Перевод статьи Александра Мотыля (Alexander J. Motyl)
Putin’s Misguided Move in Syria. Задиристый, но недальновидный российский лидер Владимир Путин только что сделал очередной необдуманный шаг. Он решил поддержать умирающий режим Асада поставками оружия и российскими военными. Бог в помощь! Фиаско СССР в Афганистане и Америки в Ираке не смогли удержать серийного кремлевского путаника от очередной стратегической ошибки.
Взрыв у здания российского посольства в Дамаске 20 сентября позволяет предположить, что из этого выйдет. Как только вмешательство российских войск усилится (а этого неизбежно потребует поддержка обреченного режима), возрастет количество жертв из числа российских граждан. В конечном счете, ИГИЛ станет применять свои варварские методы, и обезглавленные российские солдаты появятся на телевидении. В этот момент западные комментаторы, ранее склонные интерпретировать интервенцию Путина как дьявольски хитрый план, начнут говорить, что Россия увезла в конфликте, в котором победить не может.
Ошибки Путина начались с нежелания использовать колоссальные доходы от растущих цен на энергоносители на модернизацию российской экономики. Вместо того чтобы строить открытое общество, Путин построил фашизоидную политическую систему и превратил Россию в сырьевой придаток. Спад российской экономики в результате падающих цен на нефть - это вина Путина. В итоге образованные специалисты и деньги пачками бегут из страны.
Путин поступил глупо, поддержав президента Виктора Януковича в 2004 и тем самым подстегнув дрейф Украины на Запад. Еще глупее было то, что он стал препятствовать Соглашению об Ассоциации Украины с ЕС в конце 2013, что привело к Евромайдану и революции, завершившейся бегством Януковича. Затем Путин оккупировал Крым и Донбасс - регионы, которые он и без того уже контролировал - и тем самым восстановил Украину против России, разрушил экономику на оккупированных территориях и заставил Россию расплачиваться по их счетам. Все это положило конец иностранным инвестициям в Росиию и увеличило отток капиталов, в то время как санкции ускорили экономический спад.
Одновременно, нарушение Россией Европейской системы безопасности, сложившейся после Второй мировой войны, активизировало расслабившийся НАТО, противопоставило Россию Соединенным Штатам и Европе, заставило Германию отказаться от русофильской традиции и занять антироссийскую позицию. Путин стал пресмыкаться перед равнодушным Китаем, а Россия трансформировалась в страну-изгоя, в ближайшие союзники которой теперь годится, разве что, Северокорейская держава.
Русские любят шутить, что перестройка Михаила Горбачева была заговором ЦРУ с целью разрушить Советский Союз. А я склонен думать, что замаскированным агентом этой конторы является Владимир Путин. Еще несколько лет его неуклюжей деятельности - и от Российского государства ничего, кроме истории, не останется.
Суть в том, что безопасность и устойчивость России находятся в значительно худшем состоянии по сравнению с тем, что было два года назад. И Путин, которого русские обожают, несет за это ответственность.
В довершение ко всему, Путин решил прыгнуть из огня в полымя с помощью интервенции в Сирию.
Не только с помощью поставок оружия, но и регулярными войсками. Понятно, что режим Асада можно спасти только масштабной интервенцией извне, иначе он обречен. Проявляя мудрость, ни Запад, ни Арабские страны посылать туда свои войска не хотят. А Россия вынуждена будет это делать, все больше втягиваясь. Сможет ли Россия справиться с ИГИЛ? Скорее всего, нет. Но даже если она сможет, цена будет высокой, как в деньгах, так и стоимостью человеческих жизней. Можно было бы предположить, что Путин усвоил уроки неудач СССР в Афганистане и Америки в Ираке. Но очевидно, что нет. И это как раз то, что можно было бы ожидать от параноидного, нарциссического, эгоцентричного фашистского лидера, который не понимает, что экономический спад - не время для интервенций.
Кроме того, ИГИЛ - не единственная проблема Путина. 12 сентября Национальная коалиция сирийских революционных и оппозиционных сил выступила с осуждением России:
«Своим агрессивным выступлением, Россия перешла из состояния поддержки режима, который ведет нашу страну к геноциду, к состоянию прямой военной интервенции в сотрудничестве с незаконным режимом, терпящим крах. Прямая Российская интервенция ставит Российское руководство в положение, враждебное по отношению к народу Сирии, и делает вооруженные силы России на Сирийской территории оккупационными войсками. Мы представляем эти факты международному сообществу, ООН, Лиге Арабских государств и особенно Российскому народу: мы не желаем ему повторения в Сирии его опыта в Афганистане, потому что сирийцы не будут терпеть оккупацию своей страны и кровопролитие».
Сирийский идиотизм Путина приносит большие выгоды Украине. Фактически покинув своих сторонников, Путин почти неизбежно замораживает конфликт в Донбассе. Террористы, бандиты и наемники, водворившиеся в оккупированном Россией Донбассе, не согласятся реинтегрироваться в Украину на условиях Киева, а Киев не согласится на реинтеграцию на их условиях. В результате этого тупика Донбасс останется за пределами Украины в качестве черной дыры, что заставит Россию платить миллионы на его содержание. Это позволит Украине сосредоточиться на внутренних реформах и внешнеполитической линии на сближение с Западом.
Российские же граждане сильно проиграли. Они вынуждены будут заплатить своими жизнями за манию величия Путина и свою собственную моральную слепоту.
К теме относятся также западные политологи-реалисты.
Они утверждают, что Россия вторглась в Украину по причине некоего мифического заговора НАТО о включении Украины в альянс. Это неправильно: НАТО был бумажным тигром, и поскольку Киев всерьез не говорил о вступлении в НАТО до момента вторжения России, НАТО продолжает осторожничать до сегодняшнего дня.
Они также утверждают, что Украина является жизненно важным интересом России и что Москва будет защищать его до конца. Снова неверно: ни один разумный лидер не оставит свой жизненный интерес для того, чтобы ввязаться в безумную зарубежную авантюру.
Наконец, они утверждают, что Путин является рациональным правителем, который хочет максимально увеличить силу и безопасность России. Нет, нет и еще раз нет: Путин рационален, только если под рациональностью подразумевать сочетание паранои, сильно выраженного национализма, империализма и мнимого собственного превосходства.