Глушко - тормоз или истоки "ракетного" конфликта Глушко - Королев и немного о Григории Листе

Aug 26, 2016 14:21

"Иногда проявлял непонятное упрямство"

"В мой кабинет вошли два офицера: в полковнике я сразу узнал Валентина Петровича Глушко, а другой коротко представился: «Подполковник Лист». Оба одеты не в гимнастерки, галифе и сапоги, а в добротные кители и хорошо отглаженные брюки.

Глушко чуть улыбнулся и сказал: «Ну, мы с вами, кажется, уже встречались». Значит, запомнил встречу в Химках. Вошел Николай Пилюгин, и я представил его как главного инженера института. Предложил рассаживаться и выпить чаю или «чего-нибудь покрепче». Но Глушко не стал садиться, извинился и сказал, что сначала просит срочной автомобильной помощи:

- Мы едем из Нордхаузена, машина очень плохо тянула и сильно дымила. В салоне мы задыхались от дыма. У вас, говорят, есть хорошие специалисты в «репаратуре».

Николай Пилюгин подошел к окну и заявил:

- Да она и сейчас дымит. Вы мотор-то выключили?

Неожиданно спокойным тихим голосом заговорил Лист, который снял фуражку, обнаружив копну совершенно седых волос, и демонстративно опустился в кресло.

- Не надо беспокоиться. Это догорают тормозные колодки ручного тормоза. Мы едем из Нордхаузена с затянутым ручным тормозом.

Мы с Пилюгиным были ошарашены.

- Так почему вы его не отпустили?

- Видите ли, Валентин Петрович поставил мне условие: если он за рулем, я не смею ему ничего подсказывать.

Позднее мы узнали, что Григорий Николаевич Лист до ареста в 1938 году работал заместителем главного конструктора автозавода имени И. В. Сталина - ЗИСа. По внешности, манере говорить и держаться это был типичный интеллигент старого поколения. Но тем не менее в автомобилях разбирался до тонкостей и прекрасно управлял ими. Из Берлина до Нордхаузена он вел машину. А в Нордхаузене Глушко потребовал управление передать ему. И вот результат.

Мы с Пилюгиным не знали, то ли хохотать, то ли сочувствовать. Но у виновника происшествия - Глушко на лице не отразилось никакого негодования или удивления. Он тоже спокойно опустился в кресло, извлек чистейший платок и отер лоб. Я позвонил в нашу «репаратуру» и, объяснив в чем дело, попросил быстро заменить у «олимпии» ручной тормоз. Так прошло первое свидание с Глушко в институте RABE в Германии.

Этот инцидент очень характерен и для Глушко, который иногда проявлял непонятное упрямство, если ставил себе какую-то цель, и не терпел подсказок, и для Листа, который работал в казанской «шарашке» под началом Глушко и теперь мечтал от него вырваться, но Глушко оставался его начальником и не отпускал".

Б.Е. Черток. Ракеты и люди. От самолетов до ракет. М., "РТСофт", 2006. сс. 313-314.
http://www.hrono.ru/biograf/bio_g/glushko_vp.php

https://ru.wikipedia.org/wiki/Глушко,_Валентин_Петрович
https://ru.wikipedia.org/wiki/Черток,_Борис_Евсеевич

Григорий Николаевич Лист
Родился 23 августа 1901 года в Москве в семье потомственных предпринимателей. Отец - Николай Густавович - сын приехавшего в Россию немецкого промышленника и организатора предприятий Густава Ивановича Листа (1835 - 1913).
Бабушка по материнской линии Ольга Ивановна Морозова (ум. в 1920 году) была племянницей предпринимателя и мецената Саввы Тимофеевича Морозова (1865 - 1905).

Образование получил в Московском Государственном Университете (1918) и Московском Высшем техническом училище (1921). В 1950 году окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ имени Н.Э. Баумана.

Григорий Николаевич Лист до ареста по ложному обвинению в 1938 году работал заместителем Главного конструктора
автозавода имени И.В. Сталина - "ЗИС". Был приговорён к 10-ти годам лишения свободы.

Срок он отбывал, работая в ОКБ 4-го Спецотдела НКВД СССР при Казанском авиамоторном заводе №27, где и познакомился с С.П. Королёвым, а так же В.П. Глушко, ставшим в будущем его непосредственным Начальником.

Группа Глушко находилась как бы при авиамоторном заводе, но директору завода фактически не подчинялась.

Именно здесь, в Казани и образовался "костяк" будущего Конструкторского бюро двигателестроения, куда и вошёл Григорий Николаевич. Здесь Лист в корне поменяет свою жизнь. мОдин видных создателей отечественных автомобилей станет потом одним из видных создателей ракетной и космической техники.

В "шарашке" Григорий Николаевич возглавил разработку специального редуктора для двигателя ПЛ.

В 1942 году Лист работая с В.П. Глушко, принимал участие в создании вспомогательных авиационных жидкостно-реактивных двигателей РД-1, РД-1ХЗ, РД-2 и РД-3 с насосной подачей азотной кислоты и керосина, с регулируемой тягой и максимальной тягой у земли от 300 до 900 кг. В 1943 году руководил группой конструкторов.
В 1943-1946 годах двигатели прошли наземные и летные испытания на самолетах Пе-2Р, Ла-7Р и 120Р, Як-3, Су-6 и Су-7. Двигатели РД-1ХЗ и РД-2 прошли государственные испытания, отчёты по ним утверждены И.В. Сталиным.

В конце июля 1944 года по предложению Наркома внутренних дел СССР Л.П. Берия и с согласия И.В. Сталина Президиум Верховного Совета СССР принимает решение о досрочном освобождении 35-ти заключенных "шарашки" и среди них - руководящего состава КБ-2. Г.Н. Лист был досрочно освобождён со снятием судимости.

В конце апреля 1945 года в Казанском авиационном институте при активном участии Ректора КАИ, профессора Г.В. Каменкова была организована кафедра ракетных двигателей.
В старший преподавательский состав вошли: В.П. Глушко (заведующий кафедрой), Г.С. Жирицкий (профессор) и старшие преподаватели - С.П. Королёв, Г.Н. Лист, Д.Д. Севрук и Д.Я. Брагин.

9 августа 1945 года Лист в составе группы военных специалистов, учёных и конструкторов был направлен в Германию для изучения двигателя ФАУ-2.

С 1946 года, после возвращения в СССР работал в конструкторском бюро завода № 456 (ныне - НПО "Энергомаш имени Академика В.П. Глушко", г. Химки, Московской области).

С 1947-го по 1959 год Григорий Николаевич Лист являлся Начальником конструкторской бригады.

В 1948 году по его инициативе была разработана фундаментальная отечественная конструкция камеры ЖРД.
Под его руководством разработаны огневые агрегаты двигателей РД-100, РД-101, РД-103, РД-107, РД-214.

В 1959 году Г.Н. Лист стал Доктором технических наук.

С 1959 года - руководил проектным отделом ОКБ-456, где им были разработаны исходные варианты конструкции электрических ракетных двигателей.

С 1961 года - в ОКБ в системе Академии наук СССР, затем - работал в Институте технической эстетики.

Стоит отметить, что Григорий Николаевич занимался так же историей вело- и автостроения. Он - автор и соавтор нескольких трудов по этой теме.

Награды: В 1957 году, за участие в разработке и осуществлении полёта Первого искусственного спутника Земли Григорий Николаевич Лист был удостоен Ленинской премии.

Награжден орденами Ленина (1956), Трудового Красного Знамени (дважды - в 1956-м и 1959 годах), "Знак Почета" (1945) и медалью "За доблестный трудв Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" (1945).

Выдающийся конструктор и инженер, один из пионеров Отечественного ракетостроения Григорий Николаевич Лист скончался 7 декабря 1993 года.
http://sm.evg-rumjantsev.ru/desingers/list.html

"Холодная голова, горячее сердце, чистые руки" и "патриотический актив" против Королева и Глушко http://is2006.livejournal.com/1862770.html
Арест Королева с Глушко и расстрел Лангемарка с Клейменовым http://is2006.livejournal.com/728769.html
Глушко, топливо для ЖРД и заделы разработок пылящихся в архивах http://is2006.livejournal.com/722174.html

По воспоминаниям Бориса Чертока в 1960 году начались проблемы во взаимоотношениях Глушко и Королёва[3], которые окончательно завели в тупик взаимодействие команды после запуска человека в космос в 1961 году.

Кто виноват в крахе советской лунной программы? http://is2006.livejournal.com/1291944.html

А именно Валентин Глушко "отказал" Королеву разработать мощные ракетные двигатели для Н-1 и на её первой ступени было установлено 30 двигателей КБ Кузнецова. Что во многом и предопределило неудачу ракеты Н-1 и соответственно планируемой экспедиции на Луну.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Советская_лунная_программа

Проблематичное начало и драматический конец разработки ракеты-носителя Н-1 (альтернативный взгляд) http://is2006.livejournal.com/928393.html
Как убрать соперника или конкуренция в ракетной отрасли СССР http://is2006.livejournal.com/675349.html

Управление, Немецкий след, Ракеты, Сталин, ЖРД, Антикоммунизм

Previous post Next post
Up