итак, мы красиво переходим из пункта 12 в пункт 13, от Нового Голливуда к Не-Голливуду, оставаясь в кинематографической Америке. Все, что вы хотели узнать про "Санденс" (но стеснялись спросить) можно почитать у организатора и вдохновителя наших кинорулеток altereos. Если совсем коротко - первый "Санденс" состоялся в 1985 году, организатором кинофестиваля является Sundance Institute, основанный актером и режиссером Робертом Редфордом в 1981 году. Цель "Института Санденс" - развитие и поддержка независимого кино во всех его проявлениях. Из списка для случайного выбора (фильмы, победившие в главной номинации "Гран При - Драма") Ириске (видевшей очень интересный "Детонатор" и совсем недавно посмотревшей "Как сумасшедший" с милой Фелисити Джонс и молодым и еще живым Антоном Эльчиным, ну и "Одержимость" Дэмьена Шазелла, как же без нее) на этот раз достался
Можешь рассчитывать на меня (You Can Count on Me) - драматический фильм 2000 года режиссёра Кеннета Лонергана. Гран-при в категории "Драматический фильм" Приз за работу сценариста (Кеннет Лонерган)
Кроме этого фильм имел две номинации на Оскар - 2001: Лучшая женская роль (Лора Линни), Лучший сценарий (тот же самый Кеннет Лонерган), и несколько призов и номинаций на других международных кинофестивалях, в частности на МКФ в Стокгольме в 2000 году номинацию "Бронзовая лошадь". В ролях: Лора Линни, Марк Руффало, Мэттью Бродерик, Рори Калкин, Джон Тенни, Дж. Смит-Камерон, Гэби Хоффманн, Эми Райан, Майкл Кантримэн, Адам ЛеФевр. Сам режиссер сыграл пастора Рона, к которому обращается за советом героиня Лоры Линни. С матерью-одиночкой Сэмми случилось сразу очень много событий. Ее восьмилетний сын Руди начал представлять себе своего отца, которого он не видел, в образе героя. Сама Сэмми возобновляет отношения с одним из предыдущих бойфрендов. На работе у Сэмми новый босс, который вводит свои необычные правила. Ее брат Терри приезжает погостить после того, как несколько месяцев от него совсем не было вестей. Ее бойфренд делает ей предложение, а ее брат предлагает Руди повидаться с его отцом...
Скушное кино про скушных людей, немного напоминающее старое доброе советское кино. Ириске, любительнице чтоб кровь-кишки-рас...(ну вы меня понимаете) детективов-триллеров-нуаров, было скушно. все время ждешь, что что-то случится (даже в старом добром советском кино что-то все же время от времени происходило), но ничего не происходит, просто течение жизни какая она есть. Удивительным показался мир американской глубинки (после детективов-триллеров-нуаров у Ириски было несколько другое представление об американской глубинке) - теплый ласковый мир, где все друг друга знают, где нашим героям, брату с сестрой, потерявшим в детстве родителей, не дали пропасть, все выросли, кто как мог выучился, кто хочет - работает, а если не хочет - то так и живет. Идиллический мир, где люди как люди и даже квартирный вопрос их не испортил - наши бедные сиротки живут в большом красивом доме, где нескладеха и зануда Сэмми, по-молодости влюбившаяся в первого парня на деревне городка, благополучно растит ребенка, совмещая с работой клерком в офисе (чуть было не наметившийся производственный конфликт - босс-самодур не разрешает выбегать на 15минут (даже за счет обеденного перерыва - вот они, зверские законы мира наживы и чистогана!), чтобы встретить ребенка из школы, но героине удается решить проблему легко. а непутевый брат, раздолбай и непоседа, навещает ее в странствиях от одной не-работы к другой. и даже церковь у них (в лице пастора (в исполнении режиссера Кеннета Лонергана)... с человеческим лицом. пастор хотя бы пытается помочь героине в поисках ответа на вопросы жизни, вселенной и всего такого, ничего у него, конечно, не получается (да и кто знает эти ответы (Ириска знает, это [Spoiler (click to open)]42!), но все же. А еще нетолерантную Ириску приятно удивило отсутствие в фильме бандитов, афроамериканцев и лиц нетрадиционной ориентации в главных ролях. Лора Линни милая, забавная, ее героиня особенного сочувствия не вызывает, но это, наверно, и не входило в планы постановщика, Марк Руффало - из серии "очаровательный балбес и раздолбай с добрым сердцем" - на любителя (отношения их персонажей, особенно когда каждый пытается по мере своего разумения учить другого жизни, самое интересное, что есть в этом кино), Рори Калкин - унылый ребенок, которого хочется то приласкать, чтоб не смотрел так жалобно, то придушить, чтоб не мучился. Для любителей семейных драм и кино "про жизнь" фильм несомненно хороший, душевный. снятый за копейки, смонтированный на коленке, лишенный зрелищных спецэффектов, но с прекрасным фолк-кантри саундтреком - мне очень жаль, что у нас разучились так снимать кино. Раньше же могли, были же "Полеты во сне и наяву" или "Фантазии Фарятьева", например, с гениальной Мариной Нееловой и на самого себя не похожим Андреем Мироновым - у нас не только была прекрасная эпоха (с), но и великий кинематограф, спущенный за последние годы (к величайшему Ирисковому сожалению) в унитаз - да, Ириска, зарекшаяся было смотреть отечественное кино, снятое после конца 80-х, время от времени ест этот кактус. а "Можешь рассчитывать на меня"... такая печальная ирония, в конце фильма герои расстаются, не получив друг от друга ни помощи, ни поддержки, но за них особенно не переживаешь, ибо в конце концов все будет хорошо, а если пока не хорошо - то это еще не конец - как говорили в еще одном хорошем фильме.