1929 год. Опыта использования рабского умственного труда в стране ещё не существовало...

Mar 02, 2016 20:10

ЦББ-39 ОГПУ им. Менжинского - первое «Опытно-конструкторских бюро», созданное в советской авиапромышленности в конце 1929 года из числа заключённых авиаконструкторов и инженеров. Являлось специальным подразделением ОГПУ. Позднее подобные ОКБ стали появляться в различных отраслях народного хозяйства, имея жаргонное название «шарага» или «шарашка». В авиапромышленности их оказалось две. После ЦКБ-39 ОГПУ, в 1938 году было создано ЦКБ-29 НКВД.

Началом истории ЦББ-39 ОГПУ им. Менжинского, можно считать 31 августа 1928 года, когда в Москве был арестован родоначальник морского авиастроения, на гидросамолетах которого Россия воевала всю Первую мировую и Гражданскую войны, Дмитрий Павлович Григорович. Основанием для взятия под стражу послужили неудачи Григоровича последних лет, когда, начиная с 1924 года, возглавляемый им коллектив - Отдел морского опытного самолетостроения (ОМОС)[1], располагавшийся на заводе «Красный летчик» в Ленинграде не создал ни одной достойной машины. К моменту ареста ОМОС уже почти год, как не существовал, а сам Дмитрий Павлович, теперь уже в Москве возглавлял другое конструкторское подразделение - Опытный отдел-3 (ОПО-3). Большинство прежних его сотрудников из ОМОС остались в Ленинграде и разошлись по другим коллективам.

Катализатором же ареста стал лишь летом отгремевший и первый в истории Советской России процесс над инженерами-вредителями, который получил название «Шахтинское дело». Тогда власть впервые применила печально известную 58-ю статью УК РСФСР, вступившую в силу годом раньше - 25 февраля 1927 года. В практику судопроизводства были введены такие понятия, как «вредитель» и «враг народа». С одобрения широких слоев трудящихся несколько «злостных вредителей» по «Шахтинскому делу» были приговорены к высшей мере, а остальных направили на стройки социализма. Именно тогда наиболее квалифицированных из числа осужденных решено было использовать по специальности, но в закрытых учреждениях и под охраной ОГПУ. Опыта использования рабского умственного труда в стране ещё не существовало, поэтому целесообразность организации подобных заведений предстояло только оценить.

Вскоре после Д. П. Григоровича были арестованы ещё пять человек. В Ленинграде задержали бывших конструкторов ОМОС: А. Н. Седельникова (5 ноября), с которым Григорович ещё в царской России на заводе «Гамаюн» создавал первые летающие лодки и В. Л. Корвин-Кербера (6 ноября) - бывшего морского летчика, воевавшего на самолетах Григоровича, а с 1922 года вошедшего в его конструкторскую группу в Москве на заводе «Дукс». 13 ноября был арестован и летчик-испытатель ОМОС - А. Д. Мельницкий. Кроме того, в Москве был взят под стражу моторист завода «Дукс» Д. В. Днепров, который пострадал только за то, что приходился братом жены Д. П. Григоровича. Неожиданно в этой компании оказался помощник командующего ВВС Забайкальского ВО М. Н. Шалимо. В отличие от остальных, его оставили под подпиской о невыезде. Спустя несколько недель дело в отношении М. Н. Шалимо было прекращено. Комдив М. Н. Шалимо будет расстрелян 2 октября 1938 года как руководитель антисоветской организации, агент японской разведки и организатор диверсии.

Дела вышеназванных фигурантов были объединены в общее судопроизводство - Дело № 63641 «по обвинению гр. Григоровича Дмитрия Павловича и др.». По этой причине все ленинградцы были этапированы в Москву, во внутреннюю тюрьму на Лубянке. Следствие шло очень вяло, пока ещё с соблюдением процессуальных норм и без применения методов физического воздействия. Времена Г. Г. Ягоды и Н. И. Ежова ещё не наступили, а В. Р. Менжинский, возглавлявший в это время ОГПУ, слыл либералом. Опыта не было и у арестованных. На допросах, которые обычно касались технических вопросов создания самолетов, они легко делились со следователями своими сомнениями, признавали те или иные ошибки, считая, что их можно квалифицировать как естественные в ходе экспериментальных конструкторских работ.

Далее https://ru.wikipedia.org/wiki/ЦКБ-39

Все это нормальное явление по коммунистической идеологии, читаем Манифест Коммунистической партии:
8. Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.

Промышленная армия для промышленников, инженеров и конструкторов это барак-общежитие под партийной охраной и командирами, путь на работу под конвоем и возврат обратно под конвоем. Это и есть коммунизм по Марксу. Научный коммунизм...

Рабство, Самолеты, Манифест коммунистической партии, Антикоммунизм

Previous post Next post
Up