Утром 1 октября, вероломно и без объявления войны новосибирский Красный проспект захватили гигантские плакаты с местным гербом и заголовком «Программа городского ориентирования». Спустя 2 дня, 3 октября, мэрия дала
пресс-релиз, из которого следует, что это - начало развертывания «пилотного проекта» местной системы ориентирующей информации (навигации).
Сначала о хорошем.
Факт того, что наш муниципалитет интересуют проблемы ориентирования в городе, для России сенсационен. Несмотря на то, что инициаторами проекта, судя по всему, выступили рекламное агентство и коммерческий картографический справочник, предоставив свои площади, услуги печати и готовое содержимое, а мэрии осталось самое сложное - согласиться, здешний заместитель начальника управления рекламы Сергей Мурзинцев отметил, что: «Тема навигации в городе и комфортного перемещения людей по улицам, безусловно, имеет большое значение», и добавил, что такой проект «делает наш мегаполис более удобным, понятным и привлекательным как для гостей города, так и для самих горожан.» Это правда. И это прекрасно.
Так же заместитель начальника управления рекламы сказал, что планируется дальнейшее развитие проекта. Это, если правда, тоже прекрасно, и ставит Новосибирск в ряд немногих прекрасных городов России, где тема дизайна ориентирующей информации обсуждается вслух: вместе с
Пермью,
Великим Новгородом и, кажется, теперь
Москвой. Я очень рада.
В носители, «плакаты с фрагментами карты», как их называют в пресс-релизе, вложены некоторые абсолютно верные идеи, что тоже приятно. Например, схемы ориентированы не с севера на юг, а в соответствии с расположением их рассматривающего. В качестве мест размещения выбраны не только улицы, но и остановки общественного транспорта.
Компании-инициаторы (2Гис, а также Рим и АртБизнесЛайн) огромные молодцы, что придумали это все, но, самое главное, не побоялись за свой счет ввязываться в болото бюрократии. Всем ребятам пример.
На этом хорошее кончается.
Пресс-релизный термин «плакаты с фрагментами», к сожалению, очень точен. Ориентирующая информация должна давать больше, и начинать надо с аэропортов и вокзалов. Размещать только гиганский кусок схемы города на автобусной остановке, которая на самом деле используется для того, чтобы мучительно рассматривать проскользающие мимо машины и спрашивать других горожан, что куда едет, - это немного несерьезно. Раз уж кто-то это назвал «городской программой ориентирования», а не «кусками схемы с логотипами», можно было бы и побольше поработать. Название, кстати, к сожалению тоже неграмотное и неверное.
Читаем дальше: «Карты помогут определить местонахождение в городе, сориентироваться на местности и увидеть, что есть вокруг - улицы, здания, достопримечательности, остановки транспорта, станции метро». Вот это зря. Определить свое местонахождение в городе, рассматривая схему, показывающую застройку в радиусе ближайших 500 метров, невозможно. Это только фрагмент, не включающийся в общую картину, если никакой общей картины нет. На каком я берегу реки? Что это вообще за район? Где здесь север, где юг? И еще миллиард вопросов, которые не могут возникнуть у сориентированного в городе пешехода.
И остановок траспорта здесь тоже нет.
Дальше. Увидеть, что есть вокруг? Ну, в некотором роде да, квадраты, прямоугольники 6 разных цветов, обводки, обводки, ариал. Если кто знает, что такое «ДубльГис», то и без картинок представит себе, что значит распечатанный фрагмент ДубльГиса на улице города.
Вообще, интерактивная, цифровая природа происхождения графических изображений очевидна сразу, и это очень плохо. Все здания, даже те, что в голову не придет искать, выглядят однообразным шумом, а здесь нет поиска в уголке, тематических слоев и возможности подсветить нужное.
Отсутствие данных о масштабе. Это одна из причин, кстати, почему неграмотно называть представленное картой. То, что людям карты не нужны - это факт. Масштабность же для схемы городской местности людям необходима.
Еще читаем: «Простой для восприятия и содержательный по объему информации проект...» Если я начну говорить об эстетических качествах вывешенного, я не остановлюсь никогда. Плохо все. Это одна из причин, по которой я никогда не захожу даже в интернет-
ДубльГис. Ребята, конечно, стараются, вон уже и зеленый убрали, и я вполне ценю факт того, что они существуют, но простите. Связь эстетики и простоты восприятия? Прямая.
Процент полезной информации на единицу площади - недопустимо низкий.
Ну, и по мелочи можно написать еще страниц 10. Например, легенда. Легенда к схеме размером с бабушкин ковер?
Сантиметровые иконки категории «композиции и декорации» вместо ключевых городских ориентиров.
Отсутствие информации о каком бы то ни было административном делении города. Из чего же он вообще состоит?
Отсутствие минимальных попыток сделать эту картинку пригодной для использования пешеходами (переходы, лестницы, закрытые зоны).
Размещение на сити-форматах. Я понимаю, что денег всегда мало. Готова спорить, что их будет мало и после окончания пилотной фазы. Но сити-форматы - это носители, предназначенные для того, чтобы вставлять в них картинки с чипсами, заслонять гелентвагенами и потом не обращать внимания. Ни для чего больше.
Если уважаемые господа из 2Гиса или откуда-нибудь еще интересуются более конструктивным комментарием, пусть
пишут. Еще раз, спасибо им, и круто, что проблема наконец была озвучена.
Пока же я завожу специальный тег про дизайн ориентирующей информации и интригую.
Фоткала сама ходила.