:30. Если вы думали, что я маньяк, то нет, вот где маньяк. Позже ещё одного покажу!
Идея позавтракать пиццей и сыром была так себе идеей. Пиццу то я оставил в багажнике, а сыр оставлять не имело смысла, он и так уже ночь пролежал в тепле и начал портиться. Да и брать с собой я его не планировал - все карманы и так были набиты. Пришлось выбросить где-то треть пачки. Ну и вот, надел поясную сумку и поехал. Время 5:45. Светает, но городские фонари пока горят. Прохладно.




Накануне, как только взял велосипед, прокатился в горочку и с огорчением оценил свою слабую готовность работать на передаче 34/32. Но это всё от волнения, утром передача показалась полегче. Я даже с удовольствием отметил, что начинаю не на крайних звездах, а в запасе ещё 3-4 передачи. Гора от Малосена начинается немедленно, то есть уже от парковки уклон 8%. Быстро согрелся и настроился на продолжительную работу. Вокруг чудесный сосновый лес, природа просыпается, все трудности и нервы подготовки позади, легкий pinarello, полные карманы еды. На дороге вообще никого.




С этой стороны градиент непостоянный, встречаются участки выполаживания в 3-6% и почти нет чёрных кусков по 10-12%. Дома я ещё не знал, какую практическую ценность могут нести эти сведения, но вскоре понял. Почему-то к 4му километру мне резко всё разонравилось. Передачи кончились, крутить было тяжело, ещё эти бананы в заднем кармане, потенциальное банановое пюре. Не проехал и четверти дистанции, а мне уже вдруг показалось, что это всё дурацкая затея. Видимо, наконец, проснулся мозг. Но вскоре случилась первая полочка и всё как рукой сняло! Странный приступ паники больше не повторялся.




Обогнал первого велотуриста с баулами, весело с ним поздоровались, и поехал дальше. Удавалось держать среднюю скорость в районе 9 км/ч, что казалось неплохим результатом. Дома прикинул, что три горы за 12 часов должны проезжаться примерно одинаково - 3 часа вверх и 1 час вниз (с учетом отдыха). Если следовать этому графику, то я с небольшим запасом уложусь до 19:00 и для этого надо ехать в гору 7 км/ч. Почти минимальная скорость для шоссейника. Начал подумывать о первой остановке. Воодушевившись очередным выполаживанием, начал вычислять середину горы. Если по километрам, то 10, а если по высоте, то 1100м. Вдоль дороги стоят километровые столбики с высотой, на них и ориентировался.




Сделал паузу на 11м километре - ровно половина по высоте. Было около 7 утра и солнце уже пробивалось сквозь лесистые склоны Ванту. Я слопал банан, с удовольствием отметил, что ничего не болит и не скрипит, сел в седло и покатил дальше. Изредка появлялись машины. Через несколько километров навстречу пронесся второй маньяк-велосипедист. Видимо, сделал утреннюю зарядку сгоняв на гору перед работой. Другого объяснения не нахожу. Вообще, судя по практически полному отсутствию какого-либо трафика, гора от Малосена может проезжаться и ночью! А пока восходящее солнышко временами светило мне прямо в лицо, отчего я почти ничего не видел кроме дороги перед собой.




Вскоре случилась очередная полочка, где я слегка перевёл дух перед финальным отрезком горы уже по лысой её части. Но перед тем, как деревья окончательно остались внизу, я остановился на площадке у поворота к Монт Серен. Внизу на лугу паслись овцы, гремели колокольчиками. Солнце заливало склоны, я себя прекрасно чувствовал и вообще начинал испытывать бурный эмоциональный подъём.




Разглядел вершину Ванту и снова поехал к ней. Оставалось примерно 500м набора на 6км, т.е. примерно 8% но на каждом из трёх последующих столбиков прибавлялось всего по 70м, так что к финальным трём километрам оставалось даже больше 300м. Вдруг обогнал пешеходного туриста. В принципе, было уже нормальное утро, пора было привыкать к тому, что я не один на этой горе. Последние километры прошли в ожидании финального торнанте, а его всё не было и не было. Но всему когда-нибудь приходит конец, так что и моё восхождение завершилось. 8:15 - ещё даже не открылся сувенирный магазин!




Внезапно, на вершине оказались велосипедисты, при том что меня никто не обгонял. Посмотрел по страве - англичане с Нормандских островов в Ла Манше и один испанец - все приехали со стороны Бедоана. Прямо под знаком, у которого все фотографируются, завтракали два волосатых чувака, явно ночевавших на вершине - рядом лежали спальники и личные вещи. Минут 15 я восторгался видами с высоты и своим достижением и медленно остывал - наверху всего +10 и ветер. Предстояло спускаться без ветровки и неизбежно мёрзнуть минут 10. Тут ещё можно было решить, куда ехать - обратно в Малосен и домой или вперёд за тремя вершинами, к Бедоану. Набравшись храбрости и напоследок ещё раз совсем немного подумав, надо ли мне всё это, я поехал вниз с другой стороны, то есть в Бедоан.




Почти сразу же навстречу повалили пачки велосипедистов и их поток больше не прекращался. Со стороны Бедоана гора пользуется большей популярностью. Спуск прошёл очень быстро, всего минут 20. Я знал, что резких поворотов с этой стороны почти нет и можно особо не тормозить, но всё равно побаивался. Ещё накануне в магазине менеджер предложил страховку и после моего отказа многозначительно хмыкнул и пробормотал "o'key, but if you crash...".




В Бедоане нужно было сделать отметку в специальной карточке, для этого нужно было посетить туристический офис. Я приехал как раз к его открытию. Особо задерживаться не стал - зачекинился, съел банан и поехал наверх. Я уже вошёл в азарт! Первая гора показалась мне посильной, а предстоящий подъём показался интереснее. Дело в том, что со стороны Малосена почти не было ничего интересного - после 1го километра только лес. Со стороны Бедоана на нижней трети горы попадались постройки, деревни, тут же и горнолыжная станция с зоной отдыха за 6км до финиша, да и велосипедистов тут было больше.




Градиент с этой стороны другой. Средний тот же, но первая треть горы пологая, вторая однородная тягучая и без полочек, а третья ещё круче и тяжелее. Солнце поднялось уже высоко и начало жарить по полной. Дорога из Бедоана узкая, поэтому здесь больше тени и она подходит для подъёма в жару. Гора со стороны Малосена не так укрыта от солнца. Внизу и за 5км до финиша можно набрать воды, в отличие от других дорог, где родников нет.




Кто только не поднимается на гору. И бегуны, и пешеходы, и самокаты, и тандемы, и читеры на электровелосипедах. Некоторые шоссеры меня обгоняли как стоячего. Кого-то обгонял я, а он потом меня, пока я отдыхал. Атмосфера очень дружелюбная - многие здороваются, а французы делают это чаще остальных. Иногда раздаются подбадривания. В общем, народу как в парке в погожий денёк!




На второй горе начал есть батончики, а перед финальными 6км по лысой макушке заточил гель. Признаюсь, специальное питание до этого использовал чуть реже, чем никогда, но для такого случая решил запастись в первую очередь из-за компактности. Пара таблеток для изотоника, 4 баточника, 4 геля. Также для финиша второй горы приготовил 200г пакетик апельсинового сока, потому как очень люблю, а для первой горы 3 маленьких банана на восхождение. После второй горы ещё думал пообедать. И ещё накануне дня 3-4 заправлялся углеводами и водой. Я таких наборов высоты никогда не ездил и вообще уже давно не участвовал в энергоемких мероприятиях, так что десять раз перестраховался.




На последних километрах одолели фотографы. Они сначала фотографируют, а потом быстро пишут время на визитке и суют в карман футболки. Пользуются тем, что все ползут как черепахи. Несмотря на то, что останавливался чаще, второй подъём получился всего на 5 минут дольше. И на вершине совсем другая атмосфера. Очень много людей. У знака, у которого все фотографируются, очередь из горовосходителей. В сувенирной лавке, где мне нужно было зачекиниться, тоже столпотворение. Успешно поставив отметку на карточке, выпил сок и поехал вниз, в Со. Уже никаких сомнений быть не могло - я проеду все три горы.




Первые 6км повторяют спуск в Бедоан, а потом начинается пологий спуск, где даже приходится работать ногами. Сначала я решил, что еду не туда, даже карту открыл свериться. Пока сверялся - меня обогнала группа велосипедистов, тогда я и понял, что еду правильно.




Потом был длинный спуск с виражами и оттормаживаниями. А потом начались лавандовые поля и сельская местность. Последний километр в Со удивил - пришлось заезжать на порядочную горку! Погода так себе - облачно и даже пахнет дождём. Примерно, как на горе, но без ветра.




Туристический офис закрылся на обед 15 минут назад, так что пришлось искать другое место, где можно было зачекиниться. Поставил отметку и пошёл отдыхать. От идеи с полноценным обедом отказался, пошёл в парк и на травке заточил ещё один батончик с водой. Спуск занял 45 минут и столько же я провёл на мягкой травке в парке города Со. Французский язык прикольный: пишется Sault, а произносится просто Со. В половину второго я поехал в гору в третий раз.




Начало классное - спуск, потом лавандовые поля и уклон 2%, потом со 2 по 12й километры уклон 4-5% и ещё 8км ровно, то есть до 3%. Эту дорогу обычно оставляют напоследок, т.к. самое сложное - это финальные 6км, те же, что и со стороны Бедоана. Много останавливался, но в основном, чтобы пофотографировать.




В середине горы по привычке сделал паузу и поел. На лысой части было тяжело - полз как улитка и остановки делал буквально у каждого столба. У мемориала Тому Симпсону оставил маленький бачок из под изотоника. Такая традиция. Том погиб на Туре в 67м не добравшись до вершины горы всего полтора километра. Официально причиной смерти называют сочетание амфетаминов, алкоголя и чрезмерного желания пересилить себя.




Ну а я на гелях и изотонике и уже почти на одних морально-волевых с нереальной скоростью в 4 км/ч заползал на вершину в третий раз. Наверху, как и почти весь день, было облачно и ветрено и фотографировались туристы. Третья гора была длиной в 26км с набором 1200. Потратил на неё ещё на 10 минут больше, чем на предыдущую. Итого суммарное время восхождения 7:50 с учетом остановок.




Так как я с запасом успевал спуститься в Малосен, решил никуда не торопиться и как следует пофотографировать окрестности. В связи с этим спуск занял 45 минут. Но тем не менее, это был самый быстрый спуск! Широкая и известная дорога без резких поворотов позволяла разгоняться до 70 км/ч - быстрее я уже не решался.




На спуске быстро появилось солнце и уже никуда не девалось до самого Малосена. Редкие встречные велосипедисты, страдая от жары покоряли Ванту, а я радовался своему успеху. Внизу вернул велик, отметил карточку, загрузился в машину и поехал домой. Ещё успел на пляж и искупаться. Весь вечер и следующий день испытывал ощущение блаженства. То чувство, когда планировал большое дело, сделал его и расслабился. Кайф!

вело, путешествие, приключения, Франция

Previous post
Up