Хотя к июлю 1942 г. количество советских самолетов на фронтах войны возросло по сравнению с январем в 1,3 раза, новых машин среди них было пока что меньше половины (47%). Особенно не хватало новых бомбардировщиков, удельный вес которых в авиапарке ВВС не превышал 10%
Причиной этому в значительной мере явились последствия довоенных репрессий в отношении ведущих авиаконструкторов. И хотя решением Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 г. А.Н. Туполев, А.В. Надашкевич, И.Г. Неман, В.А. Чижевский и другие видные специалисты были освобождены из заключения, а 23 сентября даже амнистированы решением Политбюро, но психологически они еще долго ощущали на себе клеймо «враг народа».
Возможно, остававшимся недоверием к ним Сталина и было вызвано появление 10 октября 1942 г. постановления ГКО, по которому на заводе № 166 (Омск) были свернуты работы по новому фронтовому бомбардировщику Ту-2 и взамен там началось производство Як-9. И хотя к тому времени опытные Ту-2 с отличной оценкой прошли войсковые испытания на Калининском фронте, старания Шахурина защитить машину не увенчались успехом: тут Сталин поддержал Яковлева. Впрочем, благодаря заступничеству наркома на заводе удалось сохранить оснастку, приспособления и техническую документацию по Ту-2, а из имевшегося задела собрать 10 бомбардировщиков.
Спустя несколько месяцев ошибочность этого решения ГКО стала столь очевидной, что его пришлось отменить. Тем не менее Сталин, обвинив во всем Шахурина, остался как всегда непогрешимым.
«Вы неправильно поступили, - упрекнул он обескураженного наркома, добавив невозмутимо: - Вы должны были жаловаться на меня в ЦК».
Источник и подробности:
http://www.airaces.ru/stati/sovetskoe-aviastroenie-v-gody-velikojj-otechestvennojj-vojjny-1941-1945-gg.html Сталин и Яковлев были отьявленными врагами народа и авиации...
Как Сталин и Яковлев 26 марта 1941 года признали свою вину в провале развития авиации в СССР
http://is2006.livejournal.com/700756.htmlКак Сталин вместе с Яковлевым лучший истребитель загубил
http://is2006.livejournal.com/797028.htmlКак Сталин принимал неправильные решения по развитию авиации
http://is2006.livejournal.com/796912.htmlКак Сталин авиамоторной отрасли вредил
http://is2006.livejournal.com/796611.htmlКак Сталин авиационному моторостроению вредил
http://is2006.livejournal.com/537905.htmlКак Сталин ВИАМу вредил и советской авиации, а также атомной промышленности
http://is2006.livejournal.com/555645.htmlИ снова о том как Сталин военной авиации вредил
http://is2006.livejournal.com/538156.htmlКак Сталин авиапромом руководил или "Кадры решают все"
http://is2006.livejournal.com/1853433.html