Строительство смоляной модели СВВП Focke-Achgelis Fa 269 из набора Alliance Models (1 часть)

May 23, 2010 18:12

А теперь я поведаю вам, как строилась модель немецкой вертикалки Fa 269 из смоляных заготовок чешской фирмы Alliance.Набор ныне весьма редкий, т.к. выпускался непродолжительное время небольшим тиражом в конце 90-х, начале 00-х годов. Достав его по случаю, был несказанно рад, так как и модель сделана весьма неплохо и прототип очень эффектный. Насколько я знаю этот гибрид кузнечика и газонокосилки в виде масштабной модели более никто не выпускает. Немного из истории самого проекта Focke-Achgelis Fa 269.

В конце 1939 фирмой Фокке-Анхелис начата разработка концепта одноместного конвертоплана, с одним двигателем в фюзеляже и толкающими винтами на поворотных устройствах в крыльях. Так же рассматривался вариант с двумя двигателями Daimler-Benz DB 601 (позже 605) на поворотных узлах на концах крыльев, а так же более крупный 2-х местный вариант, оснащенный тянущими винтами. Ожидалось, что самолет сможет совершать вертикальный, либо укороченный взлет/посадку, в том числе на неподготовленные площадки, и развивать в горизонтальном полете скорость от 0 до 550-600 км/ч. В дальнейшем планировалось оснащать серийные конвертопланы различными видами вооружения в подвесном контейнере, либо комплектом фоторазведовательного оборудования.

В 1941 году, когда проект получил одобрение макетной комиссией RLM, начались работы по его практической реализации. Из-за большой степени новизны конструкции, общей технической сложности проекта и ограниченности в ресурсах, его воплощение в металле сильно затянулось. К 1943 был готов только полноразмерный макет и проведен ряд испытаний масштабных моделей в аэродинамической трубе. Однако к  этому времени интерес RLM к проекту стал стремительно угасать, война затягивалась и немцам стало уже не до столь сложных и экзотичных разработок с туманными перспективами. В 1944 макет  был сильно поврежден в результате массированного налета союзнической авиации на цеха в Дельменхорсте, и вскоре было принято решение о прекращении работ над Fa 269 в виду невозможности реализовать проект в обозримом будущем.

После войны на фирме Dornier были продолжены работы по созданию универсального конвертоплана военного назначения, был построен и летал аппарат схожей схемы Dornier Do-29. В конце 40-х, начале 50-х америкацы так же проявляли большой интерес к подобным аппаратам. В компаниях Transcendental и Bell проводили исследования в этом направлении, позже вылившиеся в создание экспериментальных  Bell XV-3 и Transcendental 1G. Позже был создан еще ряд экспериментальных машин сходной компоновки и назначения Transcendental 2, Bell XV-15, Bell Augusta AB 609, Bell TR-911X,  Bell Boeing 609 и V-22.

Смоляная модель этого интересного аппарата выпускалась чешским Alliance, строилась долго и трудно, в основном из-за нехватки свободного времени. Ниже будет описан сам процесс постройки с иллюстрациями основных этапов строительства. Начну с мини-обзора содержимого коробки:

В коробке толстого, плотного картона покоятся тщательно упакованные в полиэтилен смоляные отливки, вакуфонарь и декаль с инструкцией. Отливки вполне прилично, тонкая расшивка, без особых изъянов и недоливов. Некоторое недовольство вызвало наличие шероховатости на поверхностях отливок, потребуется полировка всех крупных деталей. Носовая часть вместе с остеклением кабины пилота дана прозрачной ваку-деталью из 2 половин, соответственно монтаж и подгонка такой детали представляют собой нетривиальную задачу. Каркас остекления, на мой взгляд, дан чересчур рельефный, имеются неоднородно прозрачные участки. Мелочевка сделана как и у большинства моделей Planet Models и их аналогов, без особых затей, т.е. примитивная и требует замены на что-то более изящное и реалистичное.

Особенно производителю не удались винты, слишком толстые, грубые по форме, в  стыках лопастей даже застряли кусочки разрушившейся при извлечении отливок силиконовой литьевой формы. Фюзеляж отлит одним цельнолитым бревном, довольно увесистый, для того что бы сделать ниши шасси, кабину, жалюзи двигателя, его придется основательно попотрошить, выбрав пустоты бормашинкой. Так же подлежит высверливанию и замене выхлопные патрубки, на модели они оплывшие и неопрятные. После “хирургии”, вес смоляной болванки фюзеляжа уменьшился, снизится нагрузка на стойки, появились глубокие ниши под основные и хвостовую стойки шасси. Из кусочков пластика на цианакрилатном клею сделан наборный рельеф поверхностей внутри ниш шасси. Выбрана полость под выхлопные патрубки, изготовлены жаропрочные защитные пластины вокруг них из тонкостенного пластика от “сметанной” упаковки.

Из разогретого тонкого пластика на пуансоне вытянул полукруглые выштамповки под колеса в нишах шасси. Дополнил ниши шасси, а так же ниши под поворотные узлы винтов имитацией силового набора из того же тонкого пластика. С помощью острой стальной иглы и мелкозубой пилки отделил все управляющие поверхности, которые позже будут собраны в отклоненном от нейтрали положении. Из пластиковых трубочек вырезал и доклеил недостающие части на выпущенные закрылки, выбрал задние кромки крыльев бормашинкой под соответствующий профиль отклоняемых поверхностей. Для воспроизведения жалюзей двигательного отсека в фюзеляже пришлось сделать поперечный разрез циркулярной пилой, жалюзи и элементы их крепления сделаны из листового алюминия от офсетных форм. Конструкция собрана на цианакрилате и подогнана заподлицо с поверхностями фюзеляжа.

Так же с помощью бормашинки выбрал полости внутри воздухозаборников в носке крыла. Для имитации радиаторов, сделал штамповки из фольги на рельефной поверхности напильника. Через проделанные дополнительные отверстия в толще крыла вклеил их на цианакрилате внутрь воздухозаборников. Смоляные стойки шасси, как правило, крайне не надежные, не любят большие весовые нагрузки, склонные к деформации и отламыванию под весом моделей, к тому же они частенько коряво отлиты. Поэтому были изготовлены новые из металла, в остове стойки стальной пруток подходящего диаметра, различные утолщения сделаны с использованием фольги и кусочков жести от листов для чеканки.

Элементы двузвенников и крепления из кусочков тонкого пластика, проволоки и др. подручных материалов. Створки ниш шасси, а так же ниш под поворотные элементы стоек винтов сделаны из листового алюминия от офсетных форм, прокатаны клепко-каталкой и выгнуты на цилиндрических оправках подходящих диаметров. Внутренняя часть створок дополнена усилительными накладками из тонкого пластика и алюминиевой фольги. Готовые детали приклеены еа временные державки для окраски из аэрографа. Из трубочек различного диаметра, пластика, проволоки и кусочков алюминиевой жести сделаны поворотные стойки винтов. Из отожженной на газу до цветов “побежалости” и слегка поржавленной тонкой жести свернуты выхлопные патрубки.

Продолжение следует...


модели

Previous post Next post
Up