Как Сталин давал особоважные задания на особоважный самолет

Nov 27, 2016 21:46




Идею создания подобной машины приписывают Сталину. Так это или не так, судить сейчас трудно, однако на одном из совещаний вождь сформулировал задачу следующим образом: «Самолет должен быть очень простым в изготовлении, чтобы сделать столько его экземпляров, сколько у нас в стране людей с фамилией Иванов...».

Во второй половине 1936 года по заданию Главного управления авиационной промышленности (ГУАП) конструкторские коллективы Поликарпова, Немана, Ильюшина, Кочеригина, Григоровича и Сухого провели предварительные изыскания по проектам штурмовиков-разведчиков под микулинский мотор АМ-34ФРН. Комиссия ГУАП рассмотрела все проекты и пришла к выводу, что они «...по своим геометрическим размерам, весовым и летно-техническим данным очень мало разнятся друг от друга», и посчитала целесообразным построить машину в трех вариантах: дюралевой, деревянной и смешанной конструкции.

По каждому из вариантов назначили главных конструкторов: завод № 156 - Сухой, завод № 135 - Неман, завод № 21 - Поликарпов. Предложение комиссии получило одобрение руководства страны, и 27 декабря 1936 года вышло постановление правительства «О постройке скоростного дальнего штурмовика-разведчика», чуть позже в служебной переписке появилось и обозначение «Иванов»... Коллектив Сухого быстрее всех справился с поставленной задачей.

Первый полет на опытном образце СЗ («Сталинское задание») выполнил 25 августа 1937 года Михаил Громов на Центральном аэродроме в Москве. Самолет быстро передали в НИИ ВВС на государственные испытания, которые в январе-марте 1938 года провели военинженер 2 ранга Калилец и летчик Макаров.

В акте они написали:

«По летным данным самолет «Иванов» конструкции инженера П.О. Сухого стоит на уровне современных иностранных серийных самолетов этого типа и превосходит находящиеся на вооружении ВВС РККА самолеты Р-10 и БШ-1. Производственное выполнение самолета хорошее. Самолет «Иванов» является первым образцом культурно выполненного самолета советской конструкции и может быть рекомендован к серийной постройке...».

В бригаде Сухого (КБ-3) тогда работали Данила Ромейко-Гурко, Евгений Фельснер, Николай Поленов, Николай Дубинин, Кирилл Курьянский, Владимир Алыбин, Илья Закс... Забегая вперед, отметим, что именно эти люди стали ядром будущего по-настоящему самостоятельного ОКБ Сухого.

Не забудем и того факта, что к окончанию госиспытаний первого варианта «СЗ» Туполев и почти все его заместители уже сидели на нарах. Но у любой медали - две стороны. В январе 1939 года создают Наркомат авиационной промышленности. В феврале Совнарком и ЦК ВКП(б) проводят первое широкое совещание авиаработников, весной - второе... Главное внимание - разработке новых образцов боевых самолетов, в первую очередь скоростных истребителей, штурмовиков и пикирующих бомбардировщиков. В сентябре правительство и ЦК партии принимают постановление о реконструкции существующих и строительстве новых самолетных заводов.

Вторая мировая война уже катилась по Европе, неуклонно приближаясь к Советскому Союзу. От нового Наркомата авиапромышленности потребовали создавать
опытно-конструкторские бюро, привлекая в них талантливых молодых специалистов. Именно в том, тридцать девятом, конструкторский коллектив Яковлева выпустил первый свой боевой самолет. Именно в том году родилось ОКБ Микояна, оформилось в самостоятельное ОКБ группа Лавочкина, Гудкова и Горбунова...

КБ-3 Сухого предъявило на госиспытания в НИИ ВВС третий вариант своего «Иванова» с более мощным запорожским мотором М-87А конструкции Аркадия Назарова взамен М-62 конструкции Аркадия Швецова. Испытания, которые провели на Щелковском аэродроме Борис Покровский и Петр Стефановский, оказались успешными, и 29 июля 1939 года правительство принимает решение о запуске суховского «Иванова» в серийное производство на харьковском авиазаводе № 135 под обозначением ББ-1 («ближний бомбардировщик первый»), а коллектив конструкторов Сухого переводят в полном составе (63 человека) с туполевского завода № 156 в Харьков, причем в качестве самостоятельного Опытно-конструкторского бюро.

Так началась «собственная» история нынешнего «ОКБ Сухого», точнее ее первый сравнительно короткий этап.

В отрыве от ведущих авиационных научных организаций, таких, как ЦАГИ, ЦИАМ (моторостроение), ВИАМ (материалы), не имея сносного жилья, суховцы налаживали серийное производство, улучшали конструкцию, ставили более мощные моторы, наращивали боевые возможности самолета, который в 1940 году получил обозначение СУ-2 и под этой маркой был принят на вооружение.
http://www.biograph.ru/index.php?id=1428:sukhoi&Itemid=28&option=com_content&view=article

Название самолета "Иванов" имело и еще одно значение "Сталин сформулировал задачу так: самолет должен быть очень простым в изготовлении, чтобы можно было сделать столько экземпляров его, сколько у нас в стране людей с фамилией Иванов". (Л.М. Кузьмина. Генеральный конструктор Павел Сухой. М., "Молодая гвардия", 1983, с. 57).

Шесть КБ работали над проектом и у всех родился почти одинаковый самолет - может был образец для подражания?
Почему задание было дано в 1936 году, но в полной мере не было реализовано до 1941 года и не было построено так много самолетов как просил Сталин?
Сколько же самолетов хотел Сталин? Сколько Ивановых было в СССР?

Самолеты, Как Сталин, Антикоммунизм, Вопрос

Previous post Next post
Up