Эта история про поражение.
Случилось мне однажды участвовать в "Управленческих поединках" - супер популярной программе Школы Менеджеров "Арсенал". Случилось не мне одной: решились на это испытание мы вместе с партнером по бизнесу, а по совместительству близкой подругой. У нас на двоих была одна консалтинговая компания, и мы активно развивали в тот момент тему краткосрочного бизнес-обучения в одном из регионов.
К "Управленческим поединкам", авторской программе Владимира Тарасова, мы примерялись давно: сразу после прохождения его же "Восьми ступеней руководителя" и "Искусства управленческой борьбы". А вот Поединки эти, хоть и манили нас обеих, все же страху нагоняли - будь здоров! Всякий раз мы находили для себя отговорки и продолжали хотеть.
И однажды...
Вот как вдруг мы на это решились, с какого перепуга (в буквальном смысле этого слова) - не вспомню.
Но решились.
И поехали.
В подмосковный пансионат.
На 3 дня.
Биться.
Компания собралась мощная. Больше ста продвинутых и предварительно оттренированных "Арсеналом" управленцев, желающих прокачать себя в жестких переговорах. Многие уже не первый и даже не во второй раз, экстремалы! И мы тут такие - две красотки - не поняли, куда попали.
Вечером познакомились со всеми - милые такие люди, оказалось. С Владимиром Константиновичем пообщались, у нас с ним на всех его программах весьма интересные разговоры, а иногда и споры случались, а тут еще и не виделись давно. Короче, успокоились мы немного.
А утром началось...
Это просто была жестяная жесть!
Кратко поясню, чтоб понятней был сам процесс. Переговоры ведут двое на двое (команда из двоих на команду из двоих). Каждая пара участников предварительно получает задание: развернутое разъяснение проблемной ситуации, по которой им предстоит договариваться с другой командой. В этом задании прописан конфликт интересов и обозначена цель. Как вы понимаете, цели команд кардинально разнятся. У пары есть время на проработку стратегии и тактики переговоров. Команды усаживаются за стол друг напротив друга.
В каждой команде: один человек ведет разговор, второй молчит, он - секундант, он слушает и отслеживает ход переговоров. У секунданта есть право в любой момент остановить диалог и сделать подсказки своему партнеру, добавить ему аргументации. Каждый поединок - это три раунда. Минутные перерывы между раундами команды используют для корректировки стратегии и тактики (как в боксе). За всем этим наблюдают: с интересом - партер (сто человек, ожидающие своей очереди) и с пристрастием - судьи, которым предстоит выявить команду-победительницу.
Простите за такую детализацию, это важно.
После первого же поединка, который мы наблюдали из партера, у нас появилось сильное желание тихонечко выйти из зала и - "В Москву! В Москву!". Но замешкались мы как-то и вскоре уже сидели за столом напротив наших первых соперников.
Все было жестко.
Предельно.
Без скидок на пол, возраст и "опыт работы".
Адреналин зашкаливал.
И мы вдруг выиграли.
Все три раунда.
Судьи нам присудили победу, а партер поддержал аплодисментами.
Проснулся азарт. Мы в этот день поучаствовали еще в одном поединке. Опять - адреналин! И опять - победа! К нам стали подходить чтобы познакомиться ("Откуда вы такие?"), чтобы дружески подбодрить ("Давайте, девчонки! Жгите!") и вообще - нас заметили.
Вечер все проводили на свое усмотрение: кафе, бильярд, спортзал, дискотека... Мы же нарезАли круги по аллеям, стараясь компенсировать свои непройденные за день 10 тысяч шагов. Заодно дышали свежим воздухом перед сном и обсуждали стратегии на следующий день. Ведь задания уже были получены, и нам опять предстояли бои.
Мы выиграли и на следующий день. Два раза садились за стол. Два раза конфликт интересов - мама, не горюй! И оба раза аплодисменты доставались нам.
Вечером, когда мы по традиции обсуждали завтрашние стратегии, гуляя по парку, разговор с обсуждения предстоящих боев как-то незаметно перешел на личное... Она поделилась, что ситуация в семье сейчас непростая, отношения проходят испытание на прочность. И что она удивлена тем, что вот два дня здесь выигрывает переговоры у таких "монстров", а дома иногда впадает в ступор, теряясь от напора любимого человека, не находя аргументов, не умея совладать с эмоцией и проигрывает, проигрывает, проигрывает...
Привела в пример несколько ситуаций, когда она теряла себя в момент выяснения отношений и даже проанализировала, какие именно слова и действия мужа приводили к этому. Ей надо было выговориться, а от меня требовалось только идти рядом и слушать. Она искала варианты своей линии поведения в непростых разговорах с любимым мужчиной и не находила их.
Третий день. Завершающий.
Наш финальный поединок.
Соперники сильные. Мы следили за их боями и про себя с надеждой повторяли: "Только б не они! Только б не они!"
Они.
На этот раз я - секундант. Она - переговорщик.
Соперники ведут диалог на грани фола.
В какой-то момент, кажется, переходят на личности... Выводят ее на эмоции.
Она начинает тормозить.
Мне, со стороны, очевидно, где и в чем ее надо подстраховать.
Я поднимаю было руку, чтобы взять тайм-аут...
Но вдруг понимаю, что ситуация за столом сейчас один в один повторяет ее семейные разборки, о которых она мне вчера рассказывала, пытаясь найти свою линию поведения. И если я сейчас остановлю диалог, подскажу ей возможные аргументы и действия, то возможно у нас появится шанс выиграть этот поединок. А если не остановлю, то у нее появится шанс САМОЙ выбраться из угла, в который ее загнали, и самостоятельно найти ответы на все свои вчерашние вопросы.
Остановлю - есть шанс победить.
Не остановлю - есть шанс помочь ей обрести силу.
Я опускаю руку.
Партер округлил глаза и зашевелился.
Встречаюсь глазами с Тарасовым. Читаю недоумение. Отвожу взгляд.
Диалог продолжается.
Ее бьют. Сильно.
НАС бьют.
Внутри все сжалось.
Из разных углов загудевшего вдруг партера доносится громким шепотом: "секундант!", "тайм-аут!", "Ира!". Мне делают знаки - мол, давай, останавливай!
Отвожу взгляд и от партера.
Она еще пытается что-то изменить в ходе этой словесной баталии, но шансов никаких - это очевидно.
Мы проиграли.
Встречаемся с ней глазами. Читаю в них вопрос.
Взгляд не отвожу.
Встаем из-за стола. Поздравляем соперников с победой. Помня нашу любимую тарасовскую притчу про "звездный миг", с прямыми спинами и улыбками на лицах занимаем свои места в зале. За стол садятся новые участники. Начинается новый поединок.
Какое-то время сидим молча, якобы увлеченно наблюдая за переговорами. А на самом деле, у обеих внутри - торнадо! Причем у каждой - свое. Я, конечно же, расстроенна поражением, да еще в финале, да еще и после таких уверенных и ярких побед. Мне досаден этот публичный разгром. Больно от такого циничного щелчка по носу. Ко всему этому поднимает голову чувство вины. И вдруг...
И вдруг я начинаю находить во всем, что только что произошло, открытие за открытием! Для себя. О себе. О своих эмоциях, о своей гордыне, о готовности брать ответственность на себя, об отношении к давлению извне, об устойчивости к внешней оценке... И много еще о чем. Эти открытия для меня -подарок, и если б не наш проигрыш, не видать бы мне этого подарка, как своих ушей. Когда бы я еще такие эмоции испытала и похожие ситуации пережила.
Когда б еще представился случай вот так, в игре, получить букет озарений! Внутри все поет! И слезы на глаза наворачиваются уже не от огорчения, а от радости! Прям вот уже не просто наворачиваются, а предательски катятся по щекам. И я вдруг понимаю, что это поражение дало мне больше, чем все предыдущие победы. Если б не это поражение, я б уехала отсюда ни с чем. Оказывается, поражение может быть победой!
И даже может быть круче победы!
- Пойдем, выйдем, - раздается шепот справа.
Выходим из зала. Садимся напротив друг друга на диваны в фойе. Глаза у нее тоже предательски блестят, но при этом улыбаются.
- Ты поняла что это было, да? Вот именно так я и теряюсь. И меня опять згнали в угол. Ты знаешь, я вся съежилась и хотела, чтоб все это поскорее закончилось... Там, за столом, я не нашла решения... Я поплыла, я сдулась. Все как в тумане. А когда сейчас сидела и прокручивала все в голове, ты знаешь, меня озарило! Я как-будто вошла во все свои страхи и сомнения, я нашла решения! У меня просто картина мира прояснилась! Я увидела, услышала, прочувствовала, на чем меня цепляют, как меня выбивают из седла. Как круто, что так все получилось, и у нас был этот поединок! Ты знаешь, у меня ощущение такой победы, что предыдущие два дня просто меркнут!
Из зала вышел Тарасов. Он не скрывал, что болел за нас, и все эти дни мы чувствовали его интерес к нашим баттлам. Увидев, как мы вылетели за дверь, видно вышел нас успокоить.
- Ну, не расстраивайтесь так. Все равно вы молодцы, - начал было он.
- Владимир Константиновииич! Что Вы! Мы так рады - не передать!
- Чему же? - хитро прищурился он
- Тому, что состоялся именно такой поединок!
- Так вы же в первый день заявили, что приехали за победой?
Ага, точно! В первый день, с какого-то перепуга, мы именно так во всеуслышанье и заявили. Но мы два дня назад и мы сейчас - это были уже разные "мы".
- Так это и есть победа! У каждой из нас, знаете, сколько побед сейчас вдруг образовалось - не счесть!
И мы коротенько поделилась с ним и ее личной ситуацией, и нашими озарениями. Главным из которых было, что поражение иногда бывает круче победы. Важно то, что ты из этого для себя извлекаешь.
Мы проиграли этот финал. Но выиграли от этого много больше!
- А чего ты не остановила-то, - повернулся он ко мне.
- Я хотела, дать ей возможность самой...