Коллектив ЦКБ-39 ОГПУ во время посещения В. Р. Менжинским. Здесь все вместе: и заключенные, и вольнонаемные, и охранники. 1931 г. Архив Л. Л. Кербера
Автор: Копытов Георгий - собственный архив, Общественное достояние,
Link "Верхи", окрыленные таким успехом, ЦКБ-39 значительно укрупнили и переименовали в ЦКБ, которое организационно входило в состав Технического отдела Экономического управления ОГПУ. Это управление курировало объекты, возводимые трудом заключенных. В распоряжение ЦКБ полностью отдали авиазавод-39. Замысел был простой: собрать в одном месте большое количество толковых авиационных специалистов, которые будут проектировать самолеты намного быстрее, чем "мелкие" КБ, и тем более заграничные "буржуйские", которые работают ради "чистогана", а не ради светлого коммунистического будущего. А для дополнительного ускорения рядом с инженерами будут "кураторы" с наганами. Централизованное планирование заменили системой специализированных бригад. Были созданы бригада истребителей (Н.Н.Поликарпов), разведчиков (С.А.Кочергин), самолетов дальнего действия (П.О.Сухой), морских самолетов (И.И.Погосский, И.В.Четвериков), вооружения (А.В.Надашкевич), и другие. В итоге за 1,5 года были созданы истребитель ДИ-3, бомбардировщик ТБ-5, морской разведчик МДР-3 и др., но все разработки оказались неудачными и на вооружение приняты не были.
В.Б.Шавров по этому поводу писал: "Система, придуманная ГПУ, себя не оправдала. Она начисто обанкротилась. Оказалось, что сколько ни бросай людей на одно дело, оно от этого быстрее не пойдет... Ведь крыло обычно рассчитывает кто-то один. Да и любой агрегат самолета делается ограниченным числом людей, и если их количество увеличивать, то проку от этого будет мало. ГПУ этой простой истины не понимало... Полгода все было в бурном движении: сверху нажим, сверхурочные, а результатов никаких. Работа шла точно так, как если бы велась нормальная работа над этой машиной."
Прокомментировал работу ЦКБ и известный конструктор А.С.Яковлев:
«Организация была многолюдная и бестолковая, расходы большие, а отдача слабая.»
Неудачей закончилась и попытка создать мощные авиадвигатели в ОКБ - Особом конструкторском бюро ОГПУ, которое работало на ул.Никольской в Москве. Там трудились видные специалисты по двигателям - заключенные А.А.Бессонов, Н.Р.Бриллинг, Б.С.Стечкин.
Однако идея рабского труда техспециалистов не умерла. Когда по стране в 1937-1938гг. прокатился вал массовых осуждений "врагов народа", в подмосковном поселке Болшево НКВД создал целый "научно-сортировочный" лагерь для осужденных конструкторов и инженеров. Их выискивали по лагерям и тюрьмам, и уцелевших отправляли в данный лагерь; оттуда часть заключенных (з/к) со временем переправляли в отдельные КБ НКВД. Через Болшево прошла почти вся элита советского авиастроения: авиаконструкторы Р.Л.Бартини, В.М.Мясищев, Н.И.Базенков, Д.П.Григорович, И.Г.Неман, Н.Н.Поликарпов, В.М.Петляков, А.И.Путилов, А.Н.Туполев, В.А.Чижевский, А.М.Черемухин, Д.С.Макаров. Там же "сидели" и трудились специалисты по подводным лодкам - группа Кассацнера и Дмитриевского, спецы по торпедным катерам - группа Бжезинского, по артиллерийскому вооружению и боеприпасам - группа Беркалова. Позднее туда доставили крупнейших представителей фундаментальной науки мирового уровня: математика К. Сцилларда, профессора физики Ю. Б. Румера, специалиста по механике члена-корреспондента АН СССР А. И. Некрасова.
Подробнее:
https://www.proza.ru/2013/02/22/184 https://ru.wikipedia.org/wiki/ЦКБ-39 Все делали советские коммунисты как завещал Маркс в Манифесте Коммунистической партии:
8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
1929 год. Опыта использования рабского умственного труда в стране ещё не существовало...
http://is2006.livejournal.com/1872573.htmlТуполев: Ведь многих, ох, очень многих так и не нашли... Сколько же уничтожил конструкторов Сталин?
http://is2006.livejournal.com/1967433.htmlКак коммунисты грабили, убивали и рабов эксплуатировали
http://is2006.livejournal.com/1848367.html