С учетом представлений Пирса о структуре триады, которая имеет бесконечное развитие и с каждым витком становится все МЕНТАЛЬНЕЕ, я не могу отделаться от мысли, что Пирс создал не науку, не философию, а новую религию протестантского типа
Вот главы 8 и 9 из энциклопедии
https://plato.stanford.edu/entries/peirce/#access 8. Психофизический монизм и антиноминализм..
Пирс считал, что наука предполагает, что Вселенная развилась из состояния максимальной свободы и спонтанности в свое нынешнее состояние, в котором она приобрела ряд привычек, иногда более укоренившихся, а иногда менее укоренившихся. С чистой свободой и спонтанностью Пирс склонен связывать разум, а с прочно укоренившимися привычками он склонен связывать материю (или, в более общем смысле, физическое). Материю он склонен рассматривать как «застывший» или «изнеженный» разум (1891; CP, 6.25; EP, 1.293). Таким образом, он был склонен рассматривать вселенную как конечный продукт процесса, в ходе которого разум приобрел привычки и «застыл» (именно это слово употребил Пирс) в материю.
Это представление обо всех вещах как о развившихся психофизических единствах своего рода помещает Пирса в сферу того, что можно было бы назвать «великими старомодными метафизиками», наряду с такими мыслителями, как Платон, Аристотель, Аквинский, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Шопенгауэр, Уайтхед и др . Некоторые современные философы, обнаружив этот факт, могли бы сразу же отвергнуть Пирса. Других его представление о психофизических единствах могло бы не смущать и даже не привлекать. Важно то, что Пирс утверждал, что разум пронизывает всю природу в той или иной степени: он обнаруживается не только у самых развитых видов животных.
Этот панпсихистический взгляд в сочетании с его синехизмом означал для Пирса, что разум простирается в своего рода континууме по всей вселенной. Пирс склонен думать, что идеи существуют в уме примерно так же, как физические формы существуют в физически протяженных вещах. Он даже говорил об идеях как о «распространяющихся» в том же континууме, в котором распространяется разум. Этот набор концепций является частью того, что Пирс считал (своей собственной версией) скотистским реализмом, который он резко противопоставлял номинализму. Он был склонен обвинять то, что он считал ошибками большей части философии его современников, в ее номиналистическом игнорировании объективного существования формы.
9. Триадизм и универс
Пирс считал, что наука предполагает, что Вселенная развилась из состояния максимальной свободы и спонтанности в свое нынешнее состояние, в котором она приобрела ряд привычек, иногда более укоренившихся, а иногда менее укоренившихся. С чистой свободой и спонтанностью Пирс склонен связывать разум, а с прочно укоренившимися привычками он склонен связывать материю (или, в более общем смысле, физическое). Материю он склонен рассматривать как «застывший» или «изнеженный» разум (1891; CP, 6.25; EP, 1.293). Таким образом, он был склонен рассматривать вселенную как конечный продукт процесса, в ходе которого разум приобрел привычки и «застыл» (именно это слово употребил Пирс) в материю.
Это представление обо всех вещах как о развившихся психофизических единствах своего рода помещает Пирса в сферу того, что можно было бы назвать «великими старомодными метафизиками», наряду с такими мыслителями, как Платон, Аристотель, Аквинский, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Шопенгауэр, Уайтхед и др . Некоторые современные философы, обнаружив этот факт, могли бы сразу же отвергнуть Пирса. Других его представление о психофизических единствах могло бы не смущать и даже не привлекать. Важно то, что Пирс утверждал, что разум пронизывает всю природу в той или иной степени: он обнаруживается не только у самых развитых видов животных.
Этот панпсихистический взгляд в сочетании с его синехизмом означал для Пирса, что разум простирается в своего рода континууме по всей вселенной. Пирс склонен думать, что идеи существуют в уме примерно так же, как физические формы существуют в физически протяженных вещах. Он даже говорил об идеях как о «распространяющихся» в том же континууме, в котором распространяется разум. Этот набор концепций является частью того, что Пирс считал (своей собственной версией) скотистским реализмом, который он резко противопоставлял номинализму. Он был склонен обвинять то, что он считал ошибками большей части философии его современников, в ее номиналистическом игнорировании объективного существования формы.