личный опыт 11 языков изучения, 12 лет преподавания.
начинающие рвутся в бой слушать живую речь и стараются найти волшебные сайты с видео и диалогами для разных уровней. я же вот какую стратегию посоветую: - запомнить 300 самых нужных слов. - освоить 60-80% английской грамматики, не вдаваясь в исключения. - приняться за освоение 680 и 1040 самых важных слов в речевых шаблонах, - при этом осваивая ещё 10-20 % грамматики. и вот на этом этапе - активно вести записи, вот так слушать аудио-материалы и вот так смотреть фильмы.
из всего этого самое важное и трудное - освоить 60-80% английской грамматики. на это может уйти от двух месяцев до пары лет - если регулярно заниматься. в ВУЗах никто не обучает будущих учителей делу преподавания иностранного языка.
[а методики, разработанные иностранцами, слабо годятся для начинающих...]если курсы разработаны иностранцами, то они ориентированы на западный тип мышления. западные языки намного более сходны меж собой, чем с русским. поэтому когда они пишут учебники, то расчет на западного потребителя: все эти учебники и курсы начинаются одинаково: у вас, немцем Ich bin. а у нас I am. у вас Du bist, у нас You are. немцу больше ничего не нужно объяснять. наши же просто переведут Я есть, Ты есть... ок, пока нашему человеку понятно. затем идет: у вас Ich habe, у нас I have, Du hast - You have. и просто перевод У меня есть... опля, два "есть", но переводятся по-разному... немного сложновато. и после этого: у вас Es gibt..., у нас There is a book on the table. и просто перевод: На столе есть книга, без объяснений... третье "есть" в самом начале. сколько я ни спрашивал у школьников, уверенно знающих английский, разницу между: There is a book on the table. и The book is on the table. - не могли сформулировать. в общем, после конструкции there is, there are мало что учится.
работать с написанными иностранцами материалами стоит при достижении среднего уровня.
по этой схеме я самостоятельно выучил 3 языка до уровня Advanced, 1 Intermediate, и ещё около 7 - базовый уровень и 11 лет учу других.
1-й ЭТАП. осваиваем основы ЧТЕНИЯ-ПРОИЗНОШЕНИЯ и 300 самых важных слов. пусть это будет пока пассивное знание, то есть мы будем понимать, слово, когда увидим его на иностранном языке, но едва ли вспомним его, когда нужно будет перевести с русского на английский.
- чтение и произношение. чтоб слова запоминались, мы должны знать, как они читаются. если мы не уверены своем знании, то смотрим в словаре его прочтение в виде значков транскрипции.
- запоминание первых слов. слова - это строительный материал. для удержания их в памяти нужен связующий цемент:
2-й ЭТАП. овладеваем 80% НАМ НУЖНЫХ ПРАВИЛ, по которым слова собираются в предложения, и 600-800 САМЫХ ПОЛЕЗНЫХ СЛОВ слов. среднему человеку для решения почти всех его задач достаточно знания правил грамматики на уровне немного выше среднего и 1500-2000 слов.
в английском это между уровнями Intermediate и Upper-Intermediate. на этом этапе осваиваем до уровня между Intermediate. это ключевой этап - если мы его пройдем, то дальше всё пойдет как по маслу. * 11 вещей, которые стоит знать про уровни языка
- всё наше внимание и усилия грамматике. она - костяк, фундамент, несущая конструкция, на которую будут навешиваться слова и фразы.
- сетевая структура правил грамматики и значений слов. и слова, и грамматику нужно у себя в голове собирать по принципам логики и степени нужности.
- много писать и мало говорить на этой стадии изучения, - если мы хотим МНОГО ГОВОРИТЬ И МАЛО ПИСАТЬ на следующем этапе. когда мы пишем, есть время подумать и избежать многих ошибок. когда мы ОСВАИВАЕМ новое, нам не важна скорость, важна ПРАВИЛЬНОСТЬ.
время дня для изучения. в разное время суток наш мозг воспринимает и перерабатывает информацию не одинаково. выбирайте для учебы самые филейные лучшие части дня: или рано утром, или непосредственно перед сном, чтобы новое играло долгим эхом.
* 12 законов памяти: установки - осмысления - предшествующих знаний - ярких впечатлений - ретроактивного и - проактивного торможения - действий - интереса - повторения - одновременных впечатлений - края - незавершения
- выбор репетитора, курсов или учебника. в самом начале можно пробовать все три способа, чтобы уметь сравнивать. но остановиться на одном.
3-й ЭТАП. вот теперь уже наша задача - дееспособный словарный запас в 1500-2000 слов, отработка навыков и скорости устной речи, улавливание языка на слух. новых правил грамматики мы выучим лишь немного.
- плетем словесные сети, в узлах которых будут конкретные ситуации. вокруг этих узлов мы будем собирать слова: как представиться и завести знакомство, добраться до нужного места в городе, способы благодарить людей, попросить и дать разрешение, как предложить оказать услугу, выражаем свое мнение, даем обещания, способы извиниться ...
- говорим и улавливаем на слух. это наша конечная цель, ради этого мы учили иностранный язык.
- создаем и поддерживаем эмоциональный фон для более эффективного изучения. общаемся с интересными людьми, смотрим фильмы и читаем увлекательные истории
всё это разбито на 10 маршей и 48 ступенек и расписано детально в виде брошюры * часть-1 и * часть-2. данный пост - укороченная версия. на такой подход * я выходил долго и разными кривыми дорожками по ссылке моя рекомендация, как оформлять записи при изучении.
эти советы - если вы хотите достичь среднего и уровня и выше. если вам нужен английский, чтобы пару раз в году на курорт съездить, то можете ограничиться следующим: - запомнить 200-300 самых нужных слов для начинающих. - освоить 40-60% английской грамматики, не вдаваясь в исключения. - выучить около 300-500 слов, с которых очень сложно спрыгивать. и к которым можно свести прочие слова. - очень четко знать самые ходовые речевые шаблоны. то есть:
мы говорим фразами. поэтому для среднего уровня нужно иметь четко запомненными 40-80 самых ходовых фраз. do you have…? - I don’t have. would you like…? - I wouldn’t like. I would like you to… could you tell me… например, вы находитесь на окраине города чувствуете, что заблудились. и тут - о чудо! - видите прохожего европейской наружности. и вам нужно спросить. «так… вежливая форма can -> could… у нас вопрос -> глагол на первом месте. say или tell…?» пока вы так будете думать, человек знающий ответ - пройдет себе дальше.
даже если брать нормальную беседу, то имея в запасе 40-80 речевых шаблонов, ими можно заполнить 20-50% процентов содержания всей беседы. начинающие таким образом сэкономят очень много своих ментальных сил. если знать лишь слова - будут долгие зависающие паузы для обдумывания, как лучше их связать вместе.
кроме того, ходовыми фразами же мы можем потянуть время, пока мы вспоминаем слово. -> "как вы уже знаете, мне нужна виза. с одной стороны, это значит, что..." или дать обтекаемую оценку услышанного. например, ваш заграничный друг очень эмоционально рассказывает о своем приключении. но - вот засада! - вы там почти ничего не поняли. а сказать “sorry. I don’t understand”, - не поворачивается язык. ну вот и скажите, задумчиво качнув головой "such is life". или "that’s what may happen when you go abroad".
...голос из зала: "да кому она нужна эта грамматика? только голову ею морочат. вон сколько людей учат языки на месте, без всяких грамматик".
грамматика - она как нож, который может быть острым и тупым, с неудобной ручкой, натирающей мозоли и из разных видов стали. грамматика - это рабочий инструмент, которым можно по-разному пользоваться. можно и без этого инструмента. взять железку подточить края и говорить: то, чем я пользуюсь - ни разу не нож грамматика.
если смотреть на суть, то это - правила, по которым слова в понятном виде собираются в кучку. вот мой пост про важность грамматики. там больше деталей. и дети, и взрослые, и в родном языке, и в иностранном пользуются такими правилами. в родном языки мы выходим на них подсознательно, когда мозг перерабатывает сотни однотипных предложений, выводя из них закономерность. делая это сознательно, мы ускоряем процесс где-то в 18 раз.
при начальном и среднем уровне владения конкретным правилом мы в голове собираем слова, опираясь на изученную грамматическую конструкцию. когда мы по данной грамматической схеме ПРАВИЛЬНО составим пару десятков предложений, этот шаблон переходит в подсознание, то есть, грамматическая конструкция доводится до АВТОМАТИЗМА, о котором так долго говорили большевики любят говорить ну просто все.
но ВСЕ эти пара десятков предложений должны быть построены правильно в том месте, где задействована изучаемая грамматическая схема. если мы 4 предложений построили правильно, а в 5-м сделали ошибку, то подсознание делает reset, СБРОС накопленного материала и начинает всё по-новой. а когда мы говорим - вероятность сделать ошибку значительно выше, чем когда мы пишем. отсюда вывод - сначала осваиваем грамматический шаблон ПИСЬМЕННО, ЗАТЕМ - УСТНО.
чтобы запомнить словосочетание и на нем основанное правило, с ним нужно проделать четыре дела: увидеть, услышать, записать, применить в деле. задействовать слова в реальной жизни мы учимся за четыре стадии: 1) пишем медленно, но правильно с подсматриванием в учебные материалы. 2) пишем быстро и правильно без подсматривания в правила. 3) говорим медленно и правильно с подсматриванием в учебные материалы. 4) говорим быстро и правильно без подсматривания в правила.
в 4-х языках мне удавалось добиться АВТОМАТИЗМА речи. поэтому я рекомендую 1 * найти друзей-подруг по переписке. 2. переписываться через почту. далее 3. переписываться по аське или скайпу. 4. говорить те вещи, которые и вы, и вам уже несколько раз писали. таким образом всё будет идти максимально ЭФФЕКТИВНО.
* Большая подборка для начинающих учить Английский: значки транскрипции - их озвучка - 300 первых слов в 24 группах - рассказ о себе - типичные ситуации - фразы для переписки - разница между важными словами - как гугл может быстро помочь в 5 направлениях
* Хочешь успеха? Изучай неудачи. И делай иначе. В годы Второй мировой изучались сбитые бомбардировщики: макс. повреждения вдоль крыльев и хвоста. Где бы вы поставили доп. броню?... * Два доллара. Семейная пара играла в тотализатор на скачках. На след. день муж пошел один... * Листья салата. Два монаха мыли салат. - Ты можешь повторить, что говорил учитель в проповеди сегодня утром? - Нет. - Для чего же ты слушал проповедь?...