Тезисы к дискуссии в Сахаровском центре "Политическая риторика эпохи Крымской кампании-2014"

Apr 12, 2014 13:46

1. Политическая риторика в период Крымской кампании встроена в общий контекст пропаганды путинской эпохи. Именно этот контекст, сформированный в течение длительного времени, позволил быстро развернуть массированную психологическую атаку на аудиторию. Сюда относится, прежде всего, длительная пропаганда войны в виде сакрализации победы СССР в ВОВ (ср. нападки на телекомпанию «Дождь» за вопрос о целесообразности блокады Ленинграда), агрессивное противопоставление России Западу, регулярная демонстрация вооружений по ТВ, документальные фильмы о разведчиках и спецслужбах, разоблачающих заговоры врага, и т.п.

2. Пропаганда величия России в качестве военной державы позволила с легкостью транслировать исторический образ на текущие события. С конца января, параллельно успехам Киевского Майдана, Российское телевидение ужесточает антиукраинскую риторику, называя события на Украине «фашистским восстанием». Пропаганда разрабатывает миф о «нацистах», «фашистках», «бандеровцах», чередуя исторические хроники с репортажами. При этом используются не только метафоры, но и лингвистические ассоциации. Например, регулярно чередуются слова «бандеровцы» и «банда», развернутая далее в «ОПГ, захватившую власть». Другой пример: правый сектор (идентифицированный как враг) =правобережная Украина. Кроме того, ассоциации устанавливаются по линии «терроризм» (участников Майдана называют «террористами» и стараются связать с Кавказом).

3. С начала антиукраинской кампании, пропагандистские СМИ расширяют аудиторию. В феврале вводятся дополнительные пропагандистские передачи, в частности, «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» (Россия 1); исключительно Украине посвящается передача «Политика» (1 Канал). В этих и других программах нарастает риторика ненависти и преднамеренно лживое истолкование событий под видом «экспертных мнений», строго ограниченных выбором участников. Российские телеканалы транслируются на Украине и в Крыму (с марта 2014), что разжигает конфронтацию между восточной и западной частями Украины, которая не проявляла себя до этого момента. В то же время российская аудитория доведена до состояния, близкого к массовому психозу.

4. Российская пропаганда времен Путина пользуется высокотехнологичными лингвистическими и психологическими методами воздействия на аудиторию. Эти методы находятся за пределами традиционной риторики и могут быть обнаружены только путем специального анализа. В частности, в СМИ был введен символический зонтик советской идеологии, начиная с реставрации советского гимна (2001), который составляет вершину зонтика. Серия символов, архетипов и образов вводится преднамеренно на основании изучения аудитории. Таковы, например «путинские скрепы», разработанные по специальному заказу. Регулярным способом изучения аудитории являются так называемый «Прямые линии» с Путиным, огромный массив вопросов Путину позволяет выяснять запросы аудитории с помощью контент-анализа.

5. Пропаганда пользуется суггестивными методами (внушение), которые требуют особого внимания служб психологической защиты населения. К ним, в частности, относятся «страшные» телесюжеты (катастрофы, смертельные болезни, ДТП, теракты), особенно популярные в программе «Время», которая уделяет им непропорциональное с точки зрения жанра новостной программы время. Внушение достигается также с помощью смутных сюжетов с мистической окраской. Оно также достигается вышеназванными лингвистическими и метафорическими ассоциациями. Иными словами, аудиторию не допускают до рационального осмысления событий, а оставляют в темноте неосмысленных управляющих сигналов. Кроме того, путинская пропаганда широко пользуется имитационными приемами, по принципу «информационного прикрытия» риторический образ Путина ("демократ", "либерал") разработан этим способом.

6. Российская пропаганда действует не только через СМИ, но охватывает школу и церковь. Здесь особенно важна идеологическая интерпретация истории, которая семантически связывается с медийной пропагандой. В рамках взаимодействия СМИ, школы и церкви создана и внедрена в общественное сознание смысловая конструкция «православие, самодержавие, народность», которая влияет на рост националистических, ксенофобских и шовинистических настроений. Пропагандистские клише проникают в язык дипломатии. С начала украинских событий, ведется компания по блокировке Интернет-ресурсов, представляющих альтернативные точки зрения.

7. Главные признаки, которые отличают пропаганду от обычной риторики: 1)нацеленность на организацию массовых совместных действий и однотипных реакций и мнений, 2) нарушение этических норм, например, разжигание ненависти и агрессии, 3) применение манипулятивных методов (см. выше), недоступных анализу со стороны аудитории. Эффективность российской пропаганды объясняется неподготовленностью аудитории.

8. Имя Суркова, привязанное к российской пропаганде, не раскрывает ее авторства. Настоящих авторов пропаганды мы не видим, однако ясно, что пропаганда делается спецслужбами, предположительно, в специальных подразделениях ФСБ-ФСО, связанных со службами информации. Пропаганда делается по принципу контрпропаганды военного времени, ее главная цель - не допустить революции в России, которую они условно именуют «хаос». Сахаровский центр и другие правозащитные организации должны выступить с требованием организации общественного контроля над пропагандой, так как она используется в качестве информационного оружия против населения России и соседних стран.

Россия-Украина, пропаганда, политическая риторика, СМИ

Previous post Next post
Up