"Юный техник" за 1967 год
И еще источник:
Никто не строил в условиях Крайнего Севера деревянный водовод, а в Норильске он прослужил 20 лет. Два института не смогли быстро заменить сломавшиеся детали чешской паровой турбины ТЭЦ: два ряда лопаток, как ножом, срезало.
А «простой советский заключенный» в кратчайшие сроки справился с задачей. Не имея чертежей, инженеры правильно рассчитали приспособление к станку, а потом рабочий М.В. Ковалевич вручную изготовил 52 лопатки сложнейшей формы для турбины.
http://interesno.eu/o-vremeni-o-norilske-o-sebe/ КОВАЛЕВИЧ Михаил Васильевич. Род. в 1910 в Пруженской вол. Гродненской губ. Русский, грамотный. Заключенный Норильлага НКВД. Высококвалифицированный слесарь-лекальщик. Арестован 23.11.1941. Обвинение по ст. 58-2, 58-11 УК РСФСР. Осужден 31.01.1942 на 10 лет ИТЛ. Реабилитирован 24.11.1956 Красноярским крайсудом (П-7926).
http://www.memorial.krsk.ru/Articles/KP/4/k16.htm Кстати чешская паровая турбина возможно работает до сих пор, сначала строила коммунизм, а сейчас строит капитализм. Чехию в 1945-1947 грабили наравне с Германией, хотя она сама была потерпевшая и была захвачена Гитлером. Жалко имен инженеров-зеков "рассчитавших" приспособление к станку не сохранилось, останутся они возможно безвестными изобретателями. Кстати это готовая фактически бригада для копирования немецких ТРД или к примеру повысить параметры Jumo-004 для конкуренции с ТРД Rolls-Royce Nene, те кто справился с паровыми турбинами, те справились бы и с газовыми.
Кстати продолжение про "Снегодуй" можно прочитать
http://severok1979.livejournal.com/104323.html Изобретатель? Изобрети что-нибудь и мы тебя отпустим...
http://is2006.livejournal.com/1867212.htmlКак "резали" СВП на воздушной подушке в мае 1941 года, а в 1947 году их "зарежут" окончательно
http://is2006.livejournal.com/1866781.htmlРазговор раба и рабовладельца
http://is2006.livejournal.com/1863033.html"Холодная голова, горячее сердце, чистые руки" и "патриотический актив"
http://is2006.livejournal.com/1862770.htmlСложности 1947 года при попытках догнать параметры ТРД Rolls-Royce Nene
http://is2006.livejournal.com/1860679.htmlТРД АМТКРД-01, Стечкин, помпаж
http://is2006.livejournal.com/671607.htmlНаш ТРД АМТКРД-01, немецкий самолет EF-131 или Микулин, Стечкин и Бааде обходились без переводчика
http://is2006.livejournal.com/672166.htmlКак Сталин использовал немецких самолетостроителей с немыслимо низким КПД
http://is2006.livejournal.com/1857197.htmlЛётчик-испытатель Герхард Гюттель отвечает на вопросы - часть 3
http://is2006.livejournal.com/1807060.htmlКак немцы участвовали в создании самого мощного в мире турбовинтового двигателя для Ту-95
http://is2006.livejournal.com/638656.htmlhttp://blokriko.ru/okb-mikulina/14-turboreaktivnyj-dvigatel-amtkrd-01.htmlhttps://en.wikipedia.org/wiki/Rolls-Royce_Nenehttps://ru.wikipedia.org/wiki/ВК-1https://ru.wikipedia.org/wiki/Junkers_Jumo_004Судьба немецких турбореактивных двигателей после Второй мировой войны
http://is2006.livejournal.com/725958.htmlОни создавали советскую военную мощь
http://is2006.livejournal.com/1730812.htmlКак в СССР немецкие реактивные самолеты дорабатывали
http://is2006.livejournal.com/509607.html