Пойдем поиграем во что-то другое...

Oct 07, 2012 02:57

Пойдем поиграем во что-то другое... Мне эта фраза, когда я ее слышу, режет слух.
В системе Монтессори существует правило: ребенок занимается материалом ровно столько, сколько хочет, не больше и не меньше. Захотел переключиться на что-то другое - поставь на место, возьми другое. А пока интересно - занимайся, сколько влезет. Даже если это по сотому кругу однообразное действие.


В "Смайлике", выстроенном по принципам Монтессори, я наблюдала, как сложно взрослому принять это правило. Как же ему (ребенку) не надоест это повторять еще и еще раз? Надо же посмотреть, что еще вокруг есть, ведь он пропустит что-то крайне интересное, а до конца занятия так мало! Это же скучно, то, что он делает, неужели ему неинтересно посмотреть что-то новенькое? Но правило есть правило, и родители худо-бедно пытались ему следовать.
Сейчас мы ходим на развивающие занятия при детском садике - и я наблюдаю все то же. Некоторым (не всем) родителям почему-то постоянно хочется переключить ребенка на что-то еще.
А чего не хватает-то? Что мешает просто наблюдать, как ребенок увлеченно что-то делает? Что заставляет торопить, отвлекать, уводить?


Есть у меня гипотеза. Основных причин - две: неуважение интересов ребенка и неумение замедлить время.
С неуважением все просто: взрослый ставит свои интересы выше интересов ребенка, замещает своими желаниями желания, порывы ребенка. Разве он, кроха, понимает, что на самом деле интересно! Как в анекдоте "Витя, домой!" - "Я замерз?" - "Нет, ты хочешь кушать!" Это взрослому становится скучно, а что интересно ребенку - неважно. Или, может быть, даже важно - но непонятно. Что может быть увлекательного в складывании шариков в коробочку или открывании дверцы? В лепке бесконечных улиток? А ребенок, выполняя с увлечением какое-то действие, решает задачи развития.


Быстро ли, медленно ли - достоверно одно: пока он этим своим действием не насытится, не отработает его столько раз, сколько нужно именно ему - он его не усвоит. Не удовлетворит познавательный интерес. Недополучит что-то важное...
С замедлением времени не так все просто. В книге Будиль Йеннсон "10 размышлений о времени" есть глава, посвященная бесконечному ускорению времени, гонке ради "успеть как можно больше". Ухватить-не пропустить-застать... Она же пишет о том, как тяжело из этого беличьего колеса выбраться. Но детство - это такая волшебная пора, когда еще можно позволить себе роскошь не торопиться. Когда внимательное, вдумчивое занятие чем-то одним на порядок полезнее, чем метод "попробуй сразу все прямо сейчас". Мудрая природа ограничила наши возможности удерживать внимание и объем кратковременной памяти не зря, она бережет наш мозг от перегрузки впечатлениями. Взрослый, которому многое уже знакомо из прошлого опыта, конечно, перерабатывает новую информацию намного быстрее, раскладывая ее по полочкам, вписывая в схемы знакомого, которые у него уже заготовлены заранее. Но у ребенка-то этих схем нет! Он только приобретает опыт, создает эти схемы - конечно же, он перерабатывает информацию медленнее.


И за простыми, однообразными действиями стоит сложная мыслительная работа.
Так что же помогает следовать правилу "пусть занимается, сколько хочет"? Дает необходимое замедление - поразмышлять, какое новое знание, навык ребенок усваивает благодаря этому действию. Отрезвляет мысль "ребенок все усваивает медленнее, чем я, ему нужно на это больше времени". Направляет, помогает признать важность интересов ребенка, сверхцель - помочь ребенку стать самостоятельным, активным, стремящимся к познанию, открытым новому знанию.

И, наконец, это просто приятно - любоваться ребенком, который что-то делает с увлечением...


На фотографиях - мои дети играют летом в Луганске.

развитие, размышления, игры, психология, фотографии, воспитание

Previous post Next post
Up