X ежегодная конференция "Тенденции развития образования. Кадры решают все?"

Mar 17, 2013 20:13


Дорогие друзья!Наша коллега - профессор кафедры высшей математики МАДИ Любовь Наумовна Посицельская побывала на конференции, проходившей в Москве, организованной авторитетными учреждениями российского образования и во многих отношениях для нас интересной.  Она любезно согласилась поделиться с нами некоторыми своими впечатлениями об этом мероприятии.

Заметки о
X ежегодной конференции
«Тенденции развития образования. Кадры решают все?»
Москва, 20-21 февраля 2013 года
Организаторы:
Московская Высшая школа социальных и экономических наук,
Национальный исследовательский  университет «Высшая школа экономики»,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы,
Институт управления образованием РАО.
В центре внимания конференции стояли вопросы кадрового обеспечения школьного образования.

О проекте документа «Профессиональный стандарт педагога» (по материалам доклада Фрумина И.Д. «Учитель, которого не будет» или «Страсти по профессиональному стандарту»).

На сайте Министерства образования и науки обсуждается проект документа «Профессиональный стандарт педагога», составленный рабочей группой под руководством Ямбурга. «Сегодняшние требования к педагогу - «сверхчеловек». Объем профессиональной деятельности определяется необходимостью работы с диверсифицированной аудиторией и включает обучение предмету, воспитание, коррекционная, развивающая и психологическая работа, ИКТ-компетентность. Международные источники требуют ещё больше, в том числе к содержанию: оно должно быть интересным.
В XX веке учителя рассматривались как полу-профессионалы (как медсестры). В ХХI - как супер-профессионалы (общественное ожидание). Это ожидание обусловлены следующими обстоятельствами: продление возраста обязательного обучения; рост образования родителей; поликультурная среда; рост количества детей с разнообразными особыми потребностями; конкуренция с молодежной индустрией (сообществами).
Препятствия: массовость профессии; двойной негативный отбор (в педвузы приходят слабые школьники, на работу в школу приходят слабые выпускники); не конкурентно способные зарплаты. В результате печальный социальный портрет учителя - «уставшая бабушка»: растет средний возраст учителей и процент женщин (90%).
Выход можно искать в структурировании педколлектива. Требования стандарта следует относить не к каждому учителю отдельно, а коллективу учителей (В.А. Болотов). Необходимо вводить тьюторов для индивидуализации обучения.

Развитие педагогического образования в России (по материалам Малого пленума и круглого стола - ведущий  - В.А. Болотов)

«Педвузы плохи, их надо присоединить к классическим университетам» (А.Фурсенко). Но такой опыт не анализировался. Результаты разные. Мониторинг показал неэффективность большинства педвузов, но часть критериев не пригодны для педвузов. Например, наличие иностранных студентов.
Предложения по усовершенствованию педобразования:
1.     Вариативность подготовки педагогов: специализация по компетенциям (тьютор, управленец, педагог-психолог и т. д. в соответствии с проектом проф. стандарта).
2.     Введение профессионального экзамена для поступления в вуз на педагогические специальности.
3.     Усиление психолого-педагогической подготовки студентов.
4.     Введение педагогической интернатуры - год практической работы в школе перед получением диплома, как в мединститутах.
5.     Допуск в профессию после квалификационного экзамена в сертификационном центре, не в педвузе.
6.     Проведение статистического исследования для выяснения потребности в учителях и сравнения с количеством выпускников-педагогов.
7.     Сетевое взаимодействие педвузов.

Повышение квалификации учителей (по материалам малого пленума и круглого стола «От повышения квалификации к непрерывному профессиональному развитию». Ведущий  - П.А. Сергоманов).

Источники кризиса системы повышения квалификации учителей:
1.     Отсутствует связь квалификации с вознаграждением.
2.     Устаревшие технологии и кадры в системе повышения квалификации.
3.     Не обеспечивается непрерывность и преемственность.
4.     Обучение не комфортно и не индивидуализировано.
5.     Нет системы сервисов.
6.     Разошлись источники развития школы и ИПК.
7.     Неясна стратегия развития образования на 5-10 лет.
8.     Отсутствуют нормативы на разные направления деятельности и повышения квалификации: образовательная деятельность; консалтинг; оценка качества и т. д.

Подготовка управленцев (директоров) для системы образования (по материалам малого пленума и круглого стола «Проблемы подготовуи управленческих кадров» - ведущий Е.Я.Коган).
Проблема: отсутствует владение инструментами управления.

Предложения:
1.     Ввести сертификат о подготовке в области управления для директора школы.
2.     Организовать подготовку управленцев для сферы образования, включающую масштабную практику.
3.     Ввести контроль за программами подготовки управленческих кадров в педвузах и системе повышения квалификации.

Материалы конференции будут опубликованы на сайте www.msses.ru.

Л. Посицельская
Москва, март 2013г.
Previous post Next post
Up