Как Юнкерс пострадал сначала от Сталина, а потом и от Гитлера

Jan 12, 2016 18:46

Советы не сразу решили, как поступить с еще одним наследием царского режима - Вторым автомобильным заводом "Руссо-Балт". Предприятие частично возвели в 1916 году на базе эвакуированного из Риги Русско-Балтийского вагонного завода. Цеха завода, раскинувшиеся в деревне Фили там, где речка Филька впадает в Москву, заняли традиционно огороднические угодья и большую красильно-набивную фабрику купца Сергея Кузьмичева. Едва в 1922-м новая власть смогла выпустить здесь первые пять советских автомобилей "Руссо-Балт", как последовало новое распоряжение - передать завод в концессию фирме Junkers. Передавать, однако, было почти нечего, ибо предприятие, как и все остальное в Советской России, переживало хаос и разруху. Завод предстояло, по сути, строить заново.

Исходные условия, поставленные советским правительством Юнкерсу, предусматривали, что его компания возводит полноценные цеховые помещения, привозит и монтирует необходимое оборудование, нанимает немецких и российских работников. И каждый год производит 300 самолетов, 60 из которых приобретает РСФСР. Остальными концессионер волен распоряжаться по своему усмотрению, например, тайно продавать рейхсверу. Тем самым оправдывались миллионы марок, выделенные германскими властями на затею в Филях. К слову, расплывчатые "миллионы" появились в этом тексте потому, что, по разным источникам, размер дотации германских властей варьировался от 8 миллионов золотых марок до 100 миллионов. А вот вклад советской стороны известен точно: 3 063 000 золотых рублей в 1924-1925 и 6 508 014 в 1925-1926 годах. Куда нагляднее относительные цифры: на оплату продукции завода тратилось до трети средств, выделяемых на развитие авиации Советской России. И если во всей авиапромышленности страны в 1925 году трудилось 5114 человек, то на одном только заводе Junkers - 1000.
...
...
...
Свою ложку дегтя добавила и Рабоче-крестьянская инспекция, насчет которой Ленин написал свою известную статью "Как нам реорганизовать Рабкрин". В 1925-м она нагрянула на завод и признала его продукцию "металлическим хламом, негодным для боевого использования". А ОГПУ по личному указанию Сталина нашло не только внешнего врага, мечтающего о восстановлении монархии в России, но и внутреннего, правда скорее уголовного характера. По версии советских спецслуж, врагом оказался начальник концессионного отдела управления ВВС по фамилии Линно. Последний вместе с чиновниками авиапрома и чинами из военной авиации занимался тем, что сегодня называется откатами. То есть за вознаграждение покупались нередко негодные самолеты и оборудование по ценам в десять раз дороже, чем в реальности стоило приобретаемое.

Утверждают, что Линно полностью признал вину и рассказал о деталях преступных сделок. Его и подельников, понятно, расстреляли, а с Юнкерсом, выпустившим в России всего 150-170 самолетов, решено было расстаться любым путем. Поскольку заводскую документацию, как радостно органы доложили Ворошилову, благополучно скопировали, а сам завод после расторжения договора, точнее изгнания Юнкерса из России, наметили оставить в собственности государства. СССР отныне взял курс на копирование, часто незаконное, иностранных образцов техники. Широко приглашались зарубежные специалисты на конкретную работу. Сделали ставку на поддержку отечественных конструкторов, того же Андрея Туполева, кстати, много перенявшего из опыта цельнометаллического авиастроения Хуго Юнкерса. Так начиналась социалистическая индустриализация в авиации.
...
...
...
Советская эпопея дорого обошлась Хуго Юнкерсу. И не только потому, что он едва избежал банкротства. В изменившейся ситуации в Германии ему нет-нет да напоминали о сотрудничестве с большевиками. Мало того, что он неохотно занимался военными самолетами, так еще и состоял членом либеральной немецкой демократической партии. Вместе, к слову, с писателем Томасом Манном, физиком Альбертом Эйнштейном и социологом Максом Вебером. А в 1929 году и вовсе пошел против общей тенденции в стране, уже активно искавшей внутренних врагов в лице евреев.

В начале 1933 года, едва заняв пост рейхсканцлера, Гитлер издал закон "О защите государства и народа". Согласно этому акту предприятия, чьи владельцы не поддерживали нацистов, переходили в собственность рейха. Сначала Юнкерсу "по-хорошему" предложили передать государству права на 106 принципиально важных авиационных патентов, а затем и на самолетостроительные предприятия. Взяли под так называемый охранный арест ближайших сотрудников. Отказались оплачивать заказы, выданные еще при Веймарской республике. К лету 1933 года все было кончено, а зимой Юнкерса окончательно выслали из Дессау. Он обосновался в Баварии, где и скончался в феврале 1935 года, в день своего 76-летия.

В промежутке между уходом из России и полным отходом от дел Хуго Юнкерс работал над новыми самолетами, организовывал межконтинентальные перелеты своих машин через Атлантику, развивал гражданские авиаперевозки едва ли не по всему свету. Находил принципиальные решения в самолетостроении, использованные впоследствии, вероятно, всеми авиаконструкторами мира. И не ведал, что воспитанные им специалисты не только создадут боевые машины - участницы будущей войны, но и вернутся в Россию после разгрома Германии. Не по доброй воле, вынужденно, но именно они в конце 40-х годов заложат основу советского реактивного самолетостроения.

Подробнее http://news.day.az/unusual/378438.html

Хуго Юнкерс - инженер, Икар и Прометей http://is2006.livejournal.com/1641196.html
Патент Хуго Юнкерса зарегистрированный в СССР в 1926 году http://is2006.livejournal.com/1529557.html
НЭП, авиация и воровство изобретений http://is2006.livejournal.com/1680581.html
Еще один двигатель по типу Jumo 205 http://is2006.livejournal.com/1497543.html
Junkers Jumo 205 https://ru.wikipedia.org/wiki/Junkers_Jumo_205
http://ru.wikipedia.org/wiki/Двигатель_со_встречным_движением_поршней
Немецкие "предки" советских танковых дизелей - В 1945 г. на территории Германии, было выявлено и обследовано около 600 немецких предприятий http://is2006.livejournal.com/342916.html
«Именины» гигантского самолета Junkers G 38 http://is2006.livejournal.com/566863.html
Юнкерс у победителя http://is2006.livejournal.com/1770661.html
Ракетный высотный разведчик DFS 346 http://is2006.livejournal.com/784979.html
Лётчик-испытатель Герхард Гюттель отвечает на вопросы - часть 3 http://is2006.livejournal.com/1807060.html
Наш ТРД АМТКРД-01, немецкий самолет EF-131 или Микулин, Стечкин и Бааде обходились без переводчика http://is2006.livejournal.com/672166.html
Прототип советского реактивного моторостроения (2) http://is2006.livejournal.com/1712520.html
Военные трофеи ВОВ http://is2006.livejournal.com/310940.html
Они создавали советскую военную мощь http://is2006.livejournal.com/1730812.html
Немецкий след http://is2006.livejournal.com/1721255.html

Технологии, Самолеты, Антифашизм, Немецкий след, Антикоммунизм

Previous post Next post
Up