Предвыборную ситуацию в России я наблюдаю по данным СМИ. Исходя из этого, попробую еще раз уточнить политические координаты для действий оппозиции. Не упущены ли из виду некоторые возможности?
Согласно сообщениям СМИ, предвыборный сценарий складывается из следующих действующих лиц:
- Действующая власть, снова представившая Путина своим кандидатом
- Кандидаты от парламентских партий и несколько новых лиц
- Оппозиция, создавшая два объединения: общественное (Лига избирателей) и политическое (Гражданское движение России)
- Вновь избранный парламент
- Граждане, считающие парламент нелегитимным в связи с фальсификациями на выборах и требующие отставки Путина
Действующая власть, очевидно, сейчас продумывает несколько вариантов развития событий. На это указывают новые перестановки и назначения лиц из корпорации Путина на ключевые государственные должности. Они заняты людьми, верными власти, или честолюбивыми «одноклассниками» Путина. Таковы спикер Думы, руководитель администрации президента, вице-премьер по ВПК, председатель Совета Федерации, и другие. Основные перестановки сделаны в конце декабря.
Сам Путин выложил на свой сайт проект предвыборной программы, в которой несколько раз повторено «10 лет» (срок предполагаемого сохранения власти). За массой пустых обещаний в программе вырисовывается задача электронизации всей страны. К главным задачам, по-видимому, следует отнести и план создания Евразийского союза.
Важно, что проект обезличен. Он представляет собой точную копию «народной» программы ЕР на парламентских выборах и выложен на сайт, очевидно, для очередного сбора информации о настроениях населения и имитации «демократической» процедуры. При этом народу обещано, что 12 февраля Путин дополнит коллективное творчество «своим стилем». Стиль уже представлен публике в авторской статье Путина, опубликованной в понедельник. Вечный русский вопрос Путин сформулировал так: «А дальше-то что? Что делать-то будем?»
Что будут делать на самом деле - из программы не видно, но можно проследить по другим ключевым текстам, появившимся параллельно. Так, вышедший из тени незадолго до выборов патриарх корпорации Примаков, подчеркнул, что Путину требуются «новые черты лидера». Несмотря на внешнюю поддержку, фигура Путина, по-видимому, подвергается сомнению уже внутри самой корпорации. Таким образом, не исключено, что в будущем Путина могут заменить кем-нибудь из своих, поменяв соотношение ветвей власти, а сейчас наденут на него новую маску, исходя из ситуации после февральского митинга. К тому же, системную оппозицию подталкивают к объединению КПРФ-СР, предлагая создать левоцентристскую коалицию. По-видимому, планируется не только нейтрализация популярности коммунистов, но в будущем что-то вроде двухпартийной системы, стабилизирующей власть.
Сравнивая дополняющие друг друга
доклад Примакова и
статью Путина, можно прийти к выводу, что характер действий корпорации после выборов запланирован так. Государственный контроль будет усилен, либеральная модель заменена на китайскую или какую-то еще, но не западную. Эта модель условно названа «Индустриализация». Она же «реиндустриализация» и «новая экономическая модель». Сюда включается сохранение госсобственности на средства производства, перераспределение доходов и контроль за чиновниками внутри власти. Таким способом, т.е. с помощью самоконтроля внутри коррумпированной власти, предполагается преодолеть коррупцию.
Место России определено в ряду развивающихся стран Азии и Латинской Америки и противопоставлено Европе. Виновниками всех бед современной России объявляются западная модель и распад СССР. Поэтому главная задача - это реставрация подобия СССР, причем не в социальных достижениях, а в геополитическом смысле и в принципах организации власти. Просматривается смысловое объединение школы, религиозных конфессий и СМИ в единый кулак пропаганды. Применение закона - выборочное («Обосновано и заведение ряда уголовных дел»). Условный термин «разгрузка» означает ограниченную передачу некоторых административных функций «по горизонтали» на региональный уровень и административную реформу с электронизацией функций. Иными словами, электронизация документооборота будет осуществлена при сохранении принципа закрытости власти. Основа науки - не свободные университеты и инновационные центры, а Академия наук.
Страх цветной революции и зависть к Китаю приводит к фанатичному отстаиванию безнадежно устаревших ценностей. Чувствуются все-таки, что некоторые сомнения есть. Однако понимания того, что ресоветизация, ужесточение контроля, деградация населения и холодная война больше никому не нужны, пока нет. Выступления граждан против Путина рассматриваются как антигосударственная кампания, финансируемая из стана врагов, «стремящихся привлечь недовольных под антигосударственные знамена», т.е. помешать сохранить власть.
К вызовам, на которых должна
«сосредоточиться» Россия, в принципе, относится и высокий уровень образования населения («образовательная революция», «образовательный драйв»), с которым Путину приходится считаться. Вызов заключается в несоответствии уровня образования населения и сырьевой экономики. Преимущества образования тоже оцениваются с точки зрения госбезопасности: «Более образованные люди - это бóльшая продолжительность жизни, это меньший уровень преступности, асоциального поведения, более рациональный выбор». Отсюда - обращение к среднему классу, который заканчивается призывом к карьеризму:
«Они уже приходят и, конечно, и дальше будут приходить к руководству предприятиями и целыми отраслями, правительственными учреждениями и всей страной».
Кроме замыслов, власть уже приступила к действиям по
дискредитации оппозиции и
«психотерапии»: массированной пропагандисткой атаке на население. Высказаны опасения, что применят силу, и призывы
сохранить мир. Опытные люди подчеркивают, что кроме специфики мышления, корпорация имеет специфическую этику, вернее, отсутствие таковой. В то же время понятно, что откровенным репрессиям и диссидентским «психушкам» теперь предпочитают более изощренные информационные методы. Поэтому для оппозиции никакие
компромиссы с Путиным невозможны. Что касается граждан, выдвигающих требования перемен на митингах, то они могут просто выдохнуть гнев на
антикоррупционных лозунгах, что ситуацию принципиально не изменит. Путин воспользуется этими же лозунгами после митинга, включив их в свой новый репертуар.
Граждане заинтересованы в переменах, сохраняющих легитимность власти. Никто не хочет революции, но все хотят перемен. Поэтому обсуждаются возможности переговоров с властью. С кем вести переговоры и кому предъявлять требования? Предложенный в качестве переговорщика Кудрин, уже
дал понять, что считает Путина в текущий момент безальтернативным кандидатом. Другие приличные люди, которые могут быть выставлены властью в этом качестве, по-видимому, будут вести себя аналогично, или, возможно, идти на какие-то несущественные компромиссы. Таким образом, кому могут оппозиция и граждане предъявить требования?
В это предвыборное время граждане почти забыли, что в стране есть действующий Президент. Нет ли у оппозиции здесь шанса? Может, нужно обратиться к Президенту? Такая возможность, очевидно, уже рассматривалась, но говорят, что Медведеву перестали доверять, он оскорбил граждан рокировкой. Но попробовать можно.
Во-первых, Президент еще существует, и он легитимен. Насколько велика сейчас его фактическая власть, неизвестно, но, формально, он законный руководитель страны.
Во-вторых, Медведев - не Путин, он не входит в корпорацию. После парламентских выборов пресловутый тандем фактически прекратил свое существование, и Президент показал свое отдельное лицо. Накануне праздников, когда всем уже было не до него, он выступил с Посланием Федеральному собранию. Внимательно прочитав Послание, можно сделать следующие замечания.
Хотя Послание и перекликается частично с Путиным, очевидно, что Президент мыслит иначе. Во-первых, Медведев ответил гражданам не повтором народных ожиданий, а по фактам. В отличие от безликого Путина он все время говорит «Я», подчеркивая свои инициативы и программы. Во-вторых, в Послании Президента прозвучал целый ряд понятий, которых нет и никогда не было у Путина.
Президент исходит из понимания саморегулирования государства на основе правовых норм, демократических процедур и инициатив общества. В речи Президента нет противопоставления «государство - общество», которое есть у Путина, а есть смысловая связь и конкретные программы. Модель мышления Президента, представленная в Послании, выглядит так:
(Основные принципы)
1. Признание политической конкуренции
2. Признание СМИ конкурентной сферой
3. Развитие информационных технологий для улучшения общественных коммуникаций
4. Делегирование полномочий местной власти и общественным организациям
5. Модель экономического роста, основанная на частной инициативе и инновациях
6. Воспитание толерантности для гармонизации межнациональных отношении
7. Открытость действий власти и взаимодействие с гражданским обществом
8. Место России - интеграция в мировую экономику в числе развитых стран
(Субъекты взаимодействия в государстве)
Президент
Политическая организация согласно реформе
Президентские программы, делегированные правительству
Гражданское общество
1. Парламент, избранный согласно реформ
2. Конкурентные политические партии
3. Субъекты Федерации на основе выборности губернаторов
4. Правительство, отчитывающееся перед парламентом
5. Открытое правительство, объединяющее все ветви власти, общественных деятелей и экспертов
1. Модернизации экономики
2. Модернизация здравоохранения
3. Программа в области материнства и детства
4. Программа развития наукоемких отраслей
5. Программа развития стандартов образования
6. Профессиональная армия
7. Программа предотвращения и ликвидации катастроф
8. Политическая реформа
1. Инициативы общества
2. Гражданская активность
3. Общественные организации 4. Некоммерческие организации
5. Благотворительность
6. Общественное телевидение
7. Поддержка семьи
(Основы взаимодействия)
Регулирование
Право
Функции контроля
1. Программы развития
2. Финансовое регулирование рынка
3. Государственная поддержка предприятий и бизнеса
4. Антимонопольное регулирование
5. Научные и инновационные центры
6. Ротация чиновников
7. Программы энергетической безопасности
8. Договоры о партнерстве и международной безопасности
1. Реформа судебной системы
2. Антикоррупционные законы и другие правовые механизмы борьбы с коррупцией
3. Декларирование доходов и расходов
4. Смягчение видов уголовных наказаний
5. Реформа правоохранительной системы
6. Защита прав интеллектуальной собственности, в том числе, в Интернете
1. Президент на основе законов и программ
2. Парламент (отчет правительства)
3. Политические партии
4. Граждане (открытость деятельности депутатского корпуса в режиме онлайн)
5. Открытое правительство, объединяющее все ветви власти, общественных деятелей и экспертов
Конечно, это идеализированная модель, выведенная из текста Послания. Но главное, что человек, мыслящий прогрессивно, существует в рамках государственной власти. Еще важнее то, что Президент предложил незамедлительно провести политическую реформу: упрощенную систему регистрации партий и кандидатов на президентских выборах, изменение системы выборов в парламент, выборность губернаторов и децентрализацию бюджетов и властных полномочий. Его позиция принципиально не расходится со смыслом требований граждан и оппозиции. Так
Немцов, комментируя организацию оппозиции в Гражданское движение России, сказал что это «ее цель - проведение в стране политической реформы».
Пока оппозиция планирует реформы и организуется, Президент реформы уже проводит. Первые два проекта уже внесены в Думу. В Послании он сказал, что «слышит тех, кто говорит о необходимости перемен, и понимает их».
Таким образом, если оппозиция ищет «технического президента» для осуществления перемен, таковой уже имеется, и вполне легитимный. Если граждане ищут переговорщика, то почему они игнорируют Президента? Понятны возражения, что у Президента не хватает
воли. Однако, по-видимому, еще не рассматривалась такая возможность, что воля может быть делегирована Президенту извне.
Волю Президенту должны дать оппозиция и граждане, предъявив ему требования как главе государства, на основе Конституции и его собственного обещания «восстанавливать законность там, где она была нарушена, принимать необходимые решения на основе консультаций с основными политическими силами». Президент как никто другой в стране заинтересован в сохранении мира. Если же он рассчитывает занять после выборов должность премьера, то очевидно, что его планы войдут в противоречие с планами корпорации.
Особенную тревогу вызывают планы административной реформы: инвентаризация функций министерств и ведомств, акты, регулирующие секретность информации и электронизация документооборота, начатые давно при Путине. Если сохранится действующий режим, такая автоматизированная система управления будет действовать из неподконтрольного обществу центра. Поэтому не исключено создание тоталитарного государства нового типа, которое может использовать всю мощь информационных технологий как в области идеологии, так и в области управления и контроля за людьми. Не ждет ли Россию АСУ-Путин? Иначе, чем запланировано, могут повернуть и законы о смягчении уголовных наказаний, т.е. расширить число привлеченных к наказанию лиц и при этом избежать обвинений в развязывании нового террора.
Поэтому Президент обязан перейти к самым решительным действиям именно сейчас и выполнить требования оппозиции и граждан. Суммируя то, что уже было высказано, требования к Президенту можно сформулировать так:
- Вступить в переговоры с оппозицией, представителями ГДР и Лигой избирателей.
- Незамедлительно создать наблюдательный экспертный совет по мониторингу СМИ с целью исключить давление пропаганды на население и общественнное телевидение с независимой информационной службой.
- Отменить инструменты контроля ФСБ за верховной властью.
- Отменить результаты парламентских выборов, опираясь на требования народа и документы, подтверждающие фальсификации.
- Распустить действующую Избирательную комиссию и создать новую, с представителями от оппозиции, политических партий и независимыми наблюдателями.
- Повести новые выборы в Думу (возможно, что они могут состояться уже 4 марта, тем более, что участки оборудованы).
- Перенести президентские выборы.
- Кроме того, призвать вновь избранных членов парламента, согласных с мнением о фальсификации выборов, сдать мандаты .
К этому можно добавить, что кому-то, все же, необходимо вступить в переговоры с корпорацией, чтобы убедить их, в конце концов, мирно отстать со своими претензиями реформаторов от России. Но кто будет с ними разговаривать? Может, они сами, в интересах все той же государственной безопасности, поймут, что больше нельзя.