Уважаемые коллеги!
Мы представляем Вашему вниманию статью активного члена нашей организации - МОО "Женщины в науке и образовании"
профессора Т.В. Потаповой. Татьяна Васильевна, в числе прочих своих замечательных проектов, в 2000 и 2003 годах руководила детскими программами "Ученые - детям" и "Малыши и няньки" в Воронеже. Работа проходила в рамках конференций "Математика. Образование. Экология. Гендерные проблемы". Эти мероприятия вызвали профессиональное восхищение и оставили после себя теплые воспоминания в среде коллег и детей-участников программ.
Настоящей статьей мы начинаем обсуждение важной для всех работников образования темы,
которую сегодня чаще всего обозначают словами
"компетентностный подход в образовании".
ОТ ТРАНСЛЯЦИИ ЗНАНИЙ - К ОБУЧЕНИЮ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ
Т.В. Потапова
Татьяна Васильевна Потапова: [potapova@belozersky.msu.ru].
Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник отдела математических методов в
биологии НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ, автор более130 научных работ в области биофизики
живых клеток и межклеточных взаимодействий. Десятки лет Татьяна Васильевна активно занимается
научно-просветительской деятельностью, сотрудничает с Всероссийским обществом охраны природы и
МОО«Женщины в науке и образовании», руководит экспериментами по внедрению передовых научно-
практических рекомендаций в работу детских садов, разработала и ведет в МГУ программу повышения
квалификации«Исследование природы вместе с детьми» [
http://kids.genebee.msu.su].
Эту статью Татьяна Васильевна специально написала для широкого обсуждения заинтересованной
общественностью. В конце статьи- список публикаций для более детального ознакомления с темой
обсуждения. Можно встретиться для обсуждения на XX Международной конференции«Математика.
Компьютер. Образование» в Пущино-на-Оке28 января-3 февраля2013 г.: информация о конференции на
сайте [www.mce.su].
Общая мировая тенденция в реформировании образования в XXI веке- переход от
трансляции знаний к обучению решению проблем. В конце прошлого века группа ученых Научного
центра биологических исследований в Пущино-на-Оке встала на этот путь в связи с задачей
развития форм и методов экологического образования. Дело в том, что в Пущино с момента его
основания ученые тесно сотрудничали со школами. При советской власти, Пущинский научный
центр принимал участие в Международной программе «Человек и Биосфера» и наряду с научными
разработками в те годы было создано множество форм трансляции экологических знаний разным
группам населения. В частности, была создана Детская экологическая станция, которая с блеском
представляла нашу страну на Международной выставке«ЭКСПО-80» в Японии. Увы! - в1984 г. в
результате деловых игр, проведенных под руководством П.Щедровицкого, был сделан вывод, что
экологические знания сами по себе не создают мотиваций к экологически грамотному поведению и
необходимо искать какие-то другие механизмы.
Вдохновленные трудом основателя Римского клуба А. Печчеи «Человеческие качества»,
пущинские ученые-энтузиасты во главе с К.Б. Асланиди создали специальную структуру
«Лабораторию оптимизации природопользования» (ЛОП), в рамках которой осуществили около 40
хозрасчетных программ и проектов смешанными коллективами ученых и детей. Основной
образовательной парадигмой ЛОП было обучение детей выявлять, предотвращать и решать низко
затратными эффективными способами экологические проблемы. Воплощался в жизнь этот принцип
путем совместной деятельности взрослых и детей при обязательном участии в роли наставника
экологически компетентного ученого. Опыт работы ЛОП тех лет хранится в виде томов отчетов с
цифрами и графиками, фото и видеоматериалами. Вся эта информация остается по сей день
невостребованной со стороны отечественных реформаторов образования, которые сочиняют
рекомендации в общем виде, не опускаясь до конкретики.
Недавно я немного реанимировала Пущинский опыт, включив его в учебную программу
повышения квалификации «Исследование природы вместе с детьми», которая реализуется с 2011 года
факультетом биоинженерии и биоинформатики МГУ как платная образовательная услуга, но наряду
с этим доступна для бесплатного ознакомления на сайте«Ученые-детям» [
http://kids.genebee.msu.su].
Содержание программы: I. История и современные задачи исследования Природы(16ч). II.
Общественная поддержка исследований природы вместе с детьми (8ч). III. Организация
исследований природы вместе с детьми (30ч). IV. Отдельные формы и методы исследований
природы вместе с детьми (16ч). Цель обучения: подготовка к созданию и реализации конкретных
проектов по исследованию природы вместе с детьми. Введение в курс современных представлений о
роли общения с природой для развития личности, о развитии навыков и мотиваций
исследовательской деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. По
окончании курса повышения квалификации выпускник должен понимать характер и круг
проблематики исследования природы вместе с детьми, своеобразие методов и форм
исследовательской деятельности с участием детей и уметь использовать эти представления при
создании и реализации конкретных исследовательских задач и проектов.
Опыт работы с этой программой в прошедшем учебном году принес очень ценные
свидетельства того, что в детских садах (д/с) и школах Москвы еще жива культура привлечения
детей к исследованию природы, которая в XX веке процветала на базе отечественных станций юных
натуралистов и юных техников, в школьных лесничествах, в кружках при летних лагерях отдыха.
В XXI веке дети все более погружаются в мир увлекательных искусственных вещей,
неизбежно теряя при этом интерес к живой природе и, что особенно опасно, - исследовательские
мотивации в целом. Объекты искусственного мира сделаны по уже известным законам природы и не
возбуждают в такой мере воображение и исследовательскую активность детей, как мир природы,
который еще далеко не полностью познан и открыт! Чтобы сберечь у подрастающего поколения
исследовательские мотивации, совершенно необходимо приобщать детей с самого раннего возраста
к исследованию законов природы, используя все возможности, которые предоставляет нам жизнь
здесь и сейчас.
В 2007-2009 г.г. сотрудники и студенты МГУ проводили семейные научно-просветительские
акции «Деревья рядом с нами» для своих детей и внуков. Составили карту-схему расположения
деревьев16 видов вокруг Лабораторных корпусов «А» и «Б» и Биофака, сфотографировали деревья и
листья, подготовили раздаточные папки. В сентябре в честь Дня Работников Леса наставники
проводили детей и внуков по дорожкам вокруг своих рабочих корпусов, знакомили их с разными
видами деревьев, помогали собрать листья для гербариев, а также плоды и семена для создания
узоров в чашках Петри. Дети 5-10 лет увлеченно занимались под руководством родственников
научным поиском, вдохновенно создавали композиции из ягод и семян, с достоинством принимали
грамоты «Друг Леса». Взрослые общались друг с другом.
VIII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на
Земле» [www.chemeco.ru] в2010-2011 г.г. пригласил к участию семьи с дошкольниками и младшими
школьниками, предложив познакомиться на сайте «Ученые- детям» с примерами такой работы.
Результаты превзошли самые смелые ожидания организаторов: из 30 регионов России поступило
более 60 отчетов по итогам исследований, выполненных в городах и селах с участием дошкольников
и младших школьников на самом высоком современном уровне с помощью Интернет-ресурсов.
В рамках VII Фестиваля науки (12-14 октября2012 г.) сотни гостей Выставки в Шуваловском
учебном корпусе МГУ испытали радость непосредственного погружения в мир живой Природы в
творческой мастерской по созданию узоров из природного материала в лабораторных пластиковых
чашечках. Происходило это погружение в атмосфере заинтересованного общения со студентами и
аспирантами МГУ по научным вопросам. Жаль, что продолжалось оно всего 3 дня.
Уникальной площадкой для обучения детей и взрослых решению проблем могут быть наши
типовые детские сады. По программе «Исследование природы вместе с детьми» прошли обучение
девять специалистов детского сада №1820 г. Москвы и в настоящее время проектно-
исследовательская деятельность дошкольников прочно укоренилась в каждодневной работе этого
учреждения, поддерживающего разносторонние продуктивные контакты с сотрудниками МГУ. В
ходе взаимодействия ученых МГУ с коллективом детского сада №1820 проявились две важных
проблемы: (1) Нарушение речевого общения у детей, поступающих в детский сад.
(2) Пренебрежение со стороны управляющих структур экологической культурой озеленения территорий
детских садов.
Далее- немного подробнее об этих проблемах и возможных путях их решения.
Помощь детям с нарушениями речевого общения.
Специалисты д/с №1820, обратив внимание на массовые нарушения развития языковых
способностей и мышления дошкольников по сравнению с тем, что было совсем недавно, решили
помочь детям, следуя совету Ушинского: «Если же внимание ребенка слабо, речь его очень
отрывиста и бессвязна, выговор слов плох, то лучше, не начиная методического обучения,
подготовляйте его к нему беседой о предметах, окружающих дитя или изображенных на
картинках…» [1]. Мы исследовали возможности развития языковых способностей и мышления
современных городских детей путем введения детей в мир экологической культуры с помощью
специальных текстов, тестов и картинок на бумажных и электронных носителях. Эксперимент
полностью подтвердил выводы современной науки о закономерностях развития языковых
способностей человека[2-4].
Педагоги д/с №1820, вводя детей в мир экологической культуры через речевое общение по
поводу наглядных образцов явлений и объектов природы, убедились, что при этом, действительно,
детей не нужно было заставлять учиться языку и мышлению: дети с энтузиазмом стремились
интерпретировать все вокруг, обсуждая свои представления с педагогами и другими детьми. Дети, у
которых на других занятиях не особенно проявлялась внутренняя потребность слышать и понимать
речь, на занятиях речевым общением в контексте экологической культуры активно стремились
узнавать названия предметов и явлений и использовать эти символы, демонстрируя порой
незаурядную работу мышления. Дети утром, уже с порога детского сада спрашивали: «А сегодня
будем отвечать на вопросы?» «А вы не забыли, что сегодня- моя очередь?».
В конце прошлого века была создана книга «Экологическая азбука для детей и подростков»
[5], в которой обсуждаются экологические проблемы прямо с самими детьми разного возраста. На
основе этой книги я подготовила несколько пособий для занятий с дошкольниками и оснастила их
большим числом картинок из сети Интернет. В комплект пособий вошли: (1) Словарь. (2) Две книги
для чтения: «Азбука экологических проблем» и «Где мы были, что мы видели». (3) Рисуночные
тесты к «Азбуке экологических проблем». (4) Компьютерные презентации обеих книг для чтения.
(5) Обучающие тесты к книге «Где мы были, что мы видели». (6) Азбука правильных дел.
При занятиях с разными группами детей оказался разным тот путь, по которому наставники
следовали от пособия к пособию, от бумажного носителя к компьютерной презентации и обратно,
решая основную задачу: сделать ребенка активным участником поиска знаний и работы с
информацией для лучшего понимания жизненных ситуаций. Успех эксперимента подтвердил, что
современный ребенок усваивает основы экологической культуры, включая их в свой внутренний мир
как реальные ситуации из доступного ему окружения или воображаемые ситуации из мира сказок
[6,7]. Необходимое условие того, чтобы любые интересные и увлекательные занятия по исследованию
природы вместе с детьми, действительно, плодотворно сказывались на развитии языковых
способностей и мышления детей, - полноценное речевое общение между наставником и ребенком.
Задача такого общения- привлечь внимание ребенка к тому, что вполне обычные предметы и
явления вокруг него могут находиться в разном экологическом состоянии. Понять, что же вокруг
хорошо, а что плохо с точки зрения экологии, можно, когда у тебя есть нужные знания. А знания
нужно уметь искать. Помочь в этом могут специальные пособия для занятий с детьми
информационным поиском в области экологической культуры. Комплект таких пособий мы
разработали и апробировали, вопрос в том, как его тиражировать и внедрить а работу д/с?
Обеспечение экологически грамотного озеленения территорий детских садов.
В СССР существовала единая система из 200000 д/с. Группа специалистов Минобразования
СССР обеспечивала их согласованную работу с помощью единых нормативно-правовых документов
и контроля за выполнением условий, необходимых для эффективного функционирования всей
системы и отдельных ее частей: организационно-управленческих, научно-методических, финансово-экономических и пр.
После распада СССР сеть д/с существенно сократилась: к XXI в. в России
осталось всего около 50000 д/с, но они все еще действовали согласованно под государственным
управлением как общенациональная система. В1994 г. было подписано Министром образования РФ
(Е.В. Ткаченко) и Министром охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (В.И. Данилов-Данильян)
совместное Постановление «Об экологическом образовании обучающихся в
образовательных учреждениях». Вслед за этим было подписано соглашение между Всероссийским
обществом охраны природы (ВООП), Минэкологии РФ и Управлением дошкольного образования
Минобразования РФ о проведении ежегодных смотров-конкурсов по экологическому образованию в
д/с. Опираясь на эти документы, подразделения ВООП на местах могли получать финансовую
поддержку из экологических фондов на работу с д/с. Центральный совет ВООП с помощью ученых
последовательно включал научные рекомендации и передовой опыт в условия ежегодных
смотров-конкурсов и программы обучающих проблемных конференций в1997, 1999, 2001, 2003, 2005, 2007 и
2010 г.г.. Сегодня и эти конференции приказали долго жить.
4 Анализируя опыт взаимодействия ЦС ВООП с д/с, можно убедиться, как по-настоящему
эффективно решаются задачи начального экологического образования и воспитания там, где удается
наладить системно и целенаправленно межведомственные взаимодействия. К сожалению, именно
такая работа представляет для современного российского общества очень трудную задачу. Огромное
количество благих намерений разбивается о межведомственные барьеры, главный из которых-
сложность передачи бюджетных средств на решение вневедомственных задач. В конце прошлого
века задача усовершенствования участков детских садов как эколого-развивающей среды частично
решалась с помощью экологических фондов. Теперь эта поддержка во многих местах ослабла, а
Минприроды РФ вообще исключило из своих функций заботу об экологическом образовании и
просвещении населения, что сразу больно ударило по конкретной практической работе
зарождающегося гражданского общества с д/с на местах. Правительственная реформа 2005 г.
полностью ликвидировала на Федеральном уровне функцию управления системой д/с, передав ее в
регионы и местным органам власти. Кто и что выиграл от такой реформы? - Во всяком случае, не
дети России!
Большинство д/с России имеют отдельные здания и около1 га хорошо озелененных территорий
для выполнения оздоровительных, рекреационных и эколого-воспитательных функций. Типовой д/с
- это настоящий природно- хозяйственный комплекс, или, по современным понятиям, окружающая
среда, которая должна в режиме устойчивого развития удовлетворять основные потребности ребенка
в здоровом образе жизни, физическом и психическом развитии, обеспечивать его экологическую
безопасность, предоставлять условия и возможности для формирования основ экологической
культуры [7]. Д/с могли бы идеально служить в нашем обществе действующими моделями для
повседневного тренинга в экологически безопасном природопользовании и экологически грамотном
использовании ресурсов. Необходимое условие для реализации такого потенциала д/с- эффективная
общественная поддержка: помощь в тщательном экологическом обследовании всех сторон их
работы, грамотном анализе полученной информации и принятии на основе этого анализа
оптимальных управленческих решений, помощь в практической реализации научных рекомендаций
[8]. Мой личный опыт- живое свидетельство тому, что педагогические коллективы д/с
восприимчивы к контактам с учеными и после некоторой взаимной «притирки» можно найти очень
много интересных форм совместного творчества. Мешают- бюрократы, которых становится все
больше и больше и которые все дальше и дальше отрываются в своих указаниях от основной задачи
д/с- обеспечивать полноценное развитие детей, вводя их в мир современной культуры.
В 2005-2007 г.г. студенты и школьники по программе “Make a connection” определили все
виды деревьев на участках двух московских детских садов; составили карты-схемы расположения
деревьев; заложили на одном из участков уголок леса. В ходе работы студенты и школьники сами
проводили занятия и игры с малышами, общались с ними, снимали занятия фото- и видеокамерой, а
потом приходили к детям в гости с портативным компьютером, и таким образом малыши
приобщались к современным информационным технологиям. Старшие наставники учили малышей
узнавать деревья, помогали полюбить их. Вместе собирали гербарии из листьев деревьев, создавали
узоры из ягод и семян в пластиковых лабораторных чашечках. Учили, как правильно сделать и
повесить птичий домик, играли в познавательные экологические игры.
Важно отметить, что средства благотворительных грантов (игрушечных размеров от$800 до
$1000!) молодежь тратила только на расходные материалы: канцелярские товары и комплектующие
для компьютеров, лабораторный пластик, искусственный мех и стройматериалы, саженцы и почву.
Вдохновляла всех замечательная идея: развитие жизненных навыков через благотворительность.
Есть большая разница в том, с какой идеей брать в руки лопату. Одно дело, когда тебя гонят из-под
палки, непонятно кто и непонятно куда. Другое дело, когда солидная фирма дает тебе средства на
развитие твоих жизненных навыков, и ты берешься рыть землю, чтобы подарить малышам уголок
леса, в котором весной будут радовать глаз первоцветы, а осенью можно будет устроить праздник
Леса для гостей-ветеранов. Отрадно то, что молодежь в этой работе находила поддержку,
понимание и добрые квалифицированные советы у специалистов, весьма далеких от проблем
д/с: в Академии коммунального хозяйства, Мосзеленхозе и Главном Ботаническом саду РАН,
в Ботаническом саду МГУ и на Звенигородской биостанции МГУ, в Московском Клубе цветоводов
и Всероссийском институте лекарственных и ароматических растений. Деревья и формируемые
ими сообщества- леса требуют к себе нестандартного подхода,
поскольку срок их биологического существования исчисляется десятилетиями и столетиями. Здесь
требуется перспективное мышление и необходимость наличия у человека особых нравственных
начал, основанных на заботе о людях будущих поколений. В период с 2009 по2012 г.г.
представления о лесе органично вошли в работу с детьми педагогов и воспитателей детского сада
№1820 г. Москвы как составная часть эксперимента «Детский сад- эталон экологической
культуры». Были разработаны и реализованы разнообразные проекты с участием детей от 4 до7 лет:
«Исследование деревьев на территории детского сада». «Изучение свойств древесины». «Выгонка
листьев из почек на срезанных ветках разных видов деревьев». «Птицы нашего города» «Бобры-
строители» «В гостях у леса».
В занятиях с детьми по теме «ЛЕС», как и при освоении других
разделов, воспитатели, специалисты и педагоги дополнительного образования используют
интегрированный подход, при котором сочетаются проектно-исследовательская и изобразительная
деятельность, музыка, физическая культура, игры, театральная деятельность, знакомство с
литературой, просмотр телепередач, экскурсии. Большое внимание уделяется организации
самостоятельной деятельности детей.
Незаменимые богатые возможности для каждодневного общения детей с представителями
естественной лесной флоры в своем непосредственном окружении создает уголок леса, который был
заложен в 2010 г. на участке детского сада с помощью специалистов МГУ и с тех пор продолжает
развиваться и пополняться новыми представителями лесной флоры. Сейчас ведется
доукомплектование его кустарниками и травами для создания образа полноценного лесного
сообщества.
К сожалению, продолжает действовать закономерность, по которой вслед за радостью от
творческой общественной активности следуют огорчения. В наши дни в одном из детских садов,
аккумулировавших несколько лет назад творческую энергию московской молодежи, в итоге
очередных административных реформ уничтожены и экологическая лаборатория, и уголок леса.
И это- не случайность. В московских бюджетах на 2012-2016 г.г., ни Департаментом образования,
ни Департаментом природопользования не предусмотрена целевая поддержка развития участков
детских садов с учетом современных научных рекомендаций по экологической культуре озеленения
вопреки угрожающей тенденции устилать участки плиткой и оснащать исключительно средствами
физического развития детей в ущерб их эстетическому, нравственному и интеллектуальному
развитию. Вряд ли ретивые менеджеры, изобретающие все новые и новые пути реформирования
образования, напрямую преследуют цель ликвидировать у подрастающего поколения России
способности к мышлению. Скорее всего, они даже не догадываются о том, какую роль в развитии
мышления детей играет непосредственное общение с природными объектами. Однако, даже если и
нет злого умысла в обеднении природной среды на участках детских садов, приведет это к тому, что
мы получим в ближайшем будущем катастрофическое возрастание количества детей с недоразвитой
устной речью (и, соответственно, мышлением!). Чтобы предотвратить такие последствия,
необходимо всеми мерами обеспечить детским садам поддержку просвещенной общественности
[8-18].
Начиная с 2000 г., МОО «Женщины в науке и образовании» систематически включает работу
с дошкольниками в программы своих конференций [www.awse.ru]. В 2003 г. студенты Астраханского
технического университета провели исследование экологического состояния территорий8 д/с в
городе и доложили результаты своей работы на конференции МОО «ЖНО». В 2006 г. на
конференции МОО «ЖНО» в Дубне педагоги и ученые обсудили опыт исследования экологических
проблем д/с студентами университета«ДУБНА». В 2012 г. на XIX Международной конференции
«Математика. Компьютер. Образование» были представлены 9 сообщений о результатах
эксперимента по внедрению концепции «Детский сад- эталон экологической культуры» в условиях
XXI века московским д/с №1820. Буду рада, если поднятый в этой статье круг проблем заинтересует
просвещенную общественность и вызовет к жизни реальные конкретные формы поддержки
полноценного функционирования близлежащих детских садов вопреки активности непросвещенных
бюрократов.
«Научное образование так необходимо для нравственного поведения, что невежество
следует отнести к наиболее безнравственным явлениям. Мать, по невежеству
воспитывающая своего ребенка против гигиены, ведет себя безнравственно относительно
своего потомства, несмотря на свои чувства симпатии…То же самое можно сказать и
относительно правительства, игнорирующего законы природы, которые управляют жизнью
человека и общества» (И.И. Мечников- русский и французский зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и
патолог. Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель
фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии
воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, основатель научной геронтологии, лауреат
Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).)
Вполне конкретными шагами в направлении экологически грамотного озеленения территорий
детских садов могут стать: расширение разнообразия видов деревьев и кустарников; ландшафтный
дизайн; уход за уже существующими посадками и т.д. и т.п.
Литература:
1. Ушинский К.Д.. «Родное Слово: Книга для детей и родителей». - Новосибирск, 1994.
2. Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребенка». - Москва-Воронеж, 1997.
3. Выготский Л.С.«Психология развития как феномен культуры». - Москва-Воронеж, 1996.
4. Лоренц К.. «Оборотная сторона зеркала». - М., 1998.
5. Асланиди К.Б., Малярова М.А., Потапова Т.В., Рыбальский Н.Г., Цитцер О.Ю..
"Экологическая азбука для детей и подростков". - М., 1995.
6. Асланиди К.Б., Потапова Т.В.«Концепция экологического воспитания дошкольников» //
Мир психологии, 1997. №1.
7. Потапова Т.В. (Редактор-составитель) «Детский сад- эталон экологической культуры» - М.,
2004.
8. Т.В. Потапова, О.В. Морозова, В.А. Волков. 2002. "Повестка дня на21 век для дошкольных
образовательных учреждений". // Управление ДОУ. №3. Стр.108-118.
9. T. Potapova. «School children as EE teachers for pre-school age children». // CONNECT, Sept.
1995.
10. К.Б. Асланиди, Т.В. Потапова. 1996. «Привлечение школьников к экологическому
воспитанию дошкольников». // "Известия Японского Фонда защиты дикой природы, апрель
1996. Стр.5-7. (яп. яз.).
11. Т. В. Потапова. 2011. «Экологическая лаборатория в детском саду» // Методист ДОУ №7.
Стр.4-44.
12. Т.В. Потапова. 2003. «Роль исследовательской деятельности студентов и школьников в
решении проблемы экологической безопасности детских садов». //ТезисыVIII
Международной конференции«Нелинейный мир: Образование. Экология. Экономика.
Информатика» (15-20 сентября2003 г., Астрахань).
13. Т.В. Потапова и др. 2006. «Молодежный исследовательский проект в помощь детскому саду»
// ТезисыXIII Международной конференции«Математика. Компьютер. Образование». (г.
Дубна. 23-28 января2006 г.). Стр.338.
14. Т. В. Потапова. 2007. «Праздник леса в детском саду» //«В мире науки» №1: стр.88-89.
15. Т. В. Потапова. 2009. «Семинар нерешенных проблем: векXXI». М.: «У Никитских ворот» -
336 с.
16. Web-сайт «Ученые- детям»[
http://kids.genebee.msu.su].
17. Web-сайт «Детские проекты»[www.kidworks.ru].
18. Т. В. Потапова. 2011. «Приобщение дошкольников к идее устойчивости взаимодействий
человека и природы» // Сб. «БИОСФЕРА-ПОЧВЫ-ЧЕЛОВЕЧЕСТВО: УСТОЙЧИВОСТЬ И
РАЗВИТИЕ: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной80-летию
профессора А.Н. Тюрюканова. - М.: Фонд«Инфосфера» - НИА-Природа. Стр.322-331.