И не только императорские. По пути в Петергоф мы заезжали еще в Стрельну (в Орловский парк) и в Знаменку - в имение великого князя Николая Николаевича. И везде были конюшни. А поскольку построены они все были примерно в одно и то же время и по моде своего времени, то все они - неоготические. И до сих пор выглядят ужасно романтично.
Однако, по порядку.
Фасад Манежа
Дело было 25 сентября, на экскурсии "Замки и подковы" с Открытым городом. Экскурсовод - Струкова Марина Викторовна. Старт - от метро Автово, на автобусе, по Петергофской дороге, мимо частично сохранившихся дач вельмож XVIII и XIX вв. Мы с мужем пару лет назад прошли часть этого пути пешком, держа в руках старинные карты и сверяясь с современной местностью. Это была увлекательная прогулка, почти путешествие во времени... В этот раз дачи и вельмож не вспоминали. Пока ехали, слушали рассказ о лошадях и представляли себе, как долго и непросто было добираться из Петербурга в Петергоф без остановок в путевых дворцах или на почтовых станциях...
(В скобках вспомню, что я лет 10-12 назад протестировала конный спорт - брала уроки верховой езды и даже сходила в двухдневный конный поход по берегу Байкала. После тестирования идея увлечься лошадьми оставила меня. Хотя я до сих пор помню, с какой стороны нужно подходить к лошади, как ее оседлать и даже смогу вскочить в седло с земли, потому что знаю, как это делать правильно. Вот только делать этого мне больше совсем не хочется. А вот про конный поход по Байкалу здесь я не писала - найду материалы и фотографии, и как-нибудь напишу)
Первая остановка - Стрельна, Орловский парк.
Первый хозяин этого поместья - граф Алексей Федорович Орлов, племянник "тех самых" братьев Орловых.
Дворец графа был деревянный и сгорел во время Великой Отечественной. Тогда же с двух постаментов исчезли и кони Клодта - не то авторские отливки, не то гальванические копии. Постаменты стоят до сих пор и даже не покосились.
Дворец смотрел на пруд, кони были перед дворцом. В сети есть довоенные фотографии дворца и коней (1936 года).
Начиналось поместье с Готических ворот и Домика привратника. Ворота и домик сохранились, а еще сохранились парк, Башня-руина и хозяйственно-бытовые постройки: конюшня, оранжереи, птичник...
С 1834 года в Россию проникли и стали необыкновенно популярны готические романы. В моду вошла неоготика и все принялись возводить псевдоготические дома и замки, а в парках появились Острова любви, каменные мостики и живописные "руины".
Готические ворота и Домик привратника на входе в Орловский парк.
Парк доступен для прогулок в любое время года, безупречно чистый и ухоженный.
Здесь стоял один из коней Клодта. Второй постамент находится левее.
Пруд перед дворцом. Дворца давно нет, а пруд сохранился. Постройки на другом берегу - современные.
Башня-руина. "Руины" строились изначально как бы разрушенными. Башню недавно отреставрировали, а выглядит она, как видите, просто ужасно...
Слишком новая стала, с чужеродными металлическими элементами... Я нашла фото до реставрации, и совсем расстроилась - настолько сейчас это сооружение стало "мертвым".
Руки бы оторвать за такую "реставрацию".
Единственное достоинство - теперь можно безопасно подняться на смотровую площадку и осмотреть парк свеху.
25 сентября он был еще почти полностью зеленый. И безупречно чистые газоны хорошо видно.
Вот такие уродливые перила соорудили...
Вид на башню с другой стороны.
Мостик на "Остров Любви".
Готический колодец - малая архитектурная форма. Отсюда уже рукой подать до главной цели нашей прогулки по Орловскому парку.
Тема экскурсии - "Замки и подковы". Много говорили о лошадях, конезаводстве, знаменитых орловских рысаках... И главное, что осматриваем и с чем знакомимся - это конюшни. Они - на "заднем дворе". И вот туда просто так не попасть, только с экскурсией.
К сожалению, хозяйственные постройки бывшего имения графа Орлова сейчас заброшены и разрушаются. Нет пока у них хозяина, который бы все восстановил и отреставрировал, пока это еще возможно.
У зданий было разное назначение - хозяйство у графа было большое.
И даже в таком виде - романтично.
Сразу хочется почитать какой-нибудь готический роман...
Фасад конюшни с улицы Фронтовой. Я вас приветствую. А вообще мы ждем автобус - чтобы ехать дальше, в Знаменку.
Дальше была Знаменка. В интересующий нас период это имение принадлежало Великому князю Николаю Николаевичу - третьему сыну императора Николая I. Он был великолепным наездником (в армии его даже прозвали кентавром).
Конюшни в имении были построены также в неоготическом духе. Начиналась длинная эпоха историзма - время обращения к стилям предудщих эпох, потому что скучный классицизм к тому времени всем надоел, а новое придумается позже - ближе к концу XIX века (это будет последний большой стиль - модерн).
Эпоху историзма иногда пренебрежительно называют временем эклектики. Мне понятие "историзм" нравится больше. Оно ярче показывает, что происходило в архитектуре и искусстве. Художники и архитекторы использовали технологические возможности своего времени, и накладывали сверху исторический декор, отсылающий к готике, венецианским палаццо или русским теремам.
В 1830-е годы пошла мода на готику, благодаря чему мы сегодня в Петергофе и других пригородах можем встретить православные церкви, выглядящие как католические храмы, стрельчатые арки, нервюры, аркбутаны и прочие внешние приметы готической архитектуры. Часто - чисто декоративные, поскольку в тех же аркбутанах не было уже никакой потребности.
А еще в Знаменке сохранилась церковь Петра и Павла - в почти неизменном виде. Сейчас здесь находится икона святой Анастасии Киевской. А Анастасия Киевская - это... супруга Великого князя Николая Николаевича - Великая княгиня Александра Петровна. В какой-то момент он постриглась в монахини, уехала в Киев, построила там монастырь и занималась разными богоугодными делами. Не так давно ее канонизировали (если не ошибаюсь, в 2006 году).
Вот так. Приезжаете вы в Знаменку, а вас встречает хозяйка...
Не могу не упомянуть последних хозяев имения. Здесь жили еще два Великих князя, которые были женаты на сестрах - черногорских принцессах. Сестры увлекались мистикой, и именно из Знаменки началось вхождение в историю Григория Распутина (императорская семья жила тогда неподалеку - в Александровском дворце в Петергофе).
Левое крыло конюшен Николая Николаевича. Разрушается это все с постсоветских времен. До этого здесь был санаторий.
Барельеф с гербом. Как видите, пережил советскую власть, а постсоветскую - нет. Трудно сказать, что теперь со всем этим будет.
Храм апостолов Петра и Павла. Чистый классицизм (который всем надоел, помните?)
А вот и хозяйка имения - Великая княгиня Александра Петровна - святая Анастасия Киевская.
Внутри храма - большая икона. А смотрительница с удовольствием расскажет вам и о храме, и о Великой княгине - в духе жития святой. А мы едем дальше...
Конечный пункт нашего путешествия - Дворцовые конюшни в Петергофе. Это огромный архитектурный комплекс. Частично отреставрирован. А манеж даже используется по назначению. Правда, очень редко, поскольку не годится для современных форматов соревнований. Почти все, что когда-то создавалось для лошадей, сегодня устарело и не нужно.
Кстати, даже если вы никогда не бывали в Петергофе, вы все же могли видеть эти конюшни - они сыграли роль замка Трех толстяков в одноименном фильме с Алексеем Баталовым.
Спроектировал и возвел этот комплекс Николай Леонтьевич Бенуа. Первый архитектор в своей семье.
Дальше архитектура стала семейным делом.
(И до сих пор, кстати, является. Через дочь я даже знакома с представительницей этого рода. Ее отец внесен в официальное генеалогическое древо семьи Бенуа. Он был архитектором. И сама она учится сейчас в Академии художеств на факультете архитектуры)
А начиналось все с семьи кондитера, который жил и творил при российском императорском дворе...
Строительство конюшен началось в 1847 году. Все очень продумано в этом комплексе зданий - чтобы лошадкам жилось хорошо.
Бенуа комплексно подошел к строительству. Он даже разработал эскизы мебели для комнат персонала конюшен.
Осмотреть конюшни просто так можно только снаружи. Во двор и в манеж проникнуть можно только по предварительной договоренности.
Одна из угловых башен комплекса. У каждой было свое назначение. В каких-то хранили сено, в каких-то были жилые помещения.
Везде - герб Петергофа, принятый при Петре I. Позже он был включен в герб города как его часть.
Внутренний двор.
Здание во дворе. Пока не отреставрированное.И да, в советские времена здесь тоже был санаторий.
Д
Двери с историческими петлями.
Нервюрные своды в арках между башнями.
Главный фасад богато украшен готическими элементами. В этом - суть и дух историзма как явления.
Еще немного фасада. Рассматривать его можно долго. Хорошо тренировать знание терминов - названий готических архитектурных элементов. Некоторые из них здесь переосмыслены (например, львы вместо горгулий), некоторые присутствуют исключительно как декоративные элементы без функциональной нагрузки (например, контрфорсы).
Сначала мы прошли Дворцовые конюшни насквозь через внутренний двор и вышли к главному фасаду. Сколько раз мы проходили мимо него? Не знаю... Много! И не знали, что внутри есть такая красота... Впереди - Манеж.
Стропила на самом деле не дубовые. Сделаны из сосны и окрашены под дуб. На полу Манежа - специальный состав для лошадиных копыт. И лошади бывают здесь, хоть и редко. Люди чаще.И можно представить себя членом императорской семьи, поднявшись в императорскую ложу.
Конюшни перестали быть актуальны как конюшни еще до революции. В 1910-е гг. здесь стоял мотоциклетный полк. С тех времен сохранились росписи (точнее, их раскрыли при реставрации).
Вид через внутреннее окно на потолок со стропилами и императорскую ложу.
Декоративная (ведущая в никуда) винтовая лестница в императорской ложе)
В двух шагах от Дворцовых конюшен - вход в парк Александрия с Коттеджем Николая I. Тоже сплошь неоготика. Мы туда заглянули ненадолго, чтобы увидеть произведение современного искусства, выставленное прямо в парке, под открытым небом. Это большая (в человеческий рост) скульптура "Вечность". Автор - Григорий Орехов. Скульптура сделана по посмертной маске Александра Сергеевича Пушкина. Объект получился почти мистический, благодаря умелому использованию формы и естественного света. Смотреть скульптуру нужно со стороны храма Александра Невского, тихонечко спускаясь с пригорка. Гарантирую незабываемые ощущения! Вот только успеть нужно до 12 октября. Потом уберут.
На пригорке - как раз храм Александра Невского в парке Александрия (неоготика, храм православный).
Рассказы о лошадях и российском конезаводстве оставлю пока в запасниках. В посте я постаралась больше об истории и архитектуре рассказать. Так что у меня на сегодня все. До новых путешествий и встреч!