Еще раз о законодательных ограничениях на участие спецслужб в публичной политике

Mar 22, 2014 19:46

Развитие событий на Украине в ответ на агрессию России показывает, с одной стороны, что возможности для мирного выхода из кризиса существуют, а с другой стороны, что ему препятствуют определенные силы, заинтересованные в эскалации конфликта. Это не только отдельные личности, против которых ЕС и США уже выставили санкции, но и тип политического мышления, характер решений и способ действий в целом.

Политики и наблюдатели уже назвали реакции российского руководства «неадекватными»; многие утверждают, что их просто не слышат. Кризис не только обострил разногласия, но и вскрыл суть проблемы, которая замалчивалась партнерами России все годы нахождения Путина у власти.

Кризис ясно показал, что у власти в России находятся представители спецслужб безопасности, выходцы из советского КГБ, или лица, прямо с ними связанные. Их методы, слова и действия вытекают из узкопрофессиональных установок, которые предполагают секретность, провокации, шпионаж и применение силы.

Вооруженные люди без опознавательных знаков в Крыму, не идентифицированные снайперы в Киеве, и Симферополе, столкновения среди гражданского населения в восточных городах Украины, «патриотический» призыв к русскому населению, организованные демонстрации в поддержку войны, риторика ненависти и другие провокации - все это не политика и даже не военная операция, а спецоперация спецслужб. Они преднамеренно ссорят два самых близких друг другу народа, чтобы удовлетворить свои геополитические амбиции и удержать власть.

Высокотехнологичная пропаганда и бессовестная дезинформация позволяет им манипулировать общественным мнением вплоть до распространения призыва к завоевательной войне под маской «помощи русским» на разделенной территории бывшего СССР. Нарушены фундаментальные права граждан на получение объективной информации. Нарушены международные договоры и обязательства. Продемонстрировано пренебрежение к соседнему народу и непонимание того, что создается опасный прецедент, ведущий к глобальному конфликту.

Осуществив аннексию Крыма в виде спецоперации при информационной поддержке пропаганды, они преднамеренно давят на болевые точки национального сознания, такие как величие России, потеря международного престижа, страх перемен, ищут врагов народа и настаивают на продолжении.

Эта ситуация заставляет еще раз вернуться к инициативе по законодательному ограничению влияния спецслужб на политику в рамках международного права.

Обращение к Совету Европы, Комиссии по международному праву ООН, международным институтам и правозащитным организациям

Главным основанием этой инициативы является оценка ситуации в России, где спецслужбы во главе с Путиным и связанные с ними чиновники фактически узурпировали власть. Используя специальные методы влияния, корпоративные и коррумпированные связи, они контролируют все ветви власти, политические партии, СМИ и выборы. Механизмы общественного контроля за деятельностью спецслужб в России отсутствуют, равно как и однозначная общественная оценка истории спецслужб в советский период. Вместо этого, налицо фактический контроль ФСБ над обеими палатами парламента, администрацией президента и правительством. Государственная пропаганда развивает агрессивную антизападную и националистическую риторику, к дипломатическим миссиям привлекаются сотрудники госбезопасности и внешней разведки. Наконец, развязана территориальная агрессия и информационная война против Украины.

Вместе с тем, усиление власти спецслужб касается не только России. В других странах, в том числе в странах развитой демократии, есть примеры участия сотрудников спецслужб в правительствах, контроля за деятельностью политических партий, искажения информации в СМИ. Недавние разоблачения Эдварда Сноудена доказали факты массовой слежки за гражданами и секретного контроля над политиками через коммуникационные сети. Между Россией и другими странами, прежде всего США, происходит постоянный обмен обвинениями в нарушениях прав человека, поиск шпионов, раскрытие секретных заговоров и досье. Все это не может не повышать напряженности и недоверия между странами, препятствует выходу из кризиса, решению политических и социальных проблем.

Усиление прямого и косвенного участия спецслужб в политике в последние годы связано с развитием новых информационных технологий. Спецслужбы имеют секретный доступ к информационным ресурсам и специальные методы влияния на политику. В рамках обеспечения кибербезопасности они имеют возможность блокировать Интернет-ресурсы и социальные сети, что происходит сейчас в России и других странах, например, в Турции.

Поэтому необходима разработка международного законодательства в этой области. Оно должно ограничивать любое вмешательство в частную жизнь граждан, в том числе со стороны правительств, а также запрещать вмешательство в процедуры выражения общественного мнения в СМИ и на выборах. Изобретатель всемирной сети Тим Бернерс-Ли настаивает на необходимости такого регулирования.

В последнее время все настойчивее высказываются мнения, что публичная политика должна быть строго определена как компетенция гражданских лиц и дипломатов, которые должны сотрудничать с независимыми экспертами и представителями общественных организаций для эффективности и широкого взаимодействия. Так, в докладе Евро-Атлантической Инициативы в области безопасности (EASI) подчеркивается, что решение всех разногласий должно решаться исключительно дипломатическими и правовыми методами, без перехода к военной силе или угрозам ее применения. Необходим отход от типа мышления, свойственного эпохе холодной войны, демилитаризация стратегических отношений между Россией, ЕС и США.

Эти инициативы требуют расширения законодательной базы в международном праве. Необходимо создать законодательные рамки для политического сотрудничества в новых информационных условиях. Участие спецслужб в публичной политике и в правительствах противоречит современной культурной и информационной ситуации. Современному миру нужна открытая политика, участие науки и общественных организаций в принятии важных политических решений. Необходимость такого регулирования очевидна также в более широком историческом контексте.

Предварительно, основные положения могут быть сформулированы так:

Нарушение принципов международных отношений препятствует нормальной коммуникации (международный деликт). Эти принципы сейчас становятся особенно необходимыми, поскольку спецслужбы и службы безопасности бесконтрольно используют в своей деятельности современные информационные технологии. Их участие в политике повышает напряженность, вызывает взаимное недоверие, провоцирует военные конфликты и препятствует решению других политических проблем.

Поэтому необходимо начать разработку в международном праве специальных положений, имеющих силу законодательства, с целью исключить участие членов секретных спецслужб и лиц, связанных со спецслужбами, в публичной политике, в качестве членов правительств, а также в качестве переговорщиков на международном уровне. Инициатива предлагается в качестве гуманитарной меры для обеспечения международной безопасности и соблюдения норм политического общения.

Спецслужбы, международное право, Украина, права человека, Россия, ЕС

Previous post Next post
Up