Всю последнюю неделю смотрю и слушаю его и о нем. Очень неординарный человек был, и очень интересно узнавать, как он свои фильмы снимал, и как вообще он жил. Потому что все его фильмы - о нем самом.
Я у Тарковского смотрела только "Сталкер","Зеркало" и "Солярис". Очень хочу посмотреть "Иваново детство" и "Андрей Рублев", все духу не могу набраться.
Я прекрасно понимаю всех, кому на "Сталкере" становится скучно. А "Зеркало" вообще нелегко досмотреть, не уснув, и в этом нет ничего страшного, это очень даже понятно. Но уж если досматривают, а тем более - пересматривают - хочется к таким людям поближе быть, поговорить с ними о чем-нибудь, хоть о погоде.
Для кинематографистов Тарковский - гений, бог, икона. Для иностранцев он в кино как Толстой в литературе. И от российского кино иностранцы ждут нового Тарковского. Звягинцев, кстати, в чем-то на него похож.
Я впервые посмотрела "Зеркало" лет 10 назад. Этот фильм на диске мне дал посмотреть начальник на моей первой работе, папин хороший знакомый. Это вообще был очень своеобразный человек, достойный отдельного рассказа. Он слушал джаз и бардовскую песню, смотрел Тарковского. Давал мне почитать Сологуба "Мелкий бес" в старинном издании с ятями и подарил книгу стихов Бродского. Я только сейчас понимаю, что он вообще-то немало для меня сделал.
Короче, я посмотрела тогда "Зеркало" и почти ничего не поняла. Поняла только, что это что-то такое, такое... Какое-то не такое как все остальное.
Помню, дом там горел, а женщина и дети смотрели на него. И еще очень запомнилось, как эта женщина, Терехова, бежала, так красиво, мягко, и чувствовалось, что случилось что-то очень серьезное, и чего-то она очень боится. Как потом оказалось, она бежала в типографию, где работала корректором, чтобы проверить текст, который уже был напечатан (доклад Сталина?), потому что испугалась, что допустила в нем ошибку.
И еще запомнилось, как та же Терехова с мальчиком пришли к какой-то надменной богатой женщине босиком по грязи, и та в дом их не хотела пускать, а потом, когда Терехова ей сережки свои голубые подарила, сразу такой добренькой стала.
Потом я много раз видела отрывки из этого фильма. Он очень красивый. И очень медленный. Только Тарковский мог себе позволить так долго не менять ничего в кадре, например, долго показывать поле, по которому спустя минуту пробежался ветер. Наверное, мне не хватало знаний о том, кто эти люди в фильме, ведь автор не потрудился ничего объяснить. А я до конца не понимала.
Теперь все знаю. Из аудиокниги сестры режиссера Марины Тарковской "Осколки зеркала" (спасибо
iamaglika за подсказку!). Этот фильм - о нем самом и о его детстве, его семье, в мельчайших подробностях, в деталях из собственных воспоминаний и фотографий. Кроме того, в фильме снимается его мать, и звучит голос его отца - поэта Арсения Тарковского.
Послушайте Марину Тарковскую. Я скачала "Осколки зеркала"
здесь. Там повествование разбито на отрывки примерно по 20 минут. Если послушаете первую 20-минутку - послушаете все. Ну, мне так кажется. Это просто очень интересно. А само "Зеркало" надо смотреть только в хорошем качестве, потому что изображение, как говорят - картинка, чуть ли не самое главное в этом фильме.
И немножко о "Сталкере".
Долгое время я не могла посмотреть этот фильм целиком. Но когда попадала на него - видела эту зеленую траву, бритого Кайдановского и очень часто - воду. Долго-долго показывалась вода, а под ней на дне всякое непонятное и понятное, какие-то старые ржавые, разбитые вещи, и это все завораживало. Удивительно. Еще эта музыка странная. И видеоряд. Потом посмотрела фильм целиком.
А на днях посмотрела документальный фильм "Обратная сторона "Сталкера" (наберите в поиске) - о том, что было на съемках этого фильма. Ой, что было! Страшная ссора с другом-оператором Рербергом, который до того снял с ним то самое прекрасное "Зеркало", и который, как и Тарковский, считал себя гением. Испорченная пленка, из-за которой пришлось переснимать ВЕСЬ фильм целиком. Кардинальная смена сценария: в первоначальном варианте сталкер - бандит, в конечном - почти Христос. Не обошлось и без шерше ля фам. Жена Тарковского Лариса настраивала мужа буквально против всей съемочной группы. Сама она хотела сыграть роль жены сталкера, но после проб Фрейндлих потеряла последний шанс. А тут еще оператор Рерберг спросил у Тарковского: "Ну что? Кого будем снимать? Актрису или Ларису?" Такого Лариса простить не могла. И во всем этом родился этот фильм. Может быть, если бы не все эти страдания, ничего бы и не было.
Своей жене (на фото), кстати, Тарковский дал роль в "Зеркале", той самой надменной женщины, которая стала добренькой после того как ей подарили сережки, а она, конечно же, хотела быть на месте Тереховой. А с оператором Рербергом он не общался больше никогда, и в интервью за границей говорил о нем очень плохо, даже неудобно эти интервью слушать, слишком уж эмоциональны. Уже после смерти Тарковского Рерберг нашел в себе силы участвовать в мероприятиях, посвященных режиссеру, и говорил о нем только хорошее.
Я понимаю, что написала многабукаф. И мало кто прочитает. Но я тут подумала, что я же не только для кого-то пишу, но и для себя. Иногда просто хочется освободиться от накопленной в голове информации на какую-то тему. И заодно как-то расставить все по полочкам. А когда пишешь - это хорошо получается. Хотя если бы я писала только для себя и с целью освободиться, то написала бы раз в десять больше, и без картинок.