Дядя Паша был старшим братом моего деда Александра Филипповича Петрова. Воспоминаний о нём осталось очень мало. Даже не так - воспоминание о дяде Паше до меня дошло только одно!
Бабушка Феня рассказывала. Когда он приезжал в гости к брату Александру и его жене Фенечке, вся деревня сбегалась посмотреть на молодого красавца в военной форме! Такой он был необыкновенный!
А Фенечке было всего 16 лет. Скромная, неграмотная девочка, живущая в доме строгого мужа, свекрови и золовок, она даже пряталась от Павла Филипповича, таким он казался ей умным и недосягаемым.
Она так и называла его - дядя Паша. А дяде Паше в 1916 году было всего 26 лет!
Его имя окутано загадочной и романтической легендой. Я ничего не знаю о нём, почти ничего.
Знаю только, что из всего рода Петровых он один достиг небесной высоты! В прямом смысле этого слова.
Павел родился в 1890 году в семье Филиппа и Марии Петровых в Вятской губернии. Возможно в г. Котельнич.
Он был старшим ребенком в семье. Потом родились сын и две дочери.
В конце 19 века Филипп забирает Павла и едет на золотые прииски. На заработки. Потому что Петровы жили бедно. По сословию они, вероятно, были из мещан.
Филипп с Павлом уезжают.
О больших заработках отца и сына предание нашего рода умалчивает, зато утверждает, что Павел, будучи невероятно смышленым парнишкой, очень понравился на золотых приисках одному политическому ссыльному. Ссыльный обучил мальчика многим наукам и наказал учиться дальше. На лётчика. Что Павел и сделал. Выучился где-то на летчика и давай летать с другими первыми российскими авиаторами.
Царю и Отечеству Павел Филиппович служил верой и правдой. А вот большевикам в 1917 году он служить не захотел. Поэтому взял аэроплан и удул на нём за границу Российской империи.
Там, за границей, он влюбился в польскую княжну. Вот и всё. На этом сведения о дяде Паше, передаваемые из уст в уста, заканчиваются.
Небольшое предание, согласна. И какое-то … завиральное! Я не очень-то ему верила. Аэроплан какой-то, княжна польская… И почему польская?
Честно говоря, и это предание и самого дядю Пашу давно можно было бы забыть. С чистой совестью.
Как мы забыли всех наших далёких предков, живших в бурном и вечно кипящем государстве Российском. Наших прабабушек, прадедушек, колесивших по бескрайним просторам России, подгоняемых ураганами войн и революций.
Мелкими песчинками разлетались они по огромному государству. Не оставляя следов потомкам, не обременяя память грядущих поколений. А у нас, затюканных бытом и сиюминутными проблемами, нет ни сил, ни желания собирать по крохам информацию о судьбе предков.
Вот и я, выросшая на предании о красавце дяде Паше, даже не интересовалась подробностями его жизни. Да и у кого я могла их узнать? Ни мама, ни тётушки дядю Пашу в глаза не видели.
Он приезжал в гости к брату Александру и его жене Фенечке, когда у молодых ещё и детей не было.
А когда появились ребятишки, дядя Паша уже не приезжал. Исчез на мятежных просторах молодой Советской России.
Но память о красавце Павле Филипповиче всё-таки осталась. В виде легенды о преданном государю-императору русском авиаторе она сохранилась в нашем семействе.
А не забылась эта история потому, что есть в наших старых альбомах несколько фотографий дяди Паши. И эти фотографии не дают мне покоя.
Я всматриваюсь в далёкое и красивое лицо, я пытаюсь рассмотреть знаки отличия на его одежде, я пытаюсь разгадать тайну его жизни.
Несколько лет назад я попробовала найти хоть какие-то следы дяди Пашиной биографии. Я бродила по интернет-сайтам в поисках неведомого русского авиатора с ужасно редкой фамилией Петров. Я ничего не нашла.
И я подумала, что семейное предание про лётчика Петрова - это выдумки, фантазия. Не было никакого авиатора. Ну, приезжал красавец в военной форме, деревню и бабулю мою пугал, ну и что? Почему обязательно лётчик?
Недавно я снова погрузилась в просторы интернета.
И очень внимательно рассмотрела фотографии.
И меня ждали удивительные открытия.
Я нашла документы, раскрывающие некоторые факты его биографии.
Итак.
Мой двоюродный дед Петров Павел Филиппович родился 16 февраля 1890 г.
С октября 1916 по июнь 1917 года он обучался в Гатчинской Военной Авиационной Школе по программе подготовки военного лётчика. Окончил школу в чине прапорщика. Павел Петров был простого происхождения, из нижних чинов, поэтому претендовать на более высокий чин не мог.
В 1918 году П. Ф. Петров был прикомандирован в 1-й авиационный парк Восточного фронта. Армия Колчака.
На 26 ноября 1918 года штабс-капитан Петров служил начальником авиационного отделения инженерного отдела Высшего Совета снабжения союзных армий. В 1920 получил звание капитана.
После разгрома армии Колчака следы дяди Паши опять теряются.
В документальной книге об участниках белого движения есть много биографических данных русских офицеров после разгрома Колчака. Кто-то был расстрелян большевиками, кто-то перешёл на сторону Красной армии, кто-то уехал за границу.
Про дядю Пашу не написано ничего, кроме того, что он холост.
Для меня эта информация стала потрясающим открытием и доказательством, что семейная легенда о дяде Паше не выдумка. Так что польская княжна вполне могла быть.
Вот его фотография из Варшавы. Называется эта карточка Визит-портрет. Была такая мода в мире фотографических портретов в начале прошлого века. В левом нижнем углу пять медальонов, по которым можно, вероятно, определить в каком фотосалоне он фотографировался. Но я ничего не нашла.
На обратной стороне плохо сохранившийся текст, из которого я с трудом разобрала слова:
« 3.2.15 г. Варшава. Примите …эту...карточку на …долгую память…»
Эти старинные фотографии не дают мне покоя.
Мне очень нравится портрет дяди Паши в белой фуражке и в белой рубашке с галстуком. На погонах шеврон Гатчинской лётной школы.
Но почему на кокарде звезда? Что она обозначает?
У солдат царской армии на кокарде был овал! Такой, как на фотографии из Варшавы.
Интересна ещё одна фотография. Она без даты, по форме и по погонам похоже, что дядя Паша в чине капитана. Видимо, это фото уже из Белой армии. И что за крест у него на груди?
Я пишу этот пост в надежде, что вы, уважаемые мои читатели, поможете ответить на эти вопросы. И я буду премного благодарна всем, кто дополнит мою информацию своими знаниями или соображениями по поводу этих фотографических карточек.
И последнее.
У прадеда Филиппа было два сына.
Александр и Павел.
Александр всю жизнь был истинным большевиком, горячо и преданно служил Советской власти, хотя в партию он не вступил. Закончив церковно-приходскую школу, дедушка всю жизнь был служащим, занимал материально-ответственные должности. Родные вспоминают его как невероятно принципиального, честного человека, преданного Союзу Советских Социалистических Республик.
А Павел был предан царю и Отечеству. Каким запомнили его потомки я не знаю… Да и были ли они у него? Никаких вестей от дяди Паши не было.
Два родных брата, решительных, непримиримых, категоричных оказались по разным берегам одной реки… Драма одной русской семьи.
Прошло сто лет.
История повторяется.