Феномен зондеркоманды в современном мире.

Oct 01, 2019 11:46


Доброе утро дорогие читатели и случайно зашедшие в мой журнал люди. Рад, что Вам интересны подобная тематика в современной истории.

Моя жизнь круто изменилась за последние несколько недель. Я оформил «командировку», собрал вещи и уехал в Польшу. Планирую посещать курсы на филологическом и историческом факультетах. Живу в общежитии, студенческая жизнь в Европе пестрит яркими красками и переливается. Со мной живет сосед из Нигерии, который довольно сильно увлекается современными сериалами и вроде бы очень неплохой парень. Вид из моего окна примерно такой



Strajku Łódzkich Studentów 1981 r. 7, 91-404 Łódź

Примерно так я опишу свои изменения в жизни, которые произошли со мной пока я не писал. Я думаю, что красиво отмазался, ведь я правда был немножечко занят. О моей жизни здесь планирую писать очень много, ведь город в котором я живу - пронизан памятью и памятниками Шоа.

Теперь ближе к делу.

Перед отъездом я посмотрел фильм «Сын Саула», который рассказывает нам об одном дне члена зондеркоманды, сполейрить не буду, советую посмотреть самим. Фильм свежий, 2015 года, венгерского производства, режиссером выступил Ласло Немеш.



Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке + Гран-При Каннского фестиваля.



После просмотра фильма у меня остались двойственные ощущения, особенно, когда я стал задумываться о том, как люди могли бы воспринять зондеркоманду. На экране они увидели мало сострадания и много жестокости. Они видели как члены команды заводят в газовые камеры сотни людей каждый день, иногда успокаивают их, иногда бьют, но всегда загоняют в «душевые».

В России есть такой ученый Павел Полян. У него написано множество книг о зондеркоманде и если Вам хочется узнать о них больше - пишите мне в инстаграм или сюда.

Кратко, Полян показывает то, как в мире воспринимают этот феномен, сокращу ваши часы чтения - очевидно, что по-разному. Многие из людей считают их коллаборационистами и приравнивают их роль в Холокосте с нацистами, порой преувеличивая. В послевоенном Израиле, выживших членов зондеркоманды считали преступниками. Можем ли мы считать также?

Как я уже упоминал в предыдущих постах - Холокост тема невероятно противоречивая. Здесь очень тяжело выступать защитником и обвинителем и, к счастью, поверьте мне, вы бы не хотели оказаться на этом месте.

Попадая в команду у вас нет выбора - выжить или нет. Вы либо чернорабочие смерти, либо вы труп. Известно, что попадая в концлагерь в середине войны люди старались выжить любой ценой, члены зондеркоманд не были исключением.

За годы войны сквозь зондеркомандо лагеря Аушвиц-Биркенау прошли 2200 человек,  110 смогли выжить, учитывая то, что немцы не оставляли членов команды в живых. Существовала «традиция» постоянно менять их, ведь они могут быть свидетелями в трагедии Холокоста.

Самая героическая часть истории зондеркомманды Аушвица - восстание 1944 года, результатом которого стало разрушение крематория номер IV. Вам покажется это малым. Учитывайте условия заключения и тот ужас, в котором жили рабочие команды. Если мы рассмотрим это восстание с технической точки зрения, то заметим, что в восстании зондеркомманды сыграли роль именно узники, помощи от польского подполья не было (я писал об этом в прошлом посте). Восстание показало, что в лагере теплится справедливость и конец нацистского правления в Европе уже близок. Разваливающая политическая идеология уже не могла справиться со властью, которая имела в начале Второй Мировой.

Процитирую члена команды - Залмана Градовского

6.9.1944 г. Освенцим-Аушвиц

Дорогой находчик, ищите везде. На каждом клочке площади. Лежат там  (закопаны) десятки моих и других документов, которые бросят свет на все,  что здесь происходило и случилось. Также зубов здесь много закопано.  Это мы, рабочие команды, нарочно рассыпали, сколько только можно было,  по площади, чтобы мир нашел живые следы миллионов убитых. Мы сами не  надеемся дожить до момента свободы. Несмотря на хорошие известия,  которые прорываются к нам, мы видим, что мир дает варварам возможность  широкой рукой уничтожать и вырывать с корнем остатки еврейского народа.  Получается впечатление, что союзные государства, победители мира,  косвенно довольны нашей страшной народной участью. Перед нашими глазами  погибают теперь десятки тысяч евреев из Чехии и Словакии. Евреи эти,  наверное, могли бы достигнуть свободы. Где только приближается опасность  для варваров, что они должны будут уйти, там они забирают остатки еще  оставшихся и привозят их в Биркенау-Аушвиц или Штутов около Данцига - по сведениям от людей, которые также оттуда прибывают к нам.

Мы, зондеркоманда, уже давно хотели кончить с нашей страшной  работой, вынужденной, ужасом смерти. Мы хотели сделать большое дело. Но  люди из лагеря, часть евреев, русских и поляков, всеми силами сдерживали  нас и принудили нас отложить срок восстания. День близок -  может быть, сегодня или завтра. Я пишу эти строки в момент величайшей  опасности и возбуждения. Пусть будущее на основании моих записок вынесет  нам приговор, и пусть мир видит в них каплю, минимум того страшного  трагического света смерти, в котором мы жили.



Вернемся к послевоенному Израилю и современному миру.

Для меня, как для историка очень важны документы. Очень сложно использовать науку без источников. Описать какое-то событие или факт без этого невозможно. Изучая историю Шоа, мы можем поблагодарить членов зондеркомманды, ведь они остались свидетелями все этого. Они потеряли человеческий облик, но в их разуме теплилась сила и осознание. Кроме Градовского многие, ценой своей жизни писали, документировали, фотографировали.



Члены зондеркоманды сжигают тела убитых газом заключенных Освенцима. Фотография сделана членом зондеркоманды евреем из Греции Альберто «Алексом» Эррерой через двери крематория. Всего было сделано 4 снимка. Автор был застрелян при попытке побега в сентябре 1944 года.

Могли ли они спасти те, тысячи, которые загоняли на смерть в Аушвице? Я думаю нет. Можно ли их винить за бездействие или говорить - почему же они не убили себя в таком случае? Ваш вопрос обоснован и логичен.

Они стали идолами ужасной правды, мне кажется, в данном случае - это важнее. После взрыва крематориев немцами, ревизионисты возможно бы очень громко кричали о том, что Холокоста не существует (даже громче), чем сейчас. Но нет! Градовский, Хаим Герман, Марсель Наджери и многие другие показали миру, до чего может дойти человек. Эти люди совершили подвиг, подвиг правды.

Спасибо за внимание!

Previous post Next post
Up