Кино мая 2024 или Самый ожидаемый фильм 2024 года

Jul 16, 2024 19:10

Кино мая 2024
начало Кино-май 2024 с нуарами Отто Премингера,
продолжение Кино мая 2024 или Кино всякое разное,
продолжение Кино мая 2024 или снова кино всякое разное по наводкам друзей

Ириска уже ничего особенного от современного кинематографа не ждет,
но в мини-челлендже 31 день марта [картинко]
был День 25 (Самый ожидаемый фильм 2024 года), а первая часть Дюны кончилась на самом интересном месте, и вот...



С романом Фрэнка Герберта у меня получилось сложно. Первый раз прочитала его в начале 90-х, в те славные времена, когда на любителей фантастики хлынуло все то, что так долго от нас скрывали (потом оказалось, что самое лучшее мы уже читали, причем в прекрасных переводах, которые может быть даже лучше оригиналов), до нас дошли Дэн Симмонс, Уильям Гибсон, Орсон Скотт Кард, Урсула Ле Гуин..., а потом в мою жизнь вошла Лоис МакМастер Буджолд... и все остальное стало не так важно. Может быть поэтому и не смогла "Дюну" полюбить. Потом, когда узнала, что "Дюну" ставят чуть ли не вровень с Форкосигановским циклом, прочитала еще раз, еще внимательнее (да, мне обидно, когда не могу получить удовольствие от любимых многими книг, ощущение, что мимо меня проходит неоцененным что-то хорошее и жизнь становится беднее). И снова - не то, что не понравилось, все достаточно занятно, но очень длинно и немного скушно, не увлекло ум и не взволновало воображение.

Первую часть «Дюна: Часть первая» ожидала со сдержанным интересом
Долго думала, стоит ли смотреть фильм по не очень любимой книге, поставленный не очень любимым режиссером (уже испортившим несколько хор-р-роших вещей), к тому же только первую часть, а когда еще выйдет (и выйдет-ли?) вторая (при том, что Фрэнк Герберт не ограничился одной книгой и написал еще шесть продолжений).
Но любопытство раньше Ириски родилось...
«Час настал»



Дюна / Dune (2021)
Атрейдесы прибывают на планету, где им никто не рад. Тимоти Шаламе в фантастическом эпосе Дени Вильнёва
- американский фантастический фильм режиссера Дени Вильнева по сценарию самого Вильнева, Джона Спэйтса и Эрика Рота, 2021 год. Первая лента из двух в рамках запланированной адаптации одноименного романа Фрэнка Герберта, часть большой медиафраншизы.

Наследник знаменитого дома Атрейдесов Пол отправляется вместе с семьей на одну из самых опасных планет во Вселенной - Арракис. Здесь нет ничего, кроме песка, палящего солнца, гигантских чудовищ и основной причины межгалактических конфликтов - невероятно ценного ресурса, который называется меланж. В результате захвата власти Пол вынужден бежать и скрываться, и это становится началом его эпического путешествия. Враждебный мир Арракиса приготовил для него множество тяжелых испытаний, но только тот, кто готов взглянуть в глаза своему страху, достоин стать избранным.
В ролях: Тимоти Шаламе, Ребекка Фергюсон, Оскар Айзек, Джош Бролин, Джейсон Момоа, Зендея, Стеллан Скарсгард, Хавьер Бардем, Дэйв Батиста, Шарлотта Рэмплинг

та самая книжка,
и подробная аннотация на Фантлабе, из которой станет понятнее, что показал Дени Вильнев в своей экранизации.
[Spoiler (click to open)]

Первой сюжетной линией повествования, открывающейся читателю, является вражда двух могущественных Великих Домов: Атрейдес и Харконнен. Может создаться впечатление, что это - очередная история борьбы добра и зла, чести и коварства, благородства и корыстных интересов. Однако это впечатление - лишь первая ловушка, в которую попадает читатель.
Далее вы узнаете, что главный герой - Пауль Атрейдес, наследник одного из враждующих Домов, является также важным звеном в таинственной генетической программе ордена Бене Гессерит и обладает необычными способностями. Но способностям этим лишь предстоит раскрыться.
По приказу Императора (вступившего в сговор с Харконненами и нарушившего тем самым Великую Конвенцию), Атрейдесы переселяются на Арракис - пустынную планету ужасных бурь и гигантских песчаных червей, населенную жестокими фанатиками - фрименами, называемую также Дюной. Эта планета должна стать их золотой гробницей. Почему золотой? Да потому что эта планета - единственный во всей Вселенной источник Пряности (она же меланж или спайс), важнейшей субстанции в Империи. Пряность, обладавшая гериатрическими свойствами, продлевала жизнь, Пряность использовалась орденом Бене Гессерит для развития особых способностей (например, правдовидения). Но, что самое главное, Пряность, которую невозможно синтезировать, а можно лишь собрать на Дюне, использовалась Космической Гильдией для осуществления межпланетных перевозок. Особым образом подготовленные Гильдией специалисты - навигаторы употребляли огромные количества Пряности и это открывало их внутреннему взору пространство и время, что позволяло им предугадывать безопасную траекторию движения для космических кораблей, несущихся с чудовищной скоростью сквозь мировое пространство. Исчезнет Пряность и любые межпланетные коммуникации во Вселенной прекратятся навсегда, что приведет к распаду Империи. А миллиарды людей, употреблявших этот наркотик (Пряность вызывает непреодолимое привыкание!) умрут. Вот почему владение Арракисом сулит золотые горы. И Харконнены, которым принадлежала ранее планета, накопили немалые запасы. Теперь они используют все свое богатство для того, чтобы уничтожить своих врагов - Атрейдесов и вернуть себе Дюну.
Получится ли это у них? Ответ можно узнать лишь из книги.


«Дюна» - идеальная экранизация великой фантастики, которую очень сложно смотреть
Амбициозный сай-фай по роману Фрэнка Герберта - с Тимоти Шаламе, огромными песчаными червями и Дени Вильнёвом в режиссерском кресле.
Влиятельную семью Атрейдесов во главе с графом Лето (Оскар Айзек) отправляют на Арракис - следить за добычей спайса, самого важного вещества во Вселенной. Раньше эта планета принадлежала воинственным Харконненам, которые терроризировали местный народ фременов и оставили после себя только еле работающую технику. Они не намерены оставлять Арракис за Атрейдесами - уж слишком много денег приносят местные песчаные дюны - и готовят полномасштабную войну под предводительством барона Владимира Харконнена (Стеллан Скарсгард) и Глоссу «Зверя» Раббана (Дэйв Батиста).
В это время наследник дома Атрейдесов Пол (Тимоти Шаламе) пытается разобраться в себе. Его мать (Ребекка Фергюсон), воспитанница ордена Бене Гессерит, обучает сына силе «Голоса» (способности повелевать другими людьми) и убеждает, что тот - Муад’Диб, местный Мессия. В своих снах Пол видит странную девушку из племени фременов (Зендея) и образы из, кажется, не слишком весёлого будущего. А в свободное от галлюцинаций время учится сражаться под надзором воина Гурни Халлека (Джош Бролин) и, как и все, готовится к неизбежному вторжению врага.


Здесь много всего происходит: Харконнены и Атрейдесы, фремены и сардаукары, жуткие обряды, политические распри, Бене Гессерит, Муад’Диб, наконец, огромные песчаные черви. Но элементы сеттинга - еще не история: ее у Вильнёва как раз нет. Событие, запускающее центральный конфликт, происходит ближе к третьему часу картины (тогда же случается первая полноценная экшен-сцена), а «квест» главного героя намечается только под самый финал. До этого Пол Атрейдес безынициативно слоняется, галлюцинирует под спайсом, видит во сне Чани (Зендея появляется в фильме совсем ненадолго, в основном смотрит в камеру с легкой ухмылкой) и ведет занимательные дискуссии о том, избранный он все же или нет. Кто-то из западных критиков сравнил «Дюну» с «Братством кольца» - но если б эти фильмы и правда были синонимичны, то первая часть «Властелина колец» закончилась бы советом Элронда в Ривенделле, а Фродо только под титры бы узнал, что ему предстоит заняться курьерской доставкой в Мордор.


ТОЛКОВАНИЕ СНОВИДЕНИЙ:
«ДЮНА», СТРАННЫЙ БЛОКБАСТЕР ДЕНИ ВИЛЬНЁВА


«Дюна» Дени Вильнёва - пир для глаз, работа для души

Первый раз Ириска кино смотрела в декабре, как только пираты подсуетились и выложили релиз в качестве, (Декабрьские фильмы. Не время умирать и не только) - как всегда у меня снова много слов обо всем, если в двух словах, то:
Очень довольна, кино получилось близким к тексту книги, картинка получилась очень красивая, полагаю, на большом экране в Аймаксе она была еще краше - в смысле красоты картинки и звукового сопровождения Дени Вильнев большой мастер, а если не искать больших смыслов (смыслы может быть подвезут во второй части), 02:35:20 экранного времени прошли не зря. А Тимоти Шаламе просто прелесть, лучшего Пола трудно вообразить.
Перед второй частью пересмотрела и как-то нечего добавить...














Дюна: Часть вторая / Dune: Part Two (2024)
Герцог Пол Атрейдес присоединяется к фременам, чтобы стать Муад Дибом, одновременно пытаясь остановить наступление войны.
- эпический научно-фантастический фильм 2024 года, снятый по мотивам романа Фрэнка Герберта «Дюна». Продолжение фильма «Дюна» (2021) и часть медиафраншизы с тем же названием. Режиссер фильма - Дени Вильнёв, сценарист - Джон Спэйтс в соавторстве с Вильнёвом.



«Дюна: Часть вторая»
- мегаломанский фантастический эпик Дени Вильнева

Затягивающая, как зыбучие пески, история о власти и фатализме.
...Сюжет подхватывает зрителей буквально через несколько часов после финала первой части: избежавшие смерти в пекле военного переворота, устроенного вероломными Харконненами с подачи падишаха-императора Шаддама IV (Кристофер Уокен), Пол Атрейдес (Тимоти Шаламе) и его мать леди Джессика (Ребекка Фергюсон) двигаются через пустыню в одно из поселений фрименов (коренных жителей планеты Арракис) вместе с группой воинов под предводительством Стилгара (Хавьер Бардем). Героев ждут месяцы испытаний. Борьба за возможность быть принятыми недоверчивыми автохтонами, обучение выживанию в песчаных дюнах, необходимость выбирать между долгом и чувствами лишь укрепят Пола и Джессику на пути к заветным целям. Пол поначалу отвергает фатум и просто пытается жить среди фрименов, помогать им в борьбе с выкачивающими ресурсы из Арракиса Харконненами и думает о возможной мести за убийство отца - герцога Лето (Оскар Айзек). Джессика же сразу становится преподобной матерью - религиозной персоной с нечеловеческими способностями и четкой установкой: явить миру Квисатц Хадераха, сверхчеловека-мессию, следующую ступень эволюции.


Первая часть «Дюны» безапелляционно бросала зрителей в океан имен, географических названий и терминов. Сложность с пониманием отчасти компенсировалась небольшими пояснениями в диалогах и титрами, но все же без подготовки смотреть ленту было временами мучительно. Во второй части Вильнев провел работу над ошибками и с дотошностью первооткрывателя демонстрирует особенности быта фрименов, перипетии имперской политики и новые запоминающиеся локации... Некоторая сумбурность повествования, впрочем, исчезает уже к концу второго акта, когда ставки уже сделаны и события начинают стремительно набирать скорость на пути к эпических масштабов финалу.


...визуальная сторона второй части - новый эталон жанра. Оператор Грег Фрэйзер, заслуженно принесший «Дюне» премию «Оскар» за лучшую работу с камерой, в продолжении превзошел сам себя. Сверхширокие планы, превращающие персонажей в песчинки, перемежаются невероятными деталями, долгие следящие кадры покоряющих пустыню фрименов - портретами, отсылающими к лицам эпохи Возрождения. Фрэйзер ловок в подчеркивании нюансов и величественен в формировании масштабов. Вдвойне прекрасен изменившийся после первой части подход к съемке диалогов: больше никаких скучных «восьмерок», просто передающих информацию, теперь изящно сконструированные сцены с собственной драматургией.


...со всеми минусами и, конечно, неоспоримыми плюсами, Дени Вильнев совершил маленькую, но революцию. Пока еще дилогия, «Дюна» станет новой точкой отсчета: после фильма подобного масштаба понижать ставки в эпической фантастике будет дурным тоном. А уже заявленный третий фильм грозится перенести действие за пределы одной планеты. Впрочем, Вильнев не был бы Вильневом, если бы просто снял эпик о галактической войне в далеком будущем. Отбросим сеттинг и наследие Фрэнка Герберта, и перед нами окажется «Крестный отец»: история о невозможности перехитрить судьбу, тлетворности власти, непрерывности круга насилия и опасности фанатичного преследования иллюзорных идеалов.

«Дюна: часть вторая» - неужели будет продолжение?


Дени Вильнёв не раз говорил, что видит свою «Дюну» как трилогию, в которой история Пола Атрейдеса рассказывается не до коронации и свадьбы, а до самого конца. И, судя по новому фильму, режиссер намерен этого добиться, пойдя на большие риски. Даже если ему придется отступить от книги там, где не решалась ни одна другая экранизация. Похоже, мир Фрэнка Герберта не отпускает его...
Разговоры об экранизации романа «Мессия Дюны» перестали быть просто разговорами, открытый финал фильма буквально кричит «Продолжение следует!», и без этого продолжения сюжет выглядит незавершенным. Дени рискнул поменять концовку книги, которая была вполне законченной историей и ни к какому продолжению изначально не подводила. Говорить об этом - жесточайший спойлер, так что нажимайте на свой страх и риск!
[Нажмите, если уже смотрели или не боитесь спойлеров!]Если помните, в книге (и обеих предыдущих экранизациях) Пол в финале не просто убивает Харконненов, а становится императором всей галактики. Он берёт в жёны Ирулан, переносит столицу на Арракис и начинает править. О событиях его правления мы узнаём уже в следующей книге.
В фильме же после победы над Харконненами всё только начинается. Великие дома империи присылают боевые корабли на орбиту Арракиса и отказываются признать Пола императором. Пол командует Стилгару вести его воинов «в рай», они отправляются на битву с армадой великих домов, и фильм заканчивается.
Таким образом Вильнёв торопит события. О джихаде, устроенном сторонниками Муад’диба и унёсшем 60 миллиардов жизней, мы узнаём только в романе «Мессия Дюны», и это, по сути, происходит за кадром. Здесь же эта война сразу вводится в повествование, поэтому финал картины выглядит промежуточным и требует продолжения.


Неужели Вильнёву уже обещали третью часть? Или это блеф, попытка заставить студию профинансировать триквел, чтобы история не осталась оборванной? Скоро мы это узнаем.

И снова Ириска (не фанат литературного первоисточника, но любитель и ценитель визуала - кто-бы что-бы ни говорил, но кино в первую очередь движущиеся картинки) второй частью тоже довольна - картинка еще красивее, все очень монументально, эпично, песчано, немного бестолково (Ириска плохо помнит книжку, но подозревает, что не совсем так все было...), обещанные в первой части смыслы подвезли, сюжет стал увлекательнее, хотя (в угоду ему?) просели почти все мотивации персонажей, Тимоти Шаламе по-прежнему очень мил... - ни в какой момент Муад’диб в исполнении Тимоти Шаламе не кажется настоящим мессией, вождем и пророком. Он как начинает путь влюбленным и неуверенным в себе мальчишкой, так и остается им до последних кадров. Он нерешителен, боится своего предназначения, робеет перед Чани, пропускает удары в бою. Проповедуя, он срывается на хриплый крик, пытается придать себе уверенности. Да даже Люк Скайуокер больше походил на космического пророка!


Дело не в плохой игре актера - напротив, ошалевшего от любви и мести щенка Шаламе отыгрывает на все сто. Здесь налицо (?) сознательная позиция режиссера. Вильнев развенчивает культ великого Муад’диба, и это выглядит заделом на продолжение, в котором,[Spoiler (click to open)] как знают читавшие «Мессию Дюны», Пол уже не будет однозначно положительным.

и снова все оборвалось на самом интересном месте...
еще до премьеры второго фильма Вильнёв начал работу над продолжением, которое должно стать заключительной частью цикла. Литературной основой сценария станет роман Фрэнка Герберта «Мессия Дюны». Его действие начинается на 13-м году правления Пола Атрейдеса в качестве императора Галактики. Пол узнает о существовании заговора, но не спешит его разоблачить).
Вторую часть ждала (с френдессой gor4itca договорились, что будем ждать вместе), чтобы закрыть гештальт,
Что ж, теперь у Ириски будет что ждать от 2025 года...













А пока, в ожидании третьей части и финала истории, решила тряхнуть стариной и пересмотрела кино давно смотренное и почти забытое


Дюна / Dune (1984)
«Мир за гранью воображения»
- эпическая космическая опера режиссера Дэвида Линча по мотивам одноименного романа Фрэнка Герберта, вышедшая в 1984 году.
Фильм провалился в прокате и не был принят большинством поклонников творчества Фрэнка Герберта, посчитавших, что Линч слишком вольно обошелся с сюжетом книги. Сам режиссер объясняет его неуспех тем, что окончательная версия фильма была подготовлена без его участия.

Планета Арракис, также известная под названием Дюна, год 10191. Арена борьбы между злом и благородством, мир тончайших и опаснейших интриг. Гигантские песчаные черви длиной в целую милю сторожат бесценное сокровище - меланжевую пряность, позволяющую путешествовать сквозь пространство и время. Тот, кто контролирует пряность, контролирует Вселенную.
Народ Дюны ожидает пришествия Мессии, который поведет их на священную войну против династии злобных Харконненов. И Мессия является. Им становится юный Пол Атрейдес, сын герцога Лито, предательски убитого Харконненами с одобрения Императора. Полу предстоит великая миссия, которая навсегда изменит судьбу всей галактической империи.
В ролях: Кайл МакЛаклен (Paul Usul Muad'Dib Atreides), Юрген Прохнов (Duke Leto Atreides), Франческа Аннис (Lady Jessica), Патрик Стюарт (Gurney Halleck), Ричард Джордан (Duncan Idaho), Фредди Джонс (Thufir Hawat), Дин Стокуэлл (Dr. Wellington Yueh), Кеннет МакМиллан (Baron Vladimir Harkonnen), Стинг (Feyd-Rautha), Пол Л. Смит (The Beast Rabban)

Дюна 1984 Мистический блокбастер Дэвида Линча.
Неизвестные факты о культовом фильме "Дюна" 1984 года, и участии певца Стинга в съемках фильма.

На улице фанатов Фрэнка Герберта и Дэвида Линча перевернулся харвестер с пряностью. Марк Эври, главный спец по киноинкарнации «Дюны» от Дэвида Линча и автор толстой книги об этом фильме «Неупорядоченный шедевр» (2023), объявил через издание Wired, что нашёл сценарий Линча по «Мессии Дюны» - второму роману цикла.
Сценарий «Мессии Дюны»: что не снял Дэвид Линч?

И теперь снова к фильму. В экранизации Линча сбитый ритм. Плохие спецэффекты. Ужасная постановка драк. Странные отходы от сюжета. Фильм откровенно плох. Но Линч как-будто тоньше уловил суть происходящего. Сказка не должна притворяться философской драмой. Зло должно быть практически карикатурным. Герой не должен слишком надолго впадать в транс, ему надо народы вести. А колорита и пафоса должно быть много. И у него получилось. Он создал вселенную и заставил в нее поверить, хотя это уже скорее вселенная Дэвида Линча, нежели оригинальной "Дюны".
Если сравнивать две экранизации в одном предложении, я бы сказал так: Вильнев потратил кучу таланта и сил, но не туда, а Линч уловил главное и с откровенной халтурой попал в яблочко. Все так, Ириска присоединяется.








2024 прокино, 2024 книжно-сериало-киношное

Previous post Next post
Up