Недавно бывший муж мне баночку красной икры подарил. К новогоднему столу. Он машину продал - икру купил.
Разумеется, не на все деньги, что-то у него, вероятно, осталось. Хотя жизнь у нас такая странная, что красная икра может скоро продаваться по цене автомобиля.
Ну и вот, он мне эту баночку подарил, а я прямо в ужас упала, сказала, мол, спасибо, конечно, но я теперь этот продукт есть не могу! Он слишком дорого стоит! Цена икры никак не соизмеряется с моими доходами и с планами на будущее. И это лишает меня аппетита! Если икра, то только из кабачков!
Бывший муж посмеялся над моим ужасом, и мы немного поговорили о страхах.
Да, жизнь такая, что страхи вырастают, как грибы после дождя.
И я решила вспомнить свои рассуждения на эту тему, написанные пять лет назад, тоже в пятницу 13.
картинка из интернета
Сегодня пятница 13.
Считается, что в этот день что-нибудь плохое да случится.
А когда случится, надо не удивляться, а громко вскрикнуть: конечно, сегодня же пятница 13!
А если ничего плохого не случается, надо опять же громко вскрикнуть: ничего-ничего, ещё есть время, что-нибудь гадкое произойдет, сегодня же пятница 13!
И оно произойдет.
Про этот удивительный случай почти массового психоза в Википедии написано:
«В медицине рассматривается как одна из фобий и иногда называется параскаведекатриафобия.
Термин был предложен американским психотерапевтом Доналдом Доссеем, который составил его из греческих слов παρασκευή (пятница) и δεκατρία (тринадцать).
Доссей рассматривал сам термин как часть своего метода терапии безрассудных страхов.
По его словам, если вы сможете произнести такой термин несколько раз без запинки, ваш страх перед пятницей 13-го исчезнет сам по себе».
Мне повезло - в детстве у меня не было ужаса перед пятницей 13, поэтому и во взрослой жизни я никакого пиетета перед этим днём не испытываю.
В нежном возрасте у меня и так было предостаточно страхов - бедной пятнице просто некуда было приткнуться!
Детские страхи были неотъемлемой частью рассветного периода моей жизни. Способствовало этому жизнь в отдельной комнате большого дома. Комната располагалась прямо у входа, что добавляло ужаса в мои мозги, а родители долго не верили, что я боюсь темноты.
Да, каждую ночь меня душил нечеловеческий ужас, слепленный из огромного пространства тёмного дома, замогильной тишины и черноты за окном. Жили мы на окраине города, где всяческое хождение по улице прекращалось в 9 часов вечера и звуковой ряд состоял из лая собак. Я боялась темноты. И боялась её отчаянно!
Масло в огонь подливал народный фольклор детских ужасов - гроб на колесиках, синий ноготь, красный ковёр.
И особенно леденила кровь история про отрезанные ноги с табличкой «Мама я пришла домой!»
Как только наступала ночь, из всёх тёмных углов дома выползали вышеперечисленные персонажи и, поскрипывая колёсиками, потряхивая клубами нафталина, начинали меня душить.
Хорошо, что в то далёкое морально-нравственно-стерильное время ужасы и кошмары передавались детьми из уст в уста по ночам в пионерлагере или в гостях с ночевой. В кино ужастиков еще не показывали.
Хотя мне и здесь повезло.
Хорошо помню, как смотрела по телевизору «Вий».
Смотрела, не ожидая подвоха. А подвох, оказывается, меня уже поджидал в лице старухи-ведьмы. В сцене, когда она смотрит на Хому, перед тем, как на него запрыгнуть. Большего ужаса, чем взгляд этой ведьмы я не видела!
Мертвая Панночка молча и завистливо кусала ногти в своём гробу!
Я, кстати, потом пыталась осознать, почему сцены в церкви были совсем не страшные, а смешные? Весь ужас накатывал именно в сцене старухи и Хомы.
Оказалось, что фильм начинали снимать совсем молодые учащиеся Высших режиссерских курсов Константин Ершов и Георгий Кропачёв. Отснятый ими материал руководство Мосфильма поклеймило позором за слишком большую реалистичность и картину отдали доделывать киносказочнику Александру Птушко.
Сцены с Вием, и всякой нечистью принадлежат Птушко, поэтому они такие забавные. А вот старуха - это, вероятно, задумка молодых.
У них и Вий имел совершенно другой вид, он был похож на сотника, я видела эскизы этого персонажа…
Он был страшен.
А у Птушко - смешон.
Наверное, в этом есть какой-то смысл, что Ершову и Кропачёву не дали снять фильм полностью… Иначе, это было бы очень жуткое зрелище…
Природа настоящего страха живет в обычных вещах, в предметах, которые нас окружают. Чем более зверскую морду изображают на экране, тем смешней. А вот показать, к примеру, веселого клоуна, но так что мурашки по коже бегают от ужаса - и будет у человека на всю жизнь фобия на клоунов…
Ещё она страшилка моего детства - это японский фильм «Легенда о снежной женщине».
У нас в городе он шёл в кинотеатрах, что очень странно, потому что это был настоящий фильм ужасов.
И чиновники, закупающие зарубежные фильмы для страны, должны были его проигнорировать, как чуждый моральным принципам строителей коммунизма.
А они его профукали.
Наверное, им показалось, это обычная древняя легенда про древний японский дух, живущий в горах и всех одним взлядом-махом убивахом…Ни крови, ни пыток, ни мертвецов.
Но жуть такая, что я до сих пор не могу его смотреть, хотя в сети фильм есть.
Возможно, сейчас белое лицо с жёлтыми глазами и чёрные волосы Снежной женщины меня так не впечатлят как в детстве, но тогда….
Особенно меня поразили волосы, которые казались мне самостоятельно живущим существом. Японцы вообще придают длинным волосам какой-то мистический смысл, в страшилке «Звонок», по-моему, ужас, выползающий из видеокассеты, был страшно волосат…
Так что, по сравнению с моими детскими страшилами, кошмар Пятницы 13 уныло меркнет, не выдержав жестокой конкуренции. Фигня, это всё, а не ужас!
С пятницей вас!
картинка из интернета