Школа без острых углов

Apr 05, 2024 12:11


На самом деле таких школ не бывает! Потому что острые углы есть во всех человеческих сообществах, в том числе и в школах.

Но знаю я одну школу, в здании которой этих углов мало. В нём сплошные округлости. И всякий раз, прогуливаясь мимо этого симпатичного дома, я не перестаю любоваться его красотой и плавностью.

А в минувшие выходные мы любовались вместе с Малышом. Благо у школьников были каникулы, школа опустела и её территория восхищала чистотой и покоем.





Хотя покой был относительным. На двух спортивных площадках все дни каникул шли футбольные матчи, и азартные игроки разного возраста активно нарушали сонное царство пришкольных угодий.

Погода была хорошая и вокруг школы прохаживались  мамочки с колясками, папочки с детьми и велосипедами. Все гуляют чинно и благородно! Не мусорят и не безобразничают.

И это удивительно!

Нет, не то, что не безобразничают, а то, что на пришкольной территории! Которая не закрыта и доступна всем желающим гражданам.

Вот у нас в городке, например, все школьные дворы огорожены и заперты. Во избежание всего плохого. Поэтому даже родители первоклашек вынуждены встречать своих детей за оградой, на улице.

Эта общеобразовательная школа в Славянке тоже огорожена, но ворота не на замке. Любой человек может прогуляться по чистым дорожкам, любуясь нарядным зданием,  его плавностями, округлостями и балюстрадами.

Школа в Славянке всегда привлекала моё внимание своим внешним видом. Оказалось, что это не просто общеобразовательное учреждение, а Ассоциированная школа ЮНЕСКО!

Откровенно говоря, я даже не знала о существовании таких категорий школ. Надеюсь, ЮНЕСКО не иностранный агент?

«Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО (САШ), созданная в 1953 году, связывает образовательные учреждения всего мира вокруг общей цели: нести мир в сознание детей и молодежи. Более 12 000 школ-членов ASPnet в 182 странах мира на практике поддерживают идеи международного понимания, мира, межкультурный диалога, устойчивого развития и качественного образования»

Очень надеюсь, что руководству этой школы удаётся нести мир в сознание детей и молодёжи. Хотя понимаю, как опасен и труден этот процесс в современной России.



Пока Малыш увлеченно изучал камни и гравий под ногами, я невольно вспоминала свои школы.

У меня их было две.

Первый класс я училась в южно-сахалинской школе №9. Это была  старая деревянная школа, построенная в 1928 году. В городе Тоёхара, столице префектуры Карафуто. Так назывался Южно-Сахалинск в эпоху сорокалетнего правления Японии над Южным Сахалином. Вероятно, и при японцах в этом здании была школа.

В интернете я нашла фотографию не очень хорошего качества, но уверяющую, что на фото старая школа №9.



фотография из интернета

После освобождения юга Сахалина, советская власть разместила в этом здании сразу две школы - для русских переселенцев и для корейских детей. Школы эти благополучно работали 16 лет, пока не наступил 1963 год, и не вышло  постановление ЦК КПСС и правительства о закрытии корейских образовательных учреждений.

Две школы объединили в одну - среднюю школу №9.

Класс у нас был большой, почти 40 человек. Треть учеников - корейцы. В памяти остались самые тёплые воспоминания о моей первой девятой школе. Она не была ассоциированной школой ЮНЕСКО, но мир в сознание детей и молодёжи несла на высоком уровне!

Я думаю, что именно учёба с корейскими детьми и правильное воспитание в семье сформировало моё чёткое убеждение - нет плохих национальностей, есть плохие люди.

Когда сегодня я слышу от взрослых, умудрённых жизнью людей, рассуждения о том, как они ненавидят всех хохлов, или всех азиатов, или всех узкоглазых и чёрных, у меня сердце сжимается. Мне тяжело это слушать, просто невыносимо, я не понимаю подобные принципы. Я никогда их не пойму. Моё детство не позволит мне это.



Традиционное общее фото после окончания первого класса. К сожалению, я не помню имени первой школьной учительницы, но помню, что она была очень-очень хорошая!

От  старой японской школы в памяти моей остались деревянные ступени, деревянные парты и огромная картина на стене школьного коридора. Масляная копия какого-то шедевра мировой живописи. То ли «Опять двойка», то ли «Возвращение блудного сына». Не помню.

В то далёкое время огромные копии известных полотен украшали многие общественные здания Южно-Сахалинска. На вокзале, например, висела картина «Переход Суворова через Альпы». А в городской бане  - «Девятый вал».

« Девятый вал» производил на меня сильное впечатление мощью и величиной. Я взгляд от неё не отводила, пока мы с бабушкой сидели в очереди тётенек, жаждущих помыться.

Однако я отвлеклась.  Так вот школа №9 была очень старая, очень деревянная, но тёплая и без острых углов. Именно такой она осталась в моей памяти. Хотя, говорят, что зимой в школе был жуткий холод, и дети вместе с учителями сидели в пальто. Я не помню этого.

В  школе №9 учились и мои двоюродные братья - Сергей и Женя. Сергей в пятом классе, Женя в десятом. Женя даже ходил на мои родительские собрания, ведь я жила в семье тётушки. А ещё Женя был активным участником школьного драмкружка. А потом он стал профессиональным актёром и режиссёром. Но это было потом…

Я помню, как мы с Сережей шли вместе домой в метель, утопая в снегу и заливаясь от смеха по любому поводу. Сугробы были великанские! И большего счастья, чем падать с размаху в белые подушки, у нас не было!

Наша школа мужественно простояла  40 лет. В конце 60-х мощный буран сильно потрепал  ветерана общего образования -  выбил стёкла, засыпал снегом кабинеты, нарушил систему отопления. Старую школу сломали и на её месте в 1969 году выстроили новое здание, которое живёт до сих пор. Сейчас это образовательное учреждение называется Восточная гимназия города Южно-Сахалинска  с углубленным изучением восточных языков.

К сожалению, я  новую школу так и не увидела. После первого класса родители забрали меня домой в Корсаков, и отправили учиться в школу №4.



Школа №4 г. Корсакова. Фото из интернета

Вот в этой школе было великое множество острых углов! Хотя, я сильно подозреваю, что все они явились результатом моей впечатлительной натуры, мнительности и заниженной самооценки.

Школа №4, типовая каменная трёхэтажка, была построена в 1969 году. Примечательным в ней был вход - прямо с улицы школьники спускались вниз, в цокольный этаж. Там располагалась столовая, гардероб и спортзал, по-моему… Никакой торжественности и пиетета перед храмом знаний вход в нашу школу не имел!

Зато у нас была Ленинская комната, которая буквально сверкала торжеством коммунизма! Просторная, залитая каким-то сияющим светом, с белоснежным бюстом Ильича и с витринами скучных  газетных вырезок. Я помню эту комнату всегда закрытой на ключ, но, благодаря стеклянной стене, мы могли из коридора любоваться её торжественностью и величием духа! Я всегда любовалась!

В этой школе я проучилась 9 лет… Не буду брать грех на душу, утверждая, что вспоминаю их с отвращением, нет, конечно. Но и особой любви к школе я не испытываю.

Хотя, учитывая, что в юности я была большой любительницей пострадать на пустом месте, это и не удивительно.

Вот общая фотография нашего 9 В класса.



В конце мая мы традиционно шли в городской фотосалон делать общую фотографию. Мальчики, девочки и классный руководитель. Дина Никитична. До сих пор её помню… Она преподавала химию, которую я благополучно забыла сразу же после школы. А вот жизненные уроки Дины Никитичны помню до сих пор.

Это был первый взрослый человек в моей жизни, который в клочья разнёс родительскую установку, что взрослые никогда не врут. Взрослые никогда не врут, внушали мне мама с папой. И вдруг. Не просто взрослый человек, а учительница, классная руководительница врёт мне, честно глядя в глаза!

Для меня это было большим потрясением. Дина Никитична преподнесла мне хороший урок человеческих отношений…

Да, моя школьная жизнь не была фантастически прекрасной, но она не оставила в моей душе страдальческих и мучительных воспоминаний. Обычная была жизнь.

А самое главное, что сейчас, спустя десятилетия, у меня есть возможность встречаться и вспоминать школу с моей школьной подругой Надеждой. Надя  теперь живёт в Пушкине и это для меня огромный подарок судьбы. Потому что я могу встретиться и поболтать с подругой школьного детства!

А в прошлом году Надя приехала ко мне в Славянку.

Мы договорились встретиться у  школы. Но Надя подошла к ней с одной стороны, а я гуляла с внуком на другой,  и мы немного побегали вокруг Ассоциированной школы ЮНЕСКО, пытаясь увидеть друг друга!

Но бегали мы недолго, ведь у этой прекрасной школы так мало острых углов! А под ногами ужасно много интересных камней, которые так приятно раскладывать на скамейке! И смотреть в светлое будущее... Ведь оно, это будущее, просто обязано быть светлым???



#моясемья, моя семья, #Сахалин, Сахалин

Previous post Next post
Up