(пост из моего вк)
Привет друзья и случайные читатели!
Заранее, приношу извинения за то, что давно ничего не писал. Это случилось по нескольким причинам.
Одна из них - это виза. Я снова планирую совершить trip в Европу (примерно на полгода). Моим местом проживания будет Лодзь, как и было в прошлом году. Это невероятно меня вдохновляет, ведь Польша буквально пронизана памятью о Шоа и прочими прекрасными историческими памятниками. Своей поездкой я планирую начать серию постов о европейских гетто, в которых жило еврейское население в оккупационные периоды. Обещаю сам себе - доехать в большинство значимых мест для меня. При этом буду работать над своей научной деятельностью и как всегда, буду стараться быть «нескучным».
Другая причина - отсутствие настроения писать. Думаю каждый из Вас сталкивается с подобными проблемами: «отсутствие вдохновения», «нет настроя» и так далее. Я с большой оглаской для своей совести, неуверенно констатирую - я себя победил.
Я продолжаю серию постов о простых людях. Прошлый пост был о Розе Роботе - мой первый опыт. Пытаюсь делать свой текст читаемым второй раз.
Изучая историю Холокоста вы столкнетесь со множеством разного рода работ. Это будут поп-книжки про очевидные ужасы лагерей, реже книги про отдельную историческую личность, а иногда и совсем ужасные работы советского периода, которые четко делили мир на чёрное и белое.
С Холокостом так нельзя, тут нужен особый подход. Чтобы найти действительно что-то годное придется потрудиться, порой даже уехать за рубеж. В Российской научной среде с этой темой все очень тяжко, все связано с советской научной мыслью, которая в официальной трактовке не любила затрагивать тему Шоа (порой вообще не затрагивала), но отвергая свой внутренний снобизм - скажу уверенно, появляются действительно замечательные работы российских ученых.
Этим я пытался объяснить почему я пишу Вам истории людей.
Человек удивительное существо. Оказываясь в объятиях смерти он почему-то выглядит эстетичнее. У людей раскрываются разные чувства: от звериной ярости до бесполезного психоза. Для меня все это кажется невероятным - мы настолько многогранные создания. При этом, человек часто не обращает внимания на простую правду. Правду той жизни, которая нас окружает. Человечество попадало в просак всякий раз, когда укрывало голову в песок, не видя, игнорируя правду. История ошибок не прощает.
Герой сегодняшнего текста - Залман Левенталь. Родился в 1918 году, в Цехануве, Мазовия, Польша. История Залмана невероятна - это самый, что ни на есть историк, хронист. Именно он подробно описал Аушвицкое восстание, преследуя сугубо фактические цели, не вдаваясь в художественные размышления.
Современный Цеханув. Польша.
Как и героиня прошлого поста Залман тоже получил религиозное воспитание. «Я сам из строго религиозного дома». Данных о подростковой жизни Залмана к сожалению мы не имеем, знаем лишь то, что он переехал в Варшаву, но не поступал в университет, а в йешиву. В Варшаве Левенталь увлекся модными в то время социалистическими идеями, рабочим движением. Там же Залман выучил немецкий, хотя и не идеально. Вся его деятельность прервалась войной. Позже Залман вернулся уже в город Цихенау (по немецки), чтобы помочь родным выжить в круговороте этих событий.
В его родном городе, как и в других городах организовали гетто. Этому польскому городку повезло чуть больше - массовые «акции» и депортации в лагеря начались лишь в 1942 осенью.
Залман мог попасть в Треблинку, ведь депортированные евреи в Польше могли попадать в разные лагеря. Левенталю фатально не повезло, нас с вами убьет тот факт, что наш сегодняшний герой сразу оказался в аушвицкой зондеркоммандо. История всех зондеркомманд привлекает своим ужасом. По сей день не утихают споры об этом явлении, кстати - планирую написать об этом отдельный пост (пишите, если интересно)!
Левенталь был крепышом, особенно в то время, хотя в его походке можно было уловить странные движения. Именно так его описывали его коллеги по ужасу - другие члены зондеркоманды. Залман обслуживал газовый бункер. Разгребать трупы ему не пришлось, тут судьба сделала реверанс, Залмана сделали дневальным в бараке, он был избавлен от всех ужасов, которые видели его товарищи.
Позже Левенталю все же пришлось работать на крематории номер 3. Это очень печально. Все эти факты настолько сильно ударили по его моральному состоянию, что он написал несколько записок, посвященных евреям из Лодзинского гетто, а также другие записки. Все они были на одну тему: убийство простых людей. «Лодзинский дневник» обнаружили в июле 1962, в ямах с пеплом и человеческими костями.
Позже он оставил дневник об Аушвице. Рукописи он хранил у себя в бараке, либо в одежде. Примечателен тот факт, что Левенталь - самый «историчный» аналитик событий в лагере (отличает его от других мемуаристов). Именно он пытался оставить нам все подробные детали ужаса, происходившего в газовых камерах и крематориях. Мы должны быть благодарны ему и за то, что он подробно описал где зарыли свои записки и Градовский, и другие члены команды.
Будучи социалистом по своим взглядам особое внимание в дневнике Левенталь уделил подготовке восстания зондеркоманды. Исходя из этого историки могут подробно проследить - как готовилось восстание, что использовалось, кто помогал. Левенталь описывает события, как хронист, говорит нам о геополитике, смерти, психологии... Как это возможно? Работая в зондеркоманде, он смог сохранить рассудок и безэмоционально спас нас от нападков радикалов и отрицателей.
К сожалению сам Залман погиб в этом восстании. Выполнив свое призвание - посвятить нас в обнаженную правду Аушвица - Биркенау. Он стал оппонентом всего сентиментального и человеческого - он не боялся писать обо всем, что видел.
Он умер бойцом - после подавления восстания Левенталь упрек поляков в ужасном антисемитизме и простился с жизнью. «Дай бог, чтобы один их наших еще раз мог бы встретиться при жизни со всеми этими союзничками» (позже эту цитату уберут польские цензоры).
Правда - кровавая штука. Говорить о ней, с такой искренностью - быть сумасшедшим. Желаю Вам всегда думать об этом, не допускать такой правды и говорить о ней спустя поколения лишь добрыми словами…
А вот и сам герой