Начиная с античных времен, вся эволюция военных кораблей подчинялась одной простой тенденции - они становились все крупнее. Это логично - чем больше корабль, тем лучшие возможности он предоставляет по размещению вооружения, брони, обеспечению автономности. Долгое время конструкторы были ограничены объективными факторами - сначала слабостью деревянных корпусов, потом - недостаточной мощностью двигателей. Но к 40-м годам прошлого столетия эти проблемы ушли в прошлое. На воду были спущены огромные линкоры, которые несли на себе полуметровый слой брони и чудовищные орудия, способные прицельно забрасывать тысячакилограммовые снаряды на дистанцию в 20-30 километров. Апофеозом стал японский «Ямато» длиной 260 метров и оснащенный 460-мм орудиями. Водоизмещение превышало 70 тысяч тонн. Венец развития и его тупик, как выяснилось через несколько лет.
Далее - под катом
«Ямато» и однотипный с ним «Мусаси», два сверхмогучих гиганта, за всю войну ни разу не смогли встретиться с надводными кораблями противника. В итоге они погибли от массовых авиационных атак, так и не сделав ничего серьезного. Гримаса истории - совокупная эффективность двух японских суперлинкоров оказалась ниже, чем у одного советского эсминца «Гремящий» проекта 7.
При проектировании «семерок» была проведена огромная работа по изучению и осмыслению международного опыта строительства кораблей подобного типа. Например, сразу стало ясно, что советскому эсминцу не нужен большой радиус действия, так как воевать ему придется, в основном, у своих берегов. Второй важный момент - корабль должен быть универсальным, а это значит, на него нужно ставить мощную артиллерию. Тогда он не только сможет угрожать торпедной атакой крупным кораблям противника, но и эффективно бороться с эсминцами врага, поддерживать десантные операции, обстреливать береговые объекты и отражать воздушные налеты. Время показало, что советские конструкторы не ошиблись в своих расчетах - «семерки» оказались очень удачными кораблями, став основной «рабочей лошадкой» ВМФ РККА. Всего по проекту 7 и 7У было построено 46 эсминцев (головной - «Гневный»). Самым известным из них стал «Гремящий», воевавший на севере и удостоенный гвардейского звания.
Моряки слывут людьми суеверными. В море многое зависит от счастливого случая. Часто корабли становятся знаменитыми благодаря удачному стечению обстоятельств - оказался в нужное время в нужном месте, использовал свой шанс - и вот написана очередная героическая страница истории. К «Гремящему» это не относится - свою славу эсминец снискал трудной и опасной работой год за годом, день за днем. Раз за разом он уходил в холодный океан: «Прощайте, скалистые горы, на подвиг Отчизна зовет! Мы вышли в открытое море, в суровый и дальний поход», и неизменно возвращался обратно - чтобы вскоре получить новое поручение. Так всю войну.
Вдумайтесь в эти цифры! За 1418 суток боевой службы «Гремящий» выполнил 90 боевых заданий, прошел 59850 морских миль, эскортировал 63 конвоя, выпустил, преимущественно по наземным целям, 2497 130-мм снарядов главного калибра, отбил 112 воздушных налетов, сбив 14 и повредив 20 самолетов, сорвал несколько атак подводных лодок, одну из которых потопил. Да, были корабли, которым везло больше, и они добивались громкого успеха. Но вряд ли хоть один наработал во Второй Мировой больше, чем наш «Гремящий».
Начинал войну эсминец под командованием капитан-лейтенанта Антона Гурина, который впоследствии станет контр-адмиралом и Героем Советского Союза. Уже 23 июня «Гремящий» впервые вступает в бой - отгоняет немецкие бомбардировщики от наших кораблей. Сколько их еще будет?
В августе, вместе с однотипным «Громким» эскортируя поврежденную плавбазу «Мария Ульянова», «Гремящий» попадает под массированные налеты фашистских бомбардировщиков. Атаки идут одна за другой в течение 4 часов. Эсминцы искусно маневрируют, уклоняясь от бомб, отвечают зенитным огнем. От близких разрывов корпус «Гремящего» получает множественные вмятины, но - спасибо конструкторам - пробоин нет! За весь день немцам так и не удалось добиться точного попадания, а сам «Гремящий» уничтожил один из бомбардировщиков.
Самый жестокий налет пришлось пережить в 18 сентября 1942 года, в районе мыса Канин Нос при эскортировании конвоя PQ-18. Конвой особый - всего пару месяцев прошло с разгрома печально знаменитого PQ-17, важно было продемонстрировать, что арктический маршрут хоть и трудный, но вполне рабочий. К сожалению, английский флот снова оказался не на высоте и PQ-18 в зоне ответственности союзников потерял 12 транспортов из 40.
Наблюдатели "Гремящего" напряженно обшаривают глазами осеннее небо. Ждут атаки. Она будет обязательно, не может не быть! Утром с крайних кораблей видели немецкий разведчик. Конвой попробуют разгромить. Хотя задуманную врагом скоординированную атаку уже удалось предотвратить - накануне «Гремящий» и «Сокрушительный» обнаружили гидролокаторами шумы подводных лодок и около получаса гоняли их, сбрасывая глубинные бомбы. И хоть потопить не получилось, конвой подлодки догнать уже не смогут.
Утро выдалось хмурое - от ночного шторма на память остались седые рваные облака, быстро бегущие по небосклону и изрядное волнение на море. В 10-35 утра с «Гремящего» замечают подбирающиеся на малой высоте немецкие торпедоносцы, пытающиеся прикрыться утренней дымкой. На корабле играют боевую тревогу, и эсминец круто разворачивается бортом к врагам, словно подставляя его под удар. Но Гурин знает что делает - хочет задействовать не только кормовые, но и носовые башни главного калибра. 130-мм орудия заряжены специальными гранатами, с минимальной дальностью полета, без осколочной части, но с большим фугасным зарядом. Падая вводу по курсу самолетов, они поднимают огромные столбы воды, которые дезориентируют вражеских пилотов и служат естественной преградой для низколетящего самолета. Один за другим они бросают торпеды куда попало, и выходят из боя. Несколько натыкаются на водяные столбы и падают вводу. Строго говоря, подобный метод борьбы против торпедоносцев пробовался и ранее, в частности, на немецком линкоре «Бисмарк». Но довести его до ума, сделать эффективным оружием впервые смогли именно на советском Северном флоте, в битве около мыса Канин нос.
В налете участвовало больше 60 самолетов и 15 из них не вернулись. Три записал на свой счет «Гремящий». Единственным достижением гитлеровских пилотов стала торпеда, попавшая в американский транспорт «Кентукки». Его наверняка еще можно спасти, но запаниковавший экипаж бросил судно. Это была единственная потеря конвоя в операционной зоне Северного Флота. 19 сентября PQ-18 прибыл на Северодвинский рейд.
А через 3 дня «Гремящий» снова ушел в море. Впереди еще вся война!